Экологический проект «Прилетели журавли и соловушки малы!»
методическая разработка

Савина Ирина Владимировна

Проект направлен на развитие  у дошкольников личностных, интеллектуальных, физических качеств, творческих, музыкальных способностей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему

Развитию музыкально-творческих способностей способствуют:  

 -  использование различных видов музыкальной деятельности: восприятие

музыкальных произведений о весне,  исполнение  весенних  песен,  музицирование,  народные игры;  песенное, танцевальное, игровое творчество;

- интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое  развитие (восприятие музыкальных  произведений о весне,   изготовление жаворонков), физическое  развитие (подвижные игры, танцы),

 речевое развитие  (стихи, заклички,  пословицы. поговорки, загадки),

познавательное развитие (приметы весны, знакомство с  народными весенними праздниками),

 социально-коммуникативное (участие в играх, хороводах. концертных номерах,  праздниках;

- совместная деятельность воспитателей и детей ;

- творческие задания, в которых  ребёнок проявляет свою индивидуальность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_starshaya_gruppa.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

                   «Прилетели журавли и соловушки малы!»

Девиз проекта :

   "Мы хотим всё знать!

Мы хотим играть!

  Мы хотим творить!

         Вместе веселее жить!!!"

Аннотация проекта.

 Проект направлен на развитие  у дошкольников личностных, интеллектуальных, физических качеств, творческих, музыкальных способностей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему

Развитию музыкально-творческих способностей способствуют:  

 -  использование различных видов музыкальной деятельности: восприятие

музыкальных произведений о весне,  исполнение  весенних  песен,  музицирование,  народные игры;  песенное, танцевальное, игровое творчество;

- интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое  развитие (восприятие музыкальных  произведений о весне,   изготовление жаворонков), физическое  развитие (подвижные игры, танцы),

 речевое развитие  (стихи, заклички,  пословицы. поговорки, загадки),

познавательное развитие (приметы весны, знакомство с  народными весенними праздниками),

 социально-коммуникативное (участие в играх, хороводах. концертных номерах,  праздниках;

- совместная деятельность воспитателей и детей ;

- творческие задания, в которых  ребёнок проявляет свою индивидуальность.

                                     
                           Паспорт проекта

Авторы совместного проекта: 

Воспитатель Баранова И.В., музыкальный руководитель Первова Н.Ю.

Вид по доминирующей деятельности: познавательный.

 Продолжительность проекта: 9 марта-7 апреля

Участники проекта: воспитанники МОДУ №3  «Золотой петушок»,
Воспитатель Баранова И.В., музыкальный руководитель Первова Н.Ю.

Образовательные области: познание, художественное творчество, развитие речи.

Виды деятельности

  • Игровая
  • Музыкально-художественная
  • Коммуникативная
  • Продуктивная

 Цели:

  • Через все виды спортивно-игровой , музыкально-творческой  деятельности, через интеграцию образовательных областей: художетсвенно - эстетическое , познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие, как можно подробнее раскрыть особенности весны, весенних праздников, приобщить детей к народному творчеству. 
  • Создать радостное настроение, дружескую атмосферу в детском коллективе 
  • Задачи проекта:

-Развивать и закреплять знания детей, полученные в ходе реализации проекта в продуктивной, спортивно-игровой, художественно-творческой, музыкальной деятельности;

-Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором;    

-Активизировать познавательную, спортивно-двигательную деятельность;

-Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы весенней  природы.  

-  Развивать творческие, музыкальные способности детей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;

- Познакомить детей с весенними народными праздниками «Сороки» (22 марта -день весеннего равноденствия ,прилёт птиц);

 - Дать представление о весеннем  православном празднике Благовещение;

 - Формировать умение воспринимать и сравнивать музыкальные произведения;

-Знакомить детей с народными играми, развивать ловкость и координацию движений.

