Проект для детей среднего возраста "В гостях у сказки"
проект (средняя группа)

Ашеко (Сазонова) Галина Валерьевна
Творческий долгосрочный проект  в средней группе "Гномики"
Срок реализации проекта (Сентябрь-Октябрь)
 
Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Проблема создания проекта в том, что современные родители из-за своей загруженности мало читают своим детям. Или читают современные книги, которые по возрасту не подходят их детям. Дети не знают авторов книг, а иногда не могут пересказать смысл данного произведения.
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребенка, создания совместной творческой работы с родителями.
В данном проекте мы с детьми  хотим показать, что сказка является одним из важных социально-педагогических средств формирования личности ребенка. Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к хорошим поступкам. Она создает условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств и эмоций, и творчества ребенка.
Самой главной целью проекта- это воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам. Развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства. Раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
1.Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывания отношений к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
2.Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
3.Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Ожидаемый результат от проекта – это повысит интерес детей и родителей к художественной литературе, возрождения традиции домашнего чтения, активное участие родителей в данном проекте, обогащать словарь детей и учить придумывать свои сказки.
 
 
Тип проекта:
·творчески-игровой
·долгосрочный (с 5.09.2022-28.10.2022)
·групповой (воспитатели, дети с родителями).
Содержание проекта.
1.этап проекта ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь)
2.этап проекта ОСНОВНОЙ (октябрь)
3.этап проекта ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (октябрь)
4.этап проекта
·определение темы, цели и задач проекта
·консультации для родителей
·оформление книжного уголка в группе
·подбор наглядно-дидактического материала.
Речевое развитие:
·слушание сказок и их пересказ
·рассматривание иллюстраций книг и беседы по этим книгам
·использование различных театров и показ сказки детьми (настольный, кукольный и  театр теней)
·придумать свою сказку (родители помогают в оформлении сказки)
·отгадывание загадок про героев сказок.
Физическое развитие
·образное имитирование героев сказки в играх «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Лиса и волк», «как заяц лесу ловил», «Заяц хваста».
 
Социально-коммуникативное развитие
·игровая деятельность (игра-драматизация, настольные игры)
·в рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице, вспомнить сказки, где герои попали в беду.
Художественно-эстетическое развитие
·лепка героев сказок
·раскрашивание иллюстраций по сказкам
·разучивание танцев и песен, стихотворений к осеннему празднику, дающие возможность более полно понять характер, образ и настроение героя сказки
Привлекать детей трудится, на примере героев сказок. Создавать игровую ситуацию и привлекать ребенка к помощи взрослому. Через сказку ребенок познает окружающий мир.
Знакомство и чтение сказок:
,«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ», «ГИСИ-ЛЕБЕДИ»,
«ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ», «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»,
«ВОЛК И ЛИСА», , «КОТ. ПЕТУХ И ЛИСА»,
 «ЖИХАРКА», «МАША И МЕДВЕДЬ»,
«ВАСИЛИСА-ПРЕМУДРАЯ", «ПУЗЫРЬ. СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ»,  «ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА».
 
Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.
Курочка ряба — Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.
Репка — Конец – делу венец. Мала капля, да большое дело делает.
Теремок — Сделай худо, не жди добра.
Волк и козлята — Страшись волка в овечьей шкуре.
Гуси – лебеди — Сумел ошибиться, сумей и исправиться.
Кот, петух и лиса — Перья павлиньи, а мозги куриные.
Маша и медведь — Не сиди на печи, не жди калачи.
Заюшкина избушка — Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные. Кошке смех, а мышке слёзы
Жихарка -Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Лиса и журавль — Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
По щучьему велению -Доброе дело сто раз возвернётся. Всяк в деле познаётся.
Заяц – хваста — Знай больше, а говори меньше.
Лисичка-сестричка — На всякого хитреца довольно простоты; Битый не битоговезёт.
Сестрица Алёнушка — Всему своё время; На всякое хотенье есть терпенье.
и братец Иванушка
Снегурочка — Кому солнце матушка, кому — злая мачеха
Царевна-лягушка — Любовь и верность сильнее смерти.
Пузырь, соломинка — Друзья познаются в беде.
и лапоть
·Досуг «Викторина по сказкам»
·— помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками
·чтение сказок с детьми дома
·подведение итогов проектной деятельности.
Содержание проекта:
«Речевое развитие»
Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» ,«Хороший- плохой», «Сундучок сказок»
Чтение, обсуждение и пересказ сказок.
Образовательная деятельность по сказки  «Лиса иволк»
Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира. Чтение и обсуждение авторских сказок
Рассматривание иллюстраций. Выставки книг:
«Русские народные сказки», Тематические
подборки книг: «Сказки о животных», «Волшебные сказки».
Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости. Сочинение сказок (с помощью родителей) «Я сочиняю сказку». Пересказ сказки «Пузырь ,соломинка и лапоть.» О.С. Ушакова стр.120.
«Познавательное развитие»
Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Социально –коммуникативное развитие»
Ремонт книг в книжном уголке. Загадывание загадок.
Д/игры «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».
Сюжетно - ролевые игры  «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»;
настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки», «Собери сказку».
«Художественно –эстетическое развитие»
Образовательная деятельность: ИЗО « Домик для трех поросят» Т.С. Комарова стр 76, Аппликация-«Мишка косолапый»;  : «Тарелочки для медведей» . Инсценировка и драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов.  «Сказка о рыбаке и рыбке». «Волк и семеро козлят».
«Физическое развитие»
Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» ,Физминутки.
Подвижные игры: «Гуси гуси». «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».
Работа с родителями
Консультация «Народные сказки в системе воспитания дошкольников». Участие родителей в образовательной деятельности . 
 
Заключение
Сказочные формы широко используются для развития личности ребенка, расширения его сознания и улучшения взаимодействия с окружающим миром. Ребенок знакомится со сказкой в раннем возрасте. Сказки уникальны по своим возможностям. Слушая сказки, ребенок учится не только родной речи, но и приобщается  к народной мудрости. В сказках нет нравоучений и добро всегда побеждает зло, но путь к победе долгий и герой проходит многочисленные испытания. На этих примерах в ребенке воспитывается вера в свои силы и настойчивость в достижении поставленной цели. Сказка это всегда нравственный урок. В них высмеиваются глупость и трусость, жадность и лицемерие. Они пробуждают в ребенке лучшие чувства: сопереживание, желание придти на помощь героям сказки. Кроме того сказки развивают воображение ребенка, учат его фантазировать. Детские фантазии – это залог душевного благополучия и полноценного развития личности ребенка. На материале сказок дети обучаются количественному и порядковому счету, усваивают и другие элементарные математические представления. Сравнивая и сопоставляя, у ребенка формируется привычка доказывать, что это так, а не иначе. Слушая сказку, ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них. Воздействия сказки на ребенка усиливается при выражении им своих чувств через речь и телодвижения соответствующего героя сказки при ее инсценировании. Очень интересно групповое рассказывание сказок, придумывания продолжения сказки или сочинении новой, а также переписывание сказок, когда сюжет сказки остается, а начало или конец меняются ( например колобок убежал от лисы ). Существуют многочисленные формы работы со сказкой. Сочетание художественного творчества и сказкотерапии всегда усиливает интерес ребенка к творчеству и ведет к возникновению положительного эмоционального отклика на окружающий мир.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
Планируемый результат выполнен.
Цели и задачи проекта достигнуты.
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование  звуко-произношения, выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ для детей средней группы «Музыкальная зимняя сказка»

Паспорт проекта 1. Полное наименование проекта: «Музыкальная зимняя сказка»2. Автор проекта: Каюмова Алла Анатольевна3. Руководитель проекта: Каюмова Алла Анатольевна4. Кадры: Музыкальный руковод...

Проект для детей средней группы "Наши любимые сказки"

Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к фантази...

Информационно- творческий проект для детей средней группы "Наши любимые сказки"

Представлена разработка проекта "Наши любимые сказки"...

Непосредственная образовательная деятельность для детей среднего возраста «Путешествие в сказку»

Непосредственная образовательная деятельность для детей среднего возраста«Путешествие в сказку» Программные задачи:- показать знания и умения детей, полученные в разных образовательны...

Литературная викторина по сказкам для детей среднего возраста "Путешествие по сказкам"

Формирование интереса у детей дошкольного возраста к русским народным сказкам...

Проект для детей средней группы "Русские народные сказки"

Проект для детей средней группы "Русские народные сказки"...

Познавательно-игровой проект для детей средней группы «Наши любимые сказки»

Познавательно-игровой проект для детей средней группы«Наши любимые сказки»...