Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
консультация

Миляуша Рафаиловна Мальцева

Обмен опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29» Асбестовского городского округа

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Мальцева Миляуша Рафаиловна

Асбест

2022

Любовь к родному краю, родной культуре ,родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

     Актуальность. Когда начинать воспитывать патриотические чувства у ребёнка? В каком возрасте формирование патриотизма наиболее приемлемо? Когда ребёнок начинает испытывать любовь к родной стране осознанно? Считаю, что чем раньше начинается патриотическое воспитание детей, тем лучше.

      Дошкольник – формирующаяся личность. Нам, педагогам, необходимо помочь ребёнку расширить его знания, опыт, приобщить к родной культуре. И постараться это сделать так, чтобы у ребёнка остались неизгладимые впечатления, которые и легли бы в основу формирования патриотических чувств. В детском саду нравственно-патриотическое воспитание происходит во время бесед, чтения художественной литературы. Дети знакомятся с обычаями, традициями родной страны во время песенно-танцевального творчества. С помощью изобразительной деятельности ребёнка можно познакомить с народными промыслами России, узорами национальной одежды. Возможности изобразительно искусства безграничны. В рисунке можно передать впечатления от поездок по родной стране, показать символы страны – герб и флаг. Дети могут нарисовать Московский кремль, достопримечательности своего родного города, а также сюжеты исторических событий страны: первый полёт в космос, День победы.

      Обычные занятия изобразительно-художественной деятельности могут не дать глубоких знаний о Родине, с помощью интегрированных занятий можно достичь более высоких результатов в данном направлении.

     Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности воспитанников.

       Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись.  Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Искусство помогает дошкольникам воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.

Цель моей работы - создание условий для становления основ  патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих  способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Достижение поставленной цели стараемся осуществить через решение следующих задач:

*Создать условия для становления гражданственности  и нравственности у детей  дошкольного возраста.

*Создать условия для обогащения представлений о  родном городе, крае, мире.

*Сформировать чувства уважительного отношения к старшему поколению, героическому прошлому страны.

*Воспитание эстетического вкуса  к  предметам декоративно-прикладного искусства родного края.

*Создать условия для формирования умений средствами изобразительной деятельности создавать выразительные художественные образы.

*Создать условия для повышения родительской компетентности в воспитании нравственно-патриотических чувств  своего ребенка.

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом:

•расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

•развитие художественно-эстетического восприятия;

•формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

•воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Для успешной реализации поставленных задач, были разработаны:

- перспективный план работы по нравственно-патриотическому  воспитанию детей;

- комплекс познавательных интегрированных занятий;

- проекты, игры.

Следующим этапом в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало пополнение развивающей среды.

        В нашей группе оборудован центр патриотического воспитания. Работа по созданию центра проводилась по направлениям: "Моя Родина-Россия", «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город». Созданы мини-музеи «Космос», «Моя Россия», «Мой город».  Наполнение центра включило в себя следующие разделы:

- государственная символика (буклеты, памятки по теме);

- тематические альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой город»;

- иллюстрации с изображением природы родного края, памятников    архитектуры, современных зданий родного города;

-игры-занятия «Государственные символы России»,

«Государственные праздники  России»;

- куклы в национальном костюме, предметы декоративно-прикладного искусства;

- книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

- поделки из природного материала.

 Такая предметно-пространственная среда вызывает у детей интерес к культурным традициям народа, будет способствовать формированию у ребенка позиции юного гражданина и патриота,

Выставочный центр, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Формы работы:

Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности используем следующие приемы:

•Просмотр иллюстраций произведений живописи русских художников –пейзажистов, портретистов рисовавших известных людей, жанровых художников.

•Экскурсии на выставки и музеи.

•Рисование сюжетов из истории страны (Полет в космос, День победы и тд.)

•Лепка и конструирование сюжетов из истории России (космическая ракета, танковое сражение).

•Лепка, роспись, рисование предметов народных промыслов.

•Электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).