продолжать обогащать музыкальные впечатления детей ,знакомить детей  с русскими

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

  • Дети проявляют интерес к различным видам детской деятельности, к участию в подвижных играх с элементами соревнования, в играх – эстафетах.
    Могут оценивать с помощью взрослого действия сверстников.
    Имеют навыки организованного поведения в детском саду.

Интеграция образовательных областей:   Познание, физическая культура, коммуникация, музыка,  социализация, чтение художественной литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

*Разработана системы реализации проекта,  проведены музыкально-спортивные развлечения,интегрированные занятия ,

* у детей сформированы личностные качества: 

-повышен интерес к различным видам детской деятельности, к участию в подвижных играх с элементами соревнования, в играх – эстафетах

 -  проявляется  активность, инициативность, любознательность, стремление  к получению новых знаний,  обладает эмоциональной отзывчивостью, уважением к старшим.

- проявляется  умение оценивать с помощью взрослого действия сверстников.
- Закрепляются  навыки организованного поведения в детском саду.

 

Интеллектуальные качества:

- способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение);

- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

- демонстрирует  понимание эстетической ценности образцов устного народного творчества;

Физические качества:

- развиты координация и гибкость, опорно-двигательная система организма,

 равновесие, координация движений, крупная и мелкая моторика рук,  основные движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

Музыкально –творческие навыки:

-развиты  игровые, песенные, танцевальные навыки.

Первый этап. Подготовительный.

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к  совместной деятельности участников проекта: дети, педагоги .

Подбор музыкального репертуара, народных подвижных игр по теме,  разработка сценариев праздников, стратегии реализации проекта.

 Второй этап. Реализация проекта в области  "МУЗЫКА».

Репертуар

        Восприятие музыки

  1. Весна» А. Вивальди (Времена года),
  2. «Песня жаворонка» Чайковский П.И.,
  3. «Подснежник»Чайковский П.И.
  4. «Утки идут на речку» муз.Д.Львова-Компанейца
  5. «Жаворонок» муз. М.И.Глинки

Пение

  1. Весняночка» укр. н. п.
  2. Скворушка» муз. Ю. Слонова ,
  3. «Веселая дудочка» муз. М.Красева,

ст .Н.Френкель

9.«Весенний хоровод» муз./ст. С. Насауленко

Музыкально-ритмические движения.

а) танцы.

б) Игры.

 Музыкально-игровое творчество

10.Гори,гори, ясно» обр.Т.Ломовой,

11.Танец «Весна-красна»(Т. Суворова)

12. Аисты и лягушки» муз. В Витлина

Заключительный этап. Подведение итогов.

В рамках проекта были проведены   Сформированы  личностные, физические, интеллектуальные качества у воспитанников .

ДЕНЬ ГЕРАСИМА-ГРАЧЕВНИКА (17 МАРТА)

Герасим Иорданский, память которого отмечается в этот день, — христианский монах, живший в 5 веке в Ликии. Он родился в богатой семье, но оставил мирские дела и стал отшельником. Будущий святой жил в египетской пустыне, но позже пришел на берег реки Иордан, где основал монастырь. Всемирно известна история о том, как Герасим приручил дикого льва, вылечив зверя от ран. 
17 марта в народном календаре- день Герасима-грачевника. Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое название. Считалось, на св. Герасима прилетают первые вешние птицы - грачи; потому в народе говорили: "Герасим-грачевник грачей пригнал", «Герасим-грачевник грача на Русь вернет" .В народе говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят — весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». Если же грачи прилетали раньше 17 марта, то это считалось нехорошей приметой: предсказывали неурожайный и голодный год.

ЗАГАДКА, КОЛЫБЕЛЬНАЯ И ЗАКЛИЧКИ НА ДЕНЬ ГЕРАСИМА-ГРАЧЕВНИКА (17 марта)

Летом за пахарем ходит,а под зиму с криком уходит. (Грач)

Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А Николка спит, спит.
А-а-а-а-а-а-а-а,
А Николка спит, спит.

