Пословицы и поговорки как отражение культурного наследия.
консультация (подготовительная группа)

клещикова  маргарита  николаевна

Данная публикация предназначена для важности изучения пословиц и поговорок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Пословицы и поговорки как отражение культурного наследия

                                                                                                         Клещикова М.Н.

                                                                                  (г.о. Краснознаменск, Россия,

                                                                         МБДОУ «Золотая рыбка»)

В год культурного наследия народов России нельзя не вспомнить о пословицах и поговорках, которые обладают огромным образовательным потенциалом, без которого сложно понять в полной мере культуру другого народа. В фольклоре ярко отражаются моральные ценности страны, уклад жизни, характер и традиции.

«Величайшее богатство народа — его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…», — писал Михаил Шолохов

Россия – огромная многонациональная страна, каждый из народов, которой богат своим искусством, традициями и обычаями.

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют эти народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

В дошкольном возрасте дети особенно активно воспринимают воздействие окружающей среды, и это создаёт благоприятную почву для их всестороннего развития и воспитания.

Большое значение в обучении и воспитании детей я уделяю детскому русскому народному фольклору, так как художественные тексты его тесно связаны с игрой и основаны с учётом детских возрастных физических и психических особенностей.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает явлений реальной жизни.

Благодаря своему разнообразию, пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности. Лучшая возможность познакомить ребенка с пословицей – употребить ее в житейской ситуации. Тогда она станет понятнее и легче запомниться.

Во время еды уместно применить пословицу «Когда я ем, я глух и нем. Когда покушаем, то вас и послушаем», «Обед узнаешь кушаньем, а ум – слушаньем». Во время занятий или поручений можно сказать «Сделал дело, гуляй смело». Всеми любимая и известная пословица «Любишь кататься, люби и саночки возить».

В русском фольклоре есть пословицы, которые вовсе не являются образцами для поведения. Например, «Работа не волк, в лес не убежит». Детям следует объяснить, что пословицы придумывались разными людьми. Среди них и лентяи, которые не любили трудиться. Но трудолюбивых людей было все –таки гораздо больше, чем лентяев. «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Очень богатый и ценный фольклорный материал я использую в повседневной жизни. Дети приобретают умения ясно выражать свои мысли, лучше понимать жизненные ситуации. Подбираю пословицы и поговорки так, чтобы их смысл был понятен детям, или они могли проверить их на практике.

Во время хозяйственно – бытовой деятельности в группе, когда дети без всякого энтузиазма приступают к уборке, использую пословицу – «Глаза боятся, а руки делают». Дело, конечно, спорится быстро. При подведении итога - «Всякое дело мастера боится».

На занятиях по ручному труду или аппликации, в начале – «Семь раз отмерь, один раз отрежь». А если кто-то прослушал объяснение и сделал что -то не так, обязательно говорим: «Поспешишь – людей насмешишь», или «После дела за советом не ходят».

В повседневной жизни при помощи пословиц можно показать, как меткое слово может остановить хвастуна и насмешника, например: «Кто хвалится, тот с горы свалится».

На прогулках и во время наблюдений применяем поговорки. Например, наблюдая за первыми падающими осенними листьями, говорим детям: «Листья, как птицы: посидят, посидят, а осенью улетят». В пасмурный день, когда видим молнию, сравниваем её: «Молния, словно золотая орлица, на землю садится» или «Молния летит, словно огненная стрела». С наступлением зимы, сравниваем солнечное тепло с летним, и отмечаем, что «Солнце зимой светит, да не греет», а «Лес зимой словно седой».

Если дети начинают ссориться, напоминаем, что «Доброе слово, что солнышко в ненастье, а злое, как грязная вода». Объясняем, что говорить друг другу лучше красивые слова. В подобных случаях обязательно приводим пословицу: «Чего в других не любишь, того и сам не делай». То есть, если не хочешь, чтобы тебя обзывали, сам не обзывайся; не хочешь, чтобы тебя кто-то ударил, сам не дерись и т. п.

Ребенка дошкольного возраста следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому включаю в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках.

Так же для знакомства с пословицами и поговорками я широко использую мнемотехнику. В чем же уникальность этого приема?

Мнемотехника - это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Приемы мнемотехники развивают зрительную и слуховую память, внимание, воображение, восприятие, кругозор.

Главная цель мнемотехники – это развитие памяти.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки легко воспроизводить текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.).

      Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

  • Заучивания стихов, потешек, пословиц, поговорок;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • При пересказе текстов;
  • При составлении описательных рассказов.

          Нам педагогам, необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской культуры, воспитывая детей в национальных традициях.

           Литература:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.-М.: Детская литература, 1988.-С.175.
  2. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. Дошкольное воспитание. -1985.-№9.-С.54-56
  3. Даль В.И. Толковый словарь.Т.1-4. – М., 1955.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Валеология от А до Я" (физкультминутки, загадки, пословицы и поговорки)

Мини - сборникс подборкой физкультминуток, загадок, пословиц и поговорок на тему ЗОЖ...

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)

Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....

Конспект занятия Тема: Нижний Новгород культурная столица. Прогулка по культурному наследию.

Цель: Ознакомление  с культурным наследием Нижнего Новгорода. Задачи: Образовательные:- Знакомить детей с местами культурного отдыха нижегородцев.Развивающие:-развивать познавательный и...

Отражение культурного наследия России в портретной живописи.

Занятие проводится для детей подготовительного возраста в подгруппах 6-10 человек.Цель – ознакомление с культурным наследием России, обогащение духовно-нравственных, патриотических качеств, форм...