Упражнения для детей с нарушением зрения.
материал по коррекционной педагогике

Фрушкина Надежда Николаевна

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные  нарушения развития.  Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

В связи с этим необходимо повышать уровень компетентности педагогов, вести профилактическую коррекционную работу с детьми. 

Предлагаю игры и игровые упражнения для детей при сходящемя и расходящемся косоглазие(изотропия, экзотропия), которые можно выполнять на занятиях  физкультуры, либо в домашних условиях с родителями.

 Сходящееся косоглазие у детей (изотропия) – самая распространенная патология, при которой один глаз (или оба) сходятся к внутренним уголкам, из-за чего кажется, что ребенок смотрит на свою переносицу. Частая причина этого – дальнозоркость.

Расходящееся косоглазие у детей (экзотропия) – нарушение, при котором глаза отклоняются к вискам. Может быть спровоцировано имеющейся у пациента близорукостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_grupp_nz.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon igry_po_diagnozam_nz.doc31 КБ
Microsoft Office document icon korekts.v_f.z.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

        Тренировка зрительно – моторных реакций

«Игры и игровые упражнения для детей при сходящемся»

                        и  расходящемся косоглазие».

Ведущая Фрушкина  Н.Н.

Работа идет в паре – взрослый и ребенок.

Время 10 мин.

1 часть.

Ходьба по ориентиру «По узкой дорожке»

для детей при сходящемся косоглазии – прослеживание взором вдаль.

для детей при расходящемся косоглазии – прослеживание взором вниз.

2 часть.

1. «Мяч в руках взрослого».

для детей при сходящемся косоглазии – прослеживание взором вдаль и вверх.

для детей при расходящемся косоглазии – прослеживание взором вниз и вблизи.

2. Броски и ловля мяча.

  • Броски вверх и ловля мяча с воздуха.

для детей при сходящемся косоглазии – прослеживание взором за мячом.

  • Отбивание от пола и ловля мяча.

для детей при расходящемся косоглазии – прослеживание взором за мячом.

3. «Точно в цель»

  • Ловля и перебрасывание мяча друг другу.

для детей при сходящемся косоглазии – прослеживание взором за мячом.

  • Сбей кеглю, стоящую на полу.

для детей при расходящемся косоглазии – прослеживание взором за мячом.

4. Заброс мяча.

  • Заброс мяча в баскетбольную корзину.

для детей при сходящемся косоглазии – прослеживание взором за мячом.

  • Заброс мяча в корзину, стоящую на полу.

для детей при расходящемся косоглазии – прослеживание взором за мячом.

5. Подвижная игра «Возьми ленту».

 для детей при сходящемся косоглазии – яркая лента вверху на спине у взрослого.

для детей при расходящемся косоглазии – ярая лента сзади на поясе у взрослого.

3 часть.

Видиоазимут.

Материал: маленький мяч взрослого, яркая лента у взрослого, кегли, баскетбольная корзина, корзина напольная.

Литература: Сековец «Физическое развитие детей в группах с нарушением зрения».



Предварительный просмотр:

Упражнения и игры, используемые  при расходящемся

                                  косоглазии.

Цель: Усилить аккомодацию, развивать направление взора

          в близь и вниз.

1. Построй пирамиду.

2.  Составь рисунок из мозаики.

3.  Лоток с шарами.

4.  Настольный бильярд.

5.  Игры «Ближе – дальше».

6.  Настольный баскетбол.

7.  Перенеси предмет.

.

Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии.

1.  Прокатывание мяча в ворота.

2.  Прокатывание мяча вокруг кеглей, кубов.

3.  Прокатывание мяча друг другу, закрепляя направление

     (вправо, влево, прямо).

4.  Скати мяч с возвышения (наклонная доска, горка).

5.  Забрось мяч в ведерко,  лунку (перпендикулярно).

6.  Отбивание мяча об пол (стоя, ходить по комнате, прыгая)

     со стихами.

7.  Прокати мяч назад (индивидуально, коллективно).

8.  Забрось мяч в корзину с расстояния.

9.. Оттолкни мяч от себя.

10. Прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места).

11. Подкати мяч ногами (сидя на полу).

12. «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).

13. Футбол.

14. Проведи мяч ногой (дается определенное расстояние).

15. Докати мяч до флажка.

16. Сбей кеглю (прокатывание).

Игры подбираются и проводятся  с направлением взгляда  вниз и в близь.

 

   

Упражнения и игры, используемые  при сходящемся

                                   косоглазии.

Цель: Расслабить конвергенцию, развивать направление взора

          ребенка вдаль и вверх.

1.  Зажги фонарик.

2.  Подбрось вверх воздушный шар.

3.  Найди шар (большой, маленький).

4.  Кто дальше бросит предмет.

5.  Достань предмет.

Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии.

1.  Бросание и ловля мяча (друг другу).

2.   Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно

     (с хлопками).

3.  Бросание о стенку и ловля отскочившего мяча.

4.  Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя).

5.  Забрасывание мяча в кольцо.

6.  Игра с мячом через сетку, веревку, натянутую выше роста

     ребенка..

7. Закати мяч на горку (доску или любой возвышенный предмет).

8.  Попади мячом в цель (подвижную и неподвижную).

9.  Сбей кеглю или другую игрушку (бросая).

10. Чей мяч выше подлетит.

11. Поймай шарик (на удочку).

12. Кто первый принесет мяч (бросать можно и вверх и вадаль).

13. Кто дальше бросит мяч.

14. Бросание мяча через обруч.

15. Бадминтон.

Первое заседание «Семейного клуба».

Дети, групп с нарушением зрения, разбиты на три подгруппы.

1 подгруппа.

1. Бородкин Игорь      расходящее косоглазие.

2.  Ильина Даша         сходящее косоглазие 

3.  Хохлова Саша        сходящее косоглазие

4.  Барыкин Максим    расходящее косоглазие

5.  Дектярева Ксюша   сходящее косоглазие

6.  Менкишева Таня    сходящее косоглазие

7.  Гергалова Света      миопия.

2  подгруппа

1.  Коротков Данил       амблиопия, расходящее косоглазие.

2.  Медведева Алена                          сходящее косоглазие 

3.  Гриболев Алеша                           сходящее косоглазие

4.  Стрельбицкий Владик                  сходящее косоглазие

5.  Малкова Ангелина                        сходящее косоглазие

6.  Глазкова Даша                               сходящее косоглазие

7.  Капустин Антон                            амблиопия.

3  подгруппа

1.  Дымова Ксюша                  сходящее косоглазие

2.  Каримова Яна                    амблиопия.

3.  Абрамчик Данил                расходящее косоглазие

4.  Журавлевич Ваня               амблиопия.

5. Шабанов Ваня                     сходящее косоглазие

6.  Петрова Юля                      сходящее косоглазие

7.  Гайсина Камила                



Предварительный просмотр:

Тренировка зрительно – моторных реакций для детей с нарушением зрения в НОД «Физическая культура»

Игры и игровые упражнения для детей с нарушением зрения

Инструктора по физической культуре в ф/зале.

Чтобы повысить интерес ребенка к тренировке зрения, упражнения лучше организовать в занимательной форме.

Например:

1).  «Я знаю…»

Перебрасывание с ловлей мяча или прокатывание, при этом дается тема: обобщающие слова. Например: зима, игрушки, имена и др.

(взрослый бросает мяч ребенку, называя слово, ребенок ловит его и отправляет обратно, говоря слово из этой же серии).

Когда ребенок освоил игру, взрослому необходимо специально ошибаться, чтобы ребенок его поправлял.

  • Бросание и ловля мяча (друг другу) – при схождении.
  • Прокатывание мяча друг другу, закрепляя направление

              (вправо, влево, прямо) – при расхождении.

2).  Коррекционная гимнастика для глаз «Веселая неделька»

Вторник.

К нам во вторник прилетал

Аист длинноногий (взмах руками вверх и вниз).

По болотам он шагал,

Рыб, лягушек доставал (ходьба на месте,  высоко поднимая колени)

Наклонялся, выпрямлялся (наклоны вперед, рук назад).

Вдаль смотрел на край болота  (выполняют)

И на нос. Ой! Где он? Вот он! (палец вдали, потом к носу, не

                                                    отрывая взгляд).

3). «Игра в ладошки»

(протянуть ладошки друг к другу. Ребенок старается ударить по ладошкам взрослого, взрослый – резко убрать вниз, за спину. Затем наоборот.

4). «Часики»

(мама сидит, ребенок ложится на спину мамы, обнимая ее руками за шею. Оба покачиваются из стороны в сторону и читают стихотворение в такт ритму).

 

  • Для развития объемного зрительного восприятия ребенок должен научиться соотