"Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства".
методическая разработка по рисованию

Камодина Ольга Ивановна

Современный этап общественного развития России требует соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие личности каждого ребенка, как указано в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Особую актуальность проблема нравственного возрождения подрастающего поколения приобретает в сфере патриотического воспитания детей.

Поскольку отсутствие патриотизма губительно для современного общества, поскольку – таким образом, воспитывается поколение людей без собственной истории, с фактически полным отсутствием духовности, то есть молодежи лишенных важнейших качеств нравственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_sredstvami.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.        

Воспитатель: Камодина О. И.

Современный этап общественного развития России требует соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие личности каждого ребенка, как указано в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Особую актуальность проблема нравственного возрождения подрастающего поколения приобретает в сфере патриотического воспитания детей.

Поскольку отсутствие патриотизма губительно для современного общества, поскольку – таким образом, воспитывается поколение людей без собственной истории, с фактически полным отсутствием духовности, то есть молодежи лишенных важнейших качеств нравственности.

Одной из основополагающих задач, стоящих перед российским государством и обществом в настоящий период времени, является его духовное, а также патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не изучая с самых ранних периодов культурно-исторического опыта народа, создаваемого столетиями и закрепленного в произведениях художественного творчества, а также народного изобразительного искусства. Формирование целостных представлений об истоках и традициях патриотизма в организациях дошкольного образования вполне возможно осуществлять и на занятиях художественного творчества.

Занятия по изобразительному творчеству способствуют полноценному и разностороннему развитию личности дошкольников, на них дети дошкольного возраста имеют возможность в полной мере проявить собственные творческие способности, постепенно расширяя имеющиеся у них познания в сфере художественного творчества, истории Родины.

Например, К.Д. Ушинский, характеризуя  принцип народности в воспитании, особо подчеркивал значимость воспитания у детей любви к Родине, осознания ими значимости собственного Отечества, ответственности за собственное государство. Данный педагог утверждал, что люди не могут существовать без принятия собственного Отечества, его любви и именно эти чувства дают воспитанию возможность полноценного формирования нравственности личности детей уже в дошкольном возрасте.

В основных образовательных стандартах сферы дошкольного образования, в частности: в действующих нормах Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования и прочих регламентирующих положениях отмечено, что область дошкольного образования должна быть основана на принципах интеграции сфер обучения, обеспечивающих всестороннее и также полноценное развитие всех основных качеств личности дошкольников, их гармоничную социализацию  и социальную адаптацию. Гармоничное включение личности дошкольников в жизнедеятельность современного российского общества обусловлено, в числе всего прочего и уровнем развития их духовно-нравственной сферы, которая основана на общепринятых эстетических ценностях (об этом особо указывали такие авторы как: Б. Т. Лихачев, Б. П. Юсов, В. И. Волынкин, И. А. Лыкова и др.). Именно по этой причине, подавляющее большинство всех современных программ дошкольных образовательных организаций, с целью реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования ориентированы на организацию совместных видов деятельности как дошкольников, так и взрослых. И прежде всего, тех видов деятельности, которые способствуют развитию творчества, воображения, образно-наглядного мышления, а также как личностного, так и художественно-эстетического развития всех дошкольников. К подобным видам деятельности относятся в том числе изобразительная деятельность дошкольников.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания патриотизма. Именно проектные художественно-творческие виды деятельности оказываются самыми востребованными для воспитания патриотизма у дошкольников в подавляющем большинстве дошкольных образовательных организациях. В последующие периоды личностного развития детей уже не складываются подобные благоприятные возможности для их индивидуального развития. Более того, игнорирование или применение исключительно формальных подходов к воспитанию патриотизма у дошкольников, в том числе и средствами изобразительной деятельности в дошкольном возрасте нередко провоцируют фактически невосполнимые потери в нравственном воспитании ребенка в последующие периоды времени. Поэтому патриотическое воспитание в том числе  средствами изобразительной деятельности дошкольников является главной задачей дошкольного воспитания.

Таким образом патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».

 

 Список литературы:

  1. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
  2. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  4. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  6. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  8. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....

План по самообразованию по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства...

Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...

План самообразования "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"»

План самообразования по теме "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"»...