Статья Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте
статья (младшая группа)

Вершуловская Татьяна Ивановна

В статье раскрываются особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация прогулки в младшем дошкольном возрасте

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Приступая к работе с детьми 2—4 лет в условиях прогулки, следует выстраивать педагогический процесс с учетом феномена раннего детства.

Раннее детство — особый период в развитии ребенка, который имеет ряд кардинальных отличий от последующих периодов его жизни.

1. У детей раннего возраста наглядно-действенное мышление. Жизненный опыт их невелик. Малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором (радуга, метель, листопад) и с чем он может сам действовать (приседать или тянуть руки вверх, определяя, что резеда —низкие цветы, а золотой шар —высокие и т.п.).

2. Детям раннего возраста присуще чувственное познание действительности. Только включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), малыш начинает понимать, что такое огурец и морковь, где что растет и т.п. Взрослый, решая задачи образовательной области «Познание», обогащает малышей знаниями об окружающем мире.

3. При организации прогулки следует учитывать особенности детей этого возраста:

• быстрая утомляемость и отсутствие тормозных процессов, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей, осуществлять смену видов деятельности;

• малая выносливость работоспособности коры головного мозга, неумение сосредоточиваться диктуют необходимость дозирования новых сведений (рассказ о жизни зимующих птиц, первые сведения о времени года и т. п. могут длиться не более 3—4 минут);

• отвлекаемость (на прогулке поводов для этого предостаточно);

• затруднения при запоминании (поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение).

4. Организуя работу с детьми, необходимо удовлетворять их потребности. Например, потребность в ярких впечатлениях, в интересных действиях приводит к тому, что дети охотно идут на прогулку, находятся в хорошем настроении, активно участвуют в предлагаемых мероприятиях.

На прогулке созданы все условия для удовлетворения детской потребности в двигательной активности, что позволяет взрослому осуществлять задачи образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд» и др.

Особо следует уделять внимание удовлетворению потребности детей в самостоятельном познании окружающего мира. Это дает взрослому возможность решать такие задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира, расширение детского кругозора и др.

Но главная потребность малыша —потребность в общении со взрослым. Отсюда и требования к взрослому, к его личностным качествам. Воспитатель должен обладать такими качествами, как: открытость, доброжелательность, любовь к детям, чувство юмора, чувство прекрасного и др., что позволит ему эффективно осуществлять основные направления социально-личностного, художественно-эстетического развития и др.

Большие требования предъявляются и к профессиональному мастерству воспитателя: постоянное совершенствование собственных знаний, творческий подход к работе, умение выстраивать с детьми субъект - но-субъектные отношения.

5. В раннем детстве ведущим видом деятельности является предметно-игровая деятельность. Наряду с ней под руководством взрослого формируется сюжетная игра, в которой первые игровые действия объединяются в сюжеты, в которой ребенок с помощью взрослого осваивает ролевые действия и ролевое поведение, учится вести ролевой диалог. Таким образом решаются задачи таких образовательных областей, как: «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и др.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки —до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15° С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Прогулка родителей с ребенком или непосредственная работа гувернера с одним—двумя детьми или педагога прогулочной группы численностью до 4—5 человек не требуют особой организации. Прогулка с детьми младшего возраста в дошкольном учреждении должна быть правильно организована. В целях успешного решения комплекса всех воспитательно-образовательных задач при работе с детьми как младшей подгруппы (возраст 2—3 года), так и старшей (возраст 3—4 года) следует продумать организацию работы взрослых, распределение обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем (няней).

Основную работу с детьми осуществляет воспитатель. Младший воспитатель помогает ему во всем. В целях охраны жизни и здоровья детей оба взрослых, начиная рабочий день (до приема детей), внимательно осматривают весь участок; нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнее время на участке могут оказаться грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.

Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках, может подключиться и старший методист дошкольного учреждения.

При организации прогулки на участке дошкольного учреждения младший воспитатель помогает подготавливать необходимый материал, создавая на участке игровую среду. Во время проведения воспитателем наблюдений с одной подгруппой младший воспитатель следит за остальными играющими детьми; в холодный период года помогает воспитателю заменять у малышей промокшие варежки, пораньше заводит в помещение младших и тех, кто устал, замерз, и т.д.; в теплое время следит, чтобы у детей постоянно было питье, вода в рукомойнике. К концу прогулки, если позволяет температура воздуха, помогает воспитателю раздеть детей, оставив в трусиках и панамках, чтобы они побегали босиком по траве и песку (в целях закаливания, а также профилактики плоскостопия), а затем вымыть им ноги.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация прогулки детей младшего дошкольного возраста в летний период.

Презентация  с описанием структуры прогулки и пречнем выносного материала....

Сезонные особенности организации прогулки с детьми дошкольного возраста как форма решения задач ООП

Прогулка - обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении. Это важный структурный компонент воспитательно-образовательного процесса, время общения ребёнка с о...

Статья "Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте"

Формирования положительного отношения к труду....

Консультация для родителей и детей "Особенности организации жизни детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет" и мастер-класс "Путешествие в математическую страну"

25.03.2017 в ГБОУ Школе №809  пройдет "День открытых дверей" по  теме "Давайте познакомимся!" в средней группе №2. Консультация  "Особенности организации жизни ...

Статья: «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»

quot;Если ребенок молчит, покожите ему картинку, и он заговорит." Ушинский К. Б....

Статья. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрас...

Сезонные особенности организации прогулки с детьми дошкольного возраста как форма решения задач ООП

В публикации представлен опыт работы воспитателя по организации прогулки как формы решения зодоч ООп с учетом сезонных особенностей...