- Грачи - киричи,
Вы чьи?! Вы чьи?!
- Мы весны! Мы весны!
Мы пришли! Мы пришли!

Грачи - киричи,
Летите, летите!
Дружную весну
Несите, несите!

                           22 марта испокон веков на Руси отмечается праздник

                             Сорок сороков (День прилёта птиц). 

22 марта – день весеннего равноденствия.

День сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, в народе считался днем второй встречи весны (первая встреча — на Сретение, третья — на Благовещение). 

Это один из самых больших праздников весны. На Сорок мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается. 

Крестьяне в этот день ходили окликать весну. Предвестниками же весны бывали жаворонки, которые и прилетали в этот день, поэтому заклинали. Весну в образе ее вестовой птицы — жаворонка. 

Загодя выпекали из теста жаворонков, как правило, сорок штук — по числу погибших мучеников. Вот как они делались. 

«Жаворонки». Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли. Для смазки: сладкий крепкий чай. Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста, которое хорошо вымешивается. Затем из него лепят шар, отщипывают от него небольшие куски, раскатывают из них жгуты, завязывают узлом, головке придают соответствующую форму, из изюминок делают глазки, слегка примяв пальцами, лепят хвостик, делают надрезы-перышки, смазывают поверхность настоем крепкого чая с сахаром и ставят в духовку. 

Давали «птиц» детям, ласково приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Деревенская детвора залезали на повети и на крыши, привязывали «жаворонков» к шесту и, раскачивая самодельных птиц, распевала: 

Жаворонки, прилетите, Красно лето принесите! 
Жаворонки, жаворонки, Прилетите к нам. Принесите нам Весну-красну. Зима надоела, Весь хлеб поела. 

Затем выпеченных птицы крошили и раскидывали по сторонам. Так «заговаривали» скорое и хорошее лето. 

По замечаниям стариков, с 9 марта начинаются утренники — утренние морозы — и продолжаются ровно сорок дней. Если эти утренники будут продолжаться постоянно, тогда лето будет теплое. 

Чтобы защититься от морозов, хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков — «сороки святые, колобаны золотые». Испеченные колобки, начиная с Сорок, каждый день выбрасывали по одному за окошко, приговаривая: 
Мороз, красный нос, Вот тебя хлеб и овес, А теперь убирайся, Подобру-поздорову! 

На Сорок мучеников, по повериям, прилетают из-за моря сорок птиц. На Сороки птица-сорока кладет на гнездо сорок палочек. В старину в Малороссии на день сорока мучеников был у школьников обычай приносить своему учителю по сороку бубликов. В Западной России на день сорока мучеников сельские девицы, приплясывая, переламывали сорок досок и разрывали сорок небольших шнурков. Здесь же было обыкновение приготовлять на этот день галушки из теста, бросать в горячую воду, и потом всякий член семейства съедал их по сорок штук. На сороки мальчики сельские выбегали рано босые на двор и старались перебросить через кровлю сорок щепок. 

Среди севастийских мучеников был один по имени Сисиний, которому русский народ приписывал силу излечения от лихорадки. В старину этого мученика изображали на иконах, побеждающим 12 дев-сестер.(лихорадок). (О лихорадках см. также 10 марта). К Сисинию, которого в народе называли Сизинием, обращались в заговорах. 

Об этом дне также говорили: 

Сороки святые — колобаны золотые (булочки). 
Гречу сеять пропусти сорок морозов после сорока мучеников. 
Во что сороки, в то и Петровки (в день недели). 
На Сорок мучеников сорок птиц прилетают. 
Сорок пичуг на Русь пробирается. 

Сколько на Сороки проталинок, столько жаворонков. Прилетел кулик на Сороки из заморья, принес весну из неволья. На Сорок сороков жаворонки, прилетите, красно лето принесите.

ИГРЫ

 -- Игра «Прилетели птички»

 

Прилетели птички

Птички - невелички

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – скворушка

Серенькое перышко.

