Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
материал (подготовительная группа)

Отчет по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2019-2020.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Московская Светлана Владимировна.

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства». (2019-2020гг).

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села, города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, родному дому и самым близким и родным людям, затем эти представления расширяются и родина для ребенка ассоциируется уже с родным поселком или городом, его историей и окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к России в целом. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, краю, наконец, к большой Родине.

Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину, готового всегда встать на ее защиту и прилагающего все усилия для того, чтоб она стала еще краше, богаче и могущественней.

   Цель:

   Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучение средств и методов патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет путем художественно-эстетического развития.

Задачи:

  1. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  2. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Оформить центр патриотического воспитания в группе.

4.Расширять представление детей о природных богатствах и полезных ископаемых нашего района.

5.Воспитывать уважение к труду, человеку-труженику, воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным руками человека.

6.Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

7.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к родному краю.

8.Расширять кругозор детей, активизировать словарь.

9.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю.

10.Развивать познавательный интерес в отношении родного края.

11.Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.

12.Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного города и района.

13.Развивать художественный вкус, творческие способности детей.

14.Воспитывать интерес к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений к прекрасному.

15.Повышать уровень самооценки детей.

   

Методы и формы работы: словесные, наглядные, игровые.

  • беседа,
  • игры,
  • чтение художественной литературы,
  • творческое задание,
  • художественное творчество,
  • трудовая деятельность,
  • театрализованная деятельность.

Этапы работы:

  • На первом этапе подобрать и изучить литературу по теме самообразования.
  • На втором этапе осуществлять активную совместную деятельность детей с воспитателем и друг с другом, а также деятельность с родителями.
  • На третьем этапе проведение итоговых занятий согласно плану, итоговая выставка лучших детских работ, создание фотоальбома детских работ.

Создание развивающей среды.

В группе оформлен центр творчества, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки и уголь, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи: портретная, памятники, натюрморт, пейзаж. А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.

План размещения игр в центре:

- «Соедини по линиям и раскрась»;

- «Составь композицию»;

- «Угадай животное»;

- «Преврати пятно во что хочешь»;

Творческая работа с детьми:

  • Рисование: «Герб моего детского сада», «Берега Енисея», «Как я провел лето в Лесосибирске», «Я здесь родился и расту».
  • Рисование с применением нетрадиционных техник: «Деревья нашего леса» (техника монотипии), «Ёжик» (рисование тычком жесткой кисти), «Ледоход весной на Енисее» (рисование по- сырому, рисование губкой и ватой), «Зимний лес» (рисование манкой и солью).
  • Совместно с воспитателем изготовление плана-схемы города (рисование + фото).
  • Лепка: «Кого я встретил в нашем лесу», «Грибное и ягодное богатство тайги», «Найдем друзей для рыбок Енисея», «Птицы Сибири».
  • Конструирование из бумаги (оригами): «Кораблик для путешествия по Енисею», коллективные работы: «Автомобили наших улиц», «Рыбки Енисея».
  • Конструирование из твердых деталей: «Мой дом», «Мост через Енисей», «Улицы Лесосибирска».
  • Конструирование из мягких деталей (ткань): «Животные тайги», «Украсим Лесосибирск: строим самый красивый дом для своего города».

Работа с родителями:

Консультации: «Любовь к малой родине начинается в семье», «Как привить ребенку любовь к родной природе».

Папки-передвижки: «История моего города», «Интересные факты об Ангаре и Енисее», «Сибиряки – кто это?» и др.

Изготовление кормушек для птиц (в рамках акции «Покормите птиц зимой»).

Создание фотогалереи «Чудеса сибирской природы» (фото необычных деревьев, кустарников, пней, снежных фигур и т. п.).

 Оформление выставки рисунков «Любимое место нашей семьи в городе».

Изготовление плакатов о бережном отношении к природе «В лесу родилась елочка, пусть там она растет» (в рамках акции «Не рубите елочку»).

Поделка из природного материала («Дары сибирского леса»).

  • Индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо моторных навыков.
  • Оформление папок-передвижек на темы «Роль рисования в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».
  • Оформление консультаций «Приемы и методы нетрадиционного рисования», «Как правильно похвалить ребенка?», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи».

План работы по оснащению центра патриотического воспитания.

1. Изготовление карты-схемы Енисейского района с изображением герба, красочные фотографии с изображением растений и животных наших Сибирских лесов, реки Ангары и Енисея, достопримечательностей города, портрет В.В.Путина, герб, гимн, флаг России.  

2.Картотека дидактических игр, картотека подвижных русских народных игр, картотека стихов о бережном отношении к природе.

3.Картотека тематических альбомов: «Животные и птицы Лесосибирска, занесенные в Красную книгу» (фото), «Природа Енисейского района» (фото), «Могучие сибирские реки – Ангара, Енисей» (фото), «Лесосибирск – мой город» (фото, тексты).

В результате работы у детей существенно обогатились знания о малой родине, у ребят развивается интерес к узнаванию нового о своем родном крае. В процессе творческой работы дети учатся видеть прекрасное там, где в ежедневной суете мы его не замечаем: в окружающей нас природе и людях. Дети постепенно перестают боятся творческих экспериментов, повышается уровень их самооценки. Работу в данном направлении не считаю законченной, в следующем учебном году я планирую продолжить работу с детьми по патриотическому воспитанию.

Художественная литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999.
  3. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. –СПб. : Детство-пресс, 2011г.
  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность. Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2.
  2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». -М.: Карапуз-дидактика, 2007г.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -Каро, 2007г.
  4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития. 2007г.
  5. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –М. : Творческий центр, 2011г.
  6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. –М. :Владос, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....

План по самообразованию по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства...

Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...

"Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства".

Современный этап общественного развития России требует соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие личн...

План самообразования "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"»

План самообразования по теме "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"»...