Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики
материал (младшая группа)

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. Ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи, так как совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики

Актуальность темы:

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. Ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи, так как совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее". [1, с.128] Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей "сороки - белобоки") приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположены множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. [2, с.48] В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее, тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки [1.3, с.27 - 33].

Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Следовательно, чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию детской руки, тем быстрее и легче овладеет маленький человек правильной речью. Но даже упущенные моменты поддаются коррекции при умело спланированной системе упражнений, направленных на формирование мелкой моторики руки. Все вышесказанное и позволило нам сформулировать тему нашей работы: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста". Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием развития речи являются, по мнению М.М. Кольцовой "мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга". Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, предоставляет исключительный интерес в педагогическом отношении. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, что и доказывает актуальность данной темы.

В настоящее время проблема развитие мелкой моторики приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.

Цель: изучение влияния системы работы по формированию речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики

Задачи:

  • Изготовить нестандартные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
  • Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей, посредством нестандартных дидактических игр и игрушек.
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
  • Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме

Получить необходимые знания и умения.

Список изученной литературы

Октябрь

Анкетирование родителей.

Обследование детей

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

Ноябрь

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Распределить игры по лексическим темам

Картотека  игр

Декабрь

Внедрение в практику

Формирование опыта по данной  теме

Январь

Семинар-практикум  «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Настраивать родителей на сотрудничество по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях

Памятки для родителей «Играя, развиваем речевую систему детей посредством развития мелкой моторики рук»

Февраль

Консультация «Рисуем на манке»

Учить родителей использовать

манную крупу с целью развития

мелкой моторики и речи ребенка

Изготовление папки-передвижки

Март

 «Пальчиками

играем – стихи повторяем»

Познакомить родителей с методикой пальчиковых игр

Консультация для родителей

Апрель

Продуктивная деятельность «Наши с мамой руки»

Совместная творческая деятельность родитель-ребенок

Выставка

Май

Анализ выполнения

Отчет на педсовете

«Развитие мелкой моторики»

Анкетирование

«Домашние птицы»

Пальчиковая гимнастика

«Пирамидка»

Лепка

«Дождик»

Рисование

«Ежик»

Аппликация

«Красивые пуговки»

Игры с пуговицами

«Разноцветные дорожки»

Конструирование

«Каравай»

Народные игры

«Стержни и кольца»

Дидактические игры

«Курочка Ряба»

Рассматривание иллюстраций к сказкам

«Игра с пальчиками»

Речевые игры

«Гуси»

Прослушивание музыки

«Колобок»

Чтение литературы

«Лисички и зайчики»

Подвижные игры

«Интересные животные

Рисование по трафаретам

«Котята»

Собирание пазлов

«Веселая кашка»

Рисование на крупе

«Поиграем вместе»

Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе

«Теремок»

Инсценирование и показ на фланелеграфе

«Волк и семеро козлят»

Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)


Результативность работы

Работая по данной проблеме с целью формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста

через развитие мелкой моторики, мы добились определённых результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

С высоким уровнем - 45% воспитанников, средний уровень - 49% детей, низкий -  6%.

В ходе проделанной работы дети достигли следующих результатов:

- В процессе самостоятельной деятельности стали чаще употреблять стишки и потешки, заученные во время пальчиковых игр.

- Словарь детей расширился за счет систематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек.

- Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов;

- Сформировалось умение составлять фразы из трех и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.

- Сформировалось умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.

- В процессе игр на развитие мелкой моторики, дети более эмоционально воспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры.

- Движения рук и пальцев детей стали более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.

- Играя в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками, активно подражают им в движениях.

Таким образом, результатом работы стали следующие показатели:

  • У детей сформированы речевые навыки;
  • Повысился уровень развития мелкой моторики;
  • Дети стали более эмоционально и умственно развиты;
  • Пополнилась предметно-развивающая среда;
  • Обогатился родительский опыт в воспитании детей.

В перспективе: продолжать искать новые методические приемы, техники, которые будут способствовать развитию речи детей и мелкой моторики рук и формировать интерес к различным видам деятельности.


Заключение

Таким образом, создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, помогли добиваться поставленной цели.