•Наблюдение за красотой природы родного края.

Реализация    поставленных задач  всегда встречает у детей положительный отклик. Если детям предложить нарисовать ”красивое”, то в большинстве случаев они нарисуют природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его духовной жизни, мироощущения.

    Наш край богат и красив и разнообразен. Красоту родной природы мы стараемся донести до наших воспитанников во время прогулок, экскурсий в музей, по аллеям города,  просмотром мультимедийных презентаций, фотовыставок, организованных в ДОУ, в музее (««Панорама уральского искусства»», «Уральская природа в сказах П.П. Бажова», «Люблю Урал за красоту»…), чтения художественной литературы. Выставки помогли увидеть красоту родных мест, получить эмоциональный отклик на произведения живописи и графики, узнать о творческих людях нашего города, края и их достижениях в области искусства, воспитывают чувство уважения и гордости за наш город, наших людей, наш край. Свои впечатления дошкольники передают в своих рисунках, аппликациях, поделках

      Дети изображали различными художественными материалами образы птиц, насекомых, рыб, диких и домашних животных родного края. Дошкольники смогли осознать красоту животного, его пользу, материнскую заботу о детенышах, то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение («Следы на снегу», «У зверей тоже бывают мамы и папы», «Букашки-таракашки»…), что способствовало формированию гуманного отношения к представителям животного мира. В рамках городской акции «Покормите птиц зимой» дети нашей группы приняли участие в выставке рисунков, кормушек. В нашей работе также уделяется внимание творчеству русских художников, что позволяет обогатить представления детей об их творчестве.

     Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка, позволяет  повысить социальную компетентность дошкольников и выразить чувства любви в своих работах . В рисунках дети проявляли творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю. Наибольший эмоциональный отклик в душе дошкольников вызвали следующие темы: «Моя семья», «Мой друг», «С днём рождения, любимый  город», «Мамочка любимая моя»

      Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества” («Военная техника на страже Родины»…) и тема Великой Отечественной войны. Выставка рисунков «Спасибо деду за победу!». Мы подводили ребенка к пониманию, того что наш народ победил благодаря любви к своей Отчизне. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Это способствовало воспитанию уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам Родины.

         Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников, реализуется через приобщение к народным традициям родного края, где дети знакомятся с элементами самобытного национального искусства. Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников.    На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей как с искусством русского народа («Волшебная дымка» «Золотая Хохлома»…), так и   других   народов. Если на занятиях по ознакомлению с окружающим идет рассматривание одежды, посуды, предметов быта и игрушек, то на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют, лепят, расписывают, выполняют аппликацию.

         В рамках реализации проекта «Мы живем на Урале»  совместно с

детьми создана Красная книга Урала. Красный цвет ее оболочки – тревожный сигнал людям. Ведь содержание книги – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, птиц и растений. 

         Чтобы более широко раскрыть представления детей, углубить знания детей, используем ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют нам более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. Мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, звукозаписи, видеофильмы.   

      Различные конкурсы акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций, конкурсов воспитанники получают патриотические и природоведческие знания, формируют навыки  патриотической культуры, активную жизненную позицию. Акции и конкурсы  служат хорошей  пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. А самое главное итогом любого конкурса и  акции является продуктивная деятельность детей (результаты представлены на слайдах).

        Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников, средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Дет  испытывают  любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывают гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями, учатся любоваться природой, бережно относиться к ней.

      Данная тема является актуальной и важной на сегодняшний день.

Занятия по изобразительному искусству являются неотъемлемой частью в воспитании в учащихся патриотизма и любви к Родине.

Список литературы:

  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [Текст]. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.
  2. .Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 246 c.
  3. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст]. – Изд. 4-ое, доп. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с
  4. Практический журнал №8 «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»
  5. О.А.Соломенникова «Радость творчества» Москва 2001
  6. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
  7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность...

Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....

План по самообразованию по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства...

Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...

"Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства".

Современный этап общественного развития России требует соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие личн...