Статья: «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

Кузьмина Татьяна Петровна

"Если ребенок молчит, покожите ему картинку, и он заговорит." Ушинский К. Б.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Кузьмина Татьяна Петровна

Воспитатель ГБДОУ №23 СПб г. Колпино

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие младших дошкольников имеет свои особенности. Доктор педагогических наук О.В. Акулова полагает, что «у ребенка четвертого года жизни настает качественно новая стадия овладения речью. Мотивом конструктивного усвоения родного языка становятся возрастающие потребности ребенка познать, рассказать и подействовать на себя и иного человека. Речь подключается ко всем разновидностям деятельности ребенка – познавательной, трудовой, изобразительной и т.д.»[1, с. 42].

В период младшего дошкольного возраста дети уже без затруднений входят в контакт не только со знакомыми, но также и с чужими людьми. Необходимость в общении вызывает у детей проявления инициативы, они «могут самостоятельно вступать в разговор, задают много разнообразных вопросов, их познавательные потребности возрастают» [2, с. 10].

Н.А. Стародубова указывает на то, что «возникновение новых видов деятельности, усложнение общения со сверстниками и взрослыми, расширение круга жизненных отношений и связей, в которые включен младший дошкольник, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (объяснительной и контекстной) и функций (обобщающей, планирующей, регулирующей, знаковой и коммуникативной)» [3, с. 51].

Также в этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается их запас активного словаря (до 2000 слов) [4, с. 116]. Дети способны правильно называть предметы ближайшего окружения: игрушки, мебель, посуду, одежду. В их речи шире используются прилагательные, наречия, предлоги. Но хотя младший дошкольник быстро выучивает слова, но смысл, что в них заключается, постигает понемногу.

Дети в возрасте 3-4 лет овладевают фразовой речью, их речевые высказывания усложняются и удлиняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Но речь детей еще однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом – сказуемое, затем – дополнение [5, с. 36].

Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием декламируют стихи в двудольном размере (хорей, ямб), поют песенки, представляя ритмическую структуру 2/4 [6]

В возрасте 3 лет в речи детей появляются придаточные предложения, многословные фразы; к концу года – местоимения и соединительные союзы. К 4-5 годам появляется условная форма придаточных предложений,длинные фразы,монологи. Происходит второй период вопросов «Почему?».

Речь в качестве средства общения в младшем дошкольном возрасте, чаще всего, напрямую связана с практической деятельностью детей в какой-либо наглядной ситуации. Это трансформирует речь в диалог, то есть прямые ответы на вопросы взрослых или вопросы и обращения к ним. Диалог – это как бы часть совместной деятельности ребенка со взрослым, еще не отделенная от конкретной ситуации взаимодействия [7].

  Во-вторых, речевая активность резко повышается во время игр и какой-либо самостоятельной деятельности детей. Собственная речь у ребенка часто сопровождается с его предметными действиями. К примеру, ребенок констатирует перемещение или падение игрушек («мячик укатился», «мишка упал»), комментирует свою игру с кубиками («домик большой не сломается»), подгоняет машинку («скорей поехали») и т.д. Такая речь на первый взгляд ни к кому не обращена, она лишь фиксирует какие-либо действия ребенка. Но эта речевая фиксация имеет довольно большое значение при формировании вербального мышления ребенка [3]

 В-третьих, происходит значительное возрастание интереса детей к взрослой речи. Они уже могут понимать и слушать не только речь, обращенную к ним, но и также прислушиваются к словам, к ним не обращенным. На третьем году жизни дети уже понимают содержание простых стихов и сказок и любят слушать их в исполнении взрослых.

Дети пробуют рассказать взрослым о каких-то своих впечатлениях и предметах, отсутствующих в непосредственной от них близости. Это значит, что детская речь начинает отделяться от ситуации наглядной и становится самостоятельным средством мышления и общения ребенка [8]

Как отмечалось нами ранее, в детской речи встречаются практически все части речи, а также разные типы предложений. Самым важным приобретением речи ребенка на этом этапе его речевого развития является то, что слово наделяется для него предметным значением. Ребенок обозначает одним каким-то словом предметы, которые различны по их внешним свойствам, но схожи по какому-либо способу действия с ними или существенному признаку. С появлением таких предметных значений слов напрямую связаны первые обобщения.

Вывод:

Таким образом, речевое развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется значительным увеличением словарного запаса, высказывания становятся развернутыми, на основе этого, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок способен делать самостоятельные суждения, высказывает свое мнение. Словарь младшего дошкольника включает в основном слова, обозначающие предметы обихода, игрушки, имена близких ему людей. С усвоением грамматического строя речи, в речи ребенка появляются сложные предложения.

Список литературы:

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. / Л.С Выготский. – М.: Просвещение, 2011. -235с.
  2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 208 с.
  3. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. 5-е изд. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
  4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие. - М.: Академия, 2016. - 192 с.
  5. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх.- СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 332 с.
  6. Богуславская, З.М. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 84 с.
  7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 257 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Как развивается речь ребёнка в младшем возрасте....

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В данной статье размещены матералы о важных аспектах развития речи детей младшего дошкольного возраста....

«Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал св...

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Наиболее благоприятным периодом для  усвоения речи является младший  дошкольный  возраст. В этот  период возрастает  речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и ус...