В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка

Список использованной литературы:

  1. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: программа обучения в детском саду /Е.С. Анищенкова // М.: АСТ: Астерель, 2006. – 60с.
  2. Бардышева, Т.Ю. Умелые пальчики / Т.Ю. Бардышева // М.: ООО ТД Изд-во Мир книги, 2008. – 125с.
  3. Белая, А.Е., Мирясова, В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: программа обучения в детском саду / А.Е. Белая, В.И.Мирясов а // М.: АСТ: Астерель, 2009. – 143с.
  4. Вареница, Е.Ю., Елецкая, О.В. День за днем говорим и растем / Е.Ю., Вареница, О.В. Елецкая // М.: ТЦ Сфера, 2005. - с. 54-59
  5. Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова // СПб: Издательский Дом «Литера», 2008. – 32с.
  6. Закревская, О.В. Развивайся, малыш! / О.В. Закревская //-М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007- с. 60,65.
  7. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст]/О.А. Зажигина // – СПб: ООО Издательство Детство – Пресс, 2012. - 96с.
  8. Рузина, М.С. Пальчиковый игротренинг / М.С. Рузина //-Екатеринбург У-Фактория, 2006. –с. 173-200
  9. Светлова, И.А. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И.А. Светлова // М., «Олма Пресс», 2001. – 72с.
  10.  Фадеева, Ю.А., Пичугина Г.А., Игры с прищепками: творим и говорим [Текст] / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина // – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
  11.  Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить! / Е.А. Янушко //- М.: Теревинф, 2007. - с. 127, 162.

Мастер-класс с родителями на тему:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

с помощью мелкой моторики»

Цель: раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Задачи:

  • познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук.
  • показать приёмы развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия.
  • дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Форма проведения: мастер-класс.

Участники: воспитатели, родители, дети группы.

Оборудование: выставка пособий, дидактических игр, развивающих мелкую моторику рук для родителей. Памятка «Советы родителям», «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» на каждого. Дидактические игры: «Весёлое солнышко», «Соберём подарок (нанизывание) мягкая игрушка, цветные шнурки по количеству детей, фигуры фруктов для нанизывания, плотные картинки солнца; прищепки.

Ход мероприятия:

1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя). 
2 «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» (выступление воспитателя)
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
4. Совместное занятие по развитию мелкой моторики у детей.

Программные задачи по работе с детьми:

 1.   Развитие мелкой моторики, координации движений, развитие умения производить действия пальцами в соответствии с текстом потешки

 2.  Развивать   моторной ловкости пальцев рук, расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

- речевую активность детей;

- тонкие зрительные дифференцировки, ориентируясь на форму предмета;

- внимание.

3. Вводить в игру детей предметы - заместители.

4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методы и приемы:

Словесные: объяснения, вопросы, индивидуальные ответы, художественное слово.

Наглядные: игрушки.

Практические: игры с материалом.

Ход мастер-класса

1. Выступление воспитателя.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Джордано Бруно

Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. 

Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра.  В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. 

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия. 

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

С раннего возраста можно давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем мелкие.

В раннем и младшем дошкольном возрасте выполнять с ребенком при развитии мелкой моторики кисти следующие виды деятельности:

- Самомассаж (су-джоки, бигуди, резиновые мячики, крупы.)

- «Пальчиковый театр»;

- Выкладывание узоров из мелких камешков и круп;

- Завязывание и развязывание шнурков, узелков и т.д.;

- Застегивание и растягивание пуговиц различной величины;

- Комканье сжимание пористых губок, бумаги (для тренировки мускулатуры кисти рук);

- Лепка из глины, теста, или пластилина;

- Нанизывание бус, бисера, пуговиц; колец различной величины на стержень;

- Перематывание цветных клубочков ниток;

- Складывание кубиков, домиков.

- Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,  волшебные кубики.

- Собирание мозаики по возрастающей сложности;

- Собирание пирамидки, матрешки;

- Узнавание предметов на ощупь.

Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.

Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика?

-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

-Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно распределять его.

-Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.

-Развивается память ребёнка, т. к. он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

-У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками целые истории.

-В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую податливость и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение правилами письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки) "Сёксень вастовома"

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следуе...

"Формирование речевой грамотности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Актуальность.Речь возникает и развивается под влиянием потребности в общении. Тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей. Всем известно, что речь...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики "

Развитие мелкой моторики – одно из наиболее эффективных средств речевого развития детей, способствует формированию интеллектуальных способностей детей, а также оказывает влияние на общее пс...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....