Это зяблик, это стриж.

Это развеселый чиж.

Ну, а это – злой орлан.

Птички, птички по домам!

Дети идут по кругу, исполняя песню,
в кругу ведущий (взрослый)

Ведущий рукой, показывает на детей – выбирается «орлан»

На слова «птички, птички по домам» дети разбегаются, а ребенок «орлан» догоняет детей, кого он осалит, тот и будет

                                          Игра «Жаворонок «
В небе жаворонок пел, 
(Дети выполняют маховые движения руками) 
Колокольчиком звенел, 
(Вращают кистями поднятых рук) 
Порезвился в вышине, 
Спрятал песенку в траве. 
(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз) 
Тот, кто песенку найдет, 
(Дети приседают, руками обхватывают колени) 
Будет весел целый год. 
(Дети стоя весело хлопают в ладоши) 
                                     
ИГРА «Бобы «
Ведущая: Поиграем ребята в игру «Бобы». Все вставайте в круг, прижавшись плотно друг к другу, так, чтобы между вами не было просветов. Я буду ведущей. Вот вам бобовое зернышко. 
Ваша задача- передавать бобовое зернышко друг к другу так, чтобы ведущий не смог догадаться, у кого оно. Итак, можно начинать. 
В кулаке бобы несу, 
Накормить я птиц хочу. 
Клюйте птицы, боб. Боб 
А ребята стоп, стоп. 

   Частушки весенние

1.Рыхлый снег на солнце тает, 
Ветерок в ветвях играет, 
Звонче птичьи голоса 
Значит, к нам пришла весна 
2.Ручейки бегут быстрее, 
Светит солнышко теплее. 
Воробей погоде рад 
- Заглянул к нам месяц март. 
3.Мишка вылез из берлоги, 
Грязь и лужи на дороге, 
В небе жаворонка трель 
- В гости к нам пришел апрель. 

4.Сад примерил белый цвет, 
Соловей поет сонет, 
В зелень наш оделся край 
- Нас теплом встречает май. 

 5.Новоселье у скворца 
Он ликует без конца. 
Чтоб у нас жил пересмешник, 
Смастерили мы скворечник. 
6.Здесь на ветке чей-то дом 
Ни дверей в нем, ни окон, 
Но птенцам там жить тепло. 
Дом такой зовут гнездо. 

7.Разноцветный, голосистый, 
Яркий, красочный, пятнистый. 
А, как встанет по утру, 
Запоет: `Кукареку!` 
8.Птички на деревья сели, 
Посчитай-ка: раз, два, три… 
На зимовку прилетели 
С красной грудкой снегири

Все:Мы частушки вам пропели 

Хорошо ли, плохо ли.         
А теперь мы вас попросим

 Чтоб вы нам похлопали.

Театрализованная игра «Новоселье птиц»

на стихи Е. Каргановой, Г. Ладонщикова.)

Вместе: Здравствуйте, желанные друзья!

Скворец: (Подлетев, к синичке)

Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач: (Подлетев к дятлу)

Здравствуй, дятел, наш приятель!

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите, птицы,

Что вы повидали?

Скворец: В жарких странах теплое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач:

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы,

Там растут на пальмах бананы.

Синичка: Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых?

Скворец:

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Вместе: Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда.

Мероприятие по реализации проекта

 "Закончились метели,

                              птицы с юга  прилетели!"

 

                     Интегрированное занятие  (Старшая группа)

 Воспитатель:

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня,
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю согревая
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
                                                 
Песня «Пришла весна»
Давайте, ребята, позовем солнышко, чтобы оно еще ярче светило.
                                               Дети поют закличку.
 Воспитатель:  7 апреля в Благовещение на Руси в третий раз встречали весну.

По погоде на Благовещение судили о будущем лете. По народному календарю мороз- предвещание урожая на огурцы, дождь- лета дождливого, холодный ветер – лета холодного. На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косу не плетет. В этот день на Руси делали добрые дела. В этот день нельзя ссориться, нельзя сердиться друг на друга. Детям пекли печенье – сделанные из теста фигурки жаворонков, куликов, грачиков. Этих птичек дети подкидывали вверх с высокого моста на улице и пели веснянки, или прикрепляли на нитку к палке, крыше, чтобы они летали по ветру. Это символизировало приход весны, пробуждение земли.

Ребёнок:

Когда вода разольется,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
 
Воспитатель:  А весна какая? Давайте придумаем красивые слова о весне.
( дети придумывают слова)
 Воспитатель:   Самыми первыми прилетели жаворонки,
Жаворонушек на проталине распевает,
Он зовет весну красну, вызывает.
Не летать снегам в чистом поле,
Растопились, буйной реченькой в сине море укатились.
Реб.: На Сорок-сорок птицы прилетают.
Опустилось на землю тихое «Ау!»
На неведом суку вздрогнуло: « Ку-ку!»
Лес встает навстречу нам: « Кто там?»
Муз.рук: Давайте послушаем разноголосое пение птиц.
(прослушивание)
 
Воспитатель:  Почему птицы возвращаются весной?
Откуда они прилетают?
Давайте мы поиграем в игру « Хорошо-плохо»
Игра.
А вы знаете, что в старину люди вставали в хоровод и зазывали птиц? Мы тоже встанем в хоровод и позовем к нам наших пернатых друзей.
Закличка: Уж вы пташечки, щебетушечки
Прилетайте к нам
Весну ясную, весну красную
Принесите к нам!
 
Воспитатель:  Ребята посмотрите, какое чудо! Какие красивые птицы прилетели к нам (дети в шапочках перелетных птиц загадывают загадки)
Как можно назвать их одним словом?
Дети: Перелетные!
 
Воспитатель:  Ой, а это что за птичка? (загадка про воробья). А воробей какая птичка?
Дети: Зимующая.
                                       
Игра «Воробушек»
 
Воспитатель:  А сейчас мы отдохнем и о весне стихи прочтем.
                                     
Чтение стихов.
 Воспитатель:   Как вы думаете, радуются птицы когда прилетают домой? Почему?
Как вы считаете, нужны ли для птиц скворечники?
Есть ли у вас любимые птицы?
Как вы думаете, о чем поют птицы?
Что может случиться, если птицы не вернутся к нам?
22 марта в каждом доме лепили из теста птичек –жаворонков, пекли их. И мы с вами тоже вылепим таких жаворонков.
                                 Лепка из теста «Жаворонки»
 
Воспитатель:  Давайте поблагодарим наших друзей-птиц1
Птицы поднимаются
Выше облаков
Птицы-это звуки
Садов,полей, лесов.
Птицы-это красота!
Любить должны мы их всегда!
В природе птицы важны,
Ведь очень все они нужны!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по реализации проекта "Прилетели птички, птички-невелички"

Хочу поделиться своим опытом в проектной деятельности. Представляю вам презентацию по реализации проекта "Прилетели птички, птички-невелички"....

Экологический проект "Река, родник и пруд моей малой родины"

Название проекта:  «Река, родник и пруд моей малой Родины» Срок реализации: 3 месяца (декабрь 2014 г. – февраль 2015г).Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.Тип, вид про...

Проект "Белые журавли"

Проект «Белые журавли» посвящен 72-ой  годовщине  Победы в Великой Отечественной войне. Главным стимулом для его реализации стало  стремление рассказать детям о горе, которо...

Экологический проект "Птицы прилетели!"

Подборка материала для проведения тематической недели "Птицы прилетели"...

Формирование начал экологической культуры посредством художественной литературы и малых форм фольклора

Формирование начал экологической культуры посредством художественной литературы и  малых форм фольклора.       Научить детей любить природу, видеть красоту, необычно...

Конспект занятия в средней группе "Прилетели журавли"

Познакомить детей с перелетными птицами...