Мастер-класс «Мастерская открытий»
материал (старшая группа)

Нагавкина Марина Алексеевна

Мастер-класс «Мастерская открытий»

(Использование технологии проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Нагавкина Марина Алексеевна,

 воспитатель МБДОУ

 «Полтавский детский сад «Березка»

Мастер-класс «Мастерская открытий»

(Использование технологии проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста)

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника

(А.В. Петровский)

Добрый день, уважаемые  коллеги!

Посмотрите, в руках у меня разноцветные конверты. Как вы думаете, для чего или для кого они? 

В современном мире мы получаем только электронные письма. А сейчас мне хочется напомнить вам те радостные ощущения, когда вы получали настоящие добрые письма в конвертах. Мне хочется вам предложить голубой конверт, а вам зеленый.

 Как вы думаете, с чем может ассоциироваться по цвету ваш конверт?  (коллеги делятся впечатлениями)

Кто из нас не слышал от ребенка: Почему? Зачем? Когда? Как?

Детская любознательность безгранична и бесценна. И лучшее, что может сделать каждый взрослый – приумножить любопытство малыша, которое поможет не только развить необыкновенную фантазию, но и возможно, помочь с выбором профессии в будущем.

  В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и целевыми ориентирами на этапе завершения уровня дошкольного образования, познавательная компетентность является важной составляющей при формировании личности ребенка.

Инструментом, который помог бы эффективно решить данную проблему, для меня стала реализация проектной деятельности.  

 В процессе  такой деятельности детям необходимо самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, с помощью взрослых или  самостоятельно искать нужную информацию.

У дошкольников развивается познавательная мотивация, мыслительные процессы: анализ, синтез, умение обобщать и делать выводы. Эти процессы вызывают затруднения у детей школьного возраста, а значит, начинать работу нужно именно в дошкольном возрасте.

Свою работу я строю на следующих принципах:

  • В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  • Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
  • Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при  поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

А сейчас я попрошу Вас, коллеги, пройти ко мне всех, кто сегодня получил добрые настоящие письма. Я предлагаю вам открыть конверты, в двух из них темы проектов, а в двух других способы реализации проекта. Вам нужно разделиться на пары.

Я предлагаю вам в течение 3 минут составить паспорта проекта для старших дошкольников и родителей. Один проект на тему «Состояния воды», а способ… (модель трех вопросов), другой на тему  «Воздух» (системная паутинка).

По окончании работы вам нужно кратко представить нам свой продукт.

У вас не возникло вопросов? (ответы участников)

Коллеги, я могу вас поздравить с первым «инсайтом», т.е. «озарением»! Вы поняли, что вам недостаточно знаний, чтобы выполнить это задание.

Чтобы мы могли с вами, коллеги, успешно выполнить задание, предлагаю подробнее рассмотреть, что же такое ПРОЕКТ

 Проект – это 6 П  (Проблема, Проектирование, Поиск информации, Продукт,  Портфолио проекта, Презентация)

На следующем слайде вы можете увидеть Этапы «Метода проектов»

1 этап – это выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.

2 этап – Планирование. На этом этапе я использую:

  • «Модель трёх вопросов»

 (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)

  • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт)

Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа.

3 этап – это реализация проекта. На данном этапе организую деятельность детей в центрах, обеспечиваю  оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляю и контролирую его осуществление.

На 4 этапе – осуществляю подготовку продукта деятельности к презентации.  Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

Давайте рассмотрим паспорт проекта (таблица на слайде)

Как вы считаете, теперь вы сможете решить поставленную задачу?

Помогут вам в работе памятки в виде инфографики. Работать вы будете в паре.

На следующих слайдах вы можете увидеть продукты детско-взрослой  проектной деятельности.

Я  использую  следующие типы проектов

  • Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях).
  • Информационно - практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление и дизайн группы, витражи и т.п.).
  • Исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна).
  • Творческие (оформление результата в виде детского праздника и т.п.).

Уважаемые участники фокус-группы, вы готовы представить свои проекты? (представление участниками проектов)

Применение  «Метода проектов» позволяет мне:

  • Строить активность ребенка на основе свободы.
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка.
  • Формировать личностные качества ребенка.
  • Способствовать развитию умения не только транслировать полученные представления, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели представления из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов.
  • Ориентироваться в информационном пространстве.
  • Вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.

Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик, исследовательского проекта «Шерстяные рукавички», который был снят для участия во Всероссийском конкурсе  «Я исследователь». (Видео)

Эффективность применения детско-взрослых исследовательских проектов можно измерить положительной динамикой развития познавательной активности у воспитанников. У дошкольников формируются такие качества личности, как любопытство, любознательность, познавательная активность, произвольность (усилие воли), самостоятельность.

Очень важно поддерживать любознательность ребенка. Станьте настоящей энциклопедией, исследуйте вместе неизведанное и мотивируйте ребенка изучать новое. С чего начать? Просто задавайте малышу вопросы, на которые он должен дать развернутый ответ, разговаривайте с ним на абстрактные и немного философские темы. Например, что такое любовь и дружба, почему важно беречь природу и ценить этот мир,  интересуйтесь, что ребенок думает о чудесах и бесконечности вселенной? Это поможет не только пробудить интерес к исследованиям и еще неизвестным ему тайнам, но и позволит сформировать собственное мнение и точку зрения на важные вопросы.

И самое главное – каждый ребенок может почувствовать себя успешным!

Рефлексия.

 Мне хочется процитировать слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…» Я поделилась с вами своей идеей, и надеюсь, что она вам пригодиться. 

Уважаемые участники фокус-группы, я предлагаю вам оценить мастер-класс и свое участие в нем  при помощи  воздушных шаров: желтых и зеленых. Если вы планируете использовать проектную деятельность в дальнейшем – то я предлагаю взять шарик желтого цвета, а если вы уже не раз это использовали, это для вас не новое – то возьмите шарик зеленого цвета.

А это шары, которые помогут мне реализовать невоплощенные идеи в моей жизни и профессиональной деятельности.

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут они соответственных высот, или останутся нераскрытыми. Удачи вам во всех начинаниях.

Спасибо за внимание!

Список литературы

  1. Киселева Л.С. 2018 г.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:  Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.  / Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, - 96с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.2019г. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,-64с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс презентация "Мастерская Деда Мороза"

Мастер класс презентация "Мастерская Деда Мороза"...

Мастер-класс «Творческая мастерская».

Цели: активизировать деятельность педагогов к оформлению учреждения.Задачи: вовлечь в творческую деятельность, предложенную в различных вариациях (по интересу), формировать умение резки канцелярским н...

Клуб родителей: Мастер-класс "В мастерской Деда Мороза"

Цель. Оптимизация образовательного процесса посредством нестандартного подхода к активному вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание неформального взаимодействия с семьёй...

Мастер- класс творческой мастерской группы « Пчелки» - коллективная работа « Веселые яблоньки»

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению   творческой работы к православному празднику Яблочный Спас ...

Мастер класс «Глиненная мастерская» Подвески и панно из глины

Мастер класс «Глиненная мастерская»Подвески и панно из глиныВид занятия: мастер-классЦель занятия: познакомить с техникой лепки из полимерной глины.Задачи:Научить воспитателей оп...