Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
консультация на тему

Субботина Олеся Геннадьевна

Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Цель: развитие духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:

1) учить детей воспринимать и видеть красоту через изобразительную деятельность.

2) формировать художественно-эстетические творческие способности в изо-деятельности

3) формировать художественный вкус.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.

 Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Я работаю в МБДОУ№19 воспитателей по изо-деятельности.  

Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии, беседы, участие в выставках, благотворительных мероприятиях.

На беседах на примере работ художников мы затрагиваем темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей.

 На занятиях вместе с детьми рассматриваем не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращать особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях.  При беседе о картинах бытового или портретного жанра я раскрываю темы семейного воспитания, давая оценку общественным явлениям, формирую у детей представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми.

 Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об изобразительном искусстве необходимо закреплять практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал. Педагог в процессе работы над рисунком должен закрепить эмоциональное впечатление, сформированное у ребенка во время беседы.

Не малую роль в духовно-нравственном воспитании играет патриотическое воспитание. На занятиях по рисованию мы затрагиваем такие темы как «Страна, в которой мы живем», «Мой край», «Моя малая родина», «Мой город».

Участие в выставках тоже имеет воспитательную направленность. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему. А также учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.

Еще одна особенность занятий изобразительным искусством – это возможность для юных художников участвовать в благотворительных акциях. Это может быть подготовка подарков для ветеранов или одиноких стариков. В нашем детском саду стали традиционными концерты ко дню пожилого человека, на которые мы приглашаем ветеранов, а наши дети изготавливают для них открытки и сувениры. Также ежегодно мы участвуем в конкурсе ко дню победы «Поклонимся Великим тем годам». У учащихся должно сформироваться понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся в улыбке и благодарности.

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству детей можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы патриотического и семейного воспитания.

материал подготовила

                                                                                               Субботина О.Г.,

воспитатель МБДОУ№19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....

План по самообразованию по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства...

Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...

"Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства".

Современный этап общественного развития России требует соответствующего нравственного воспитания детей, которое невозможно без дошкольного образования, которое направлено на всестороннее развитие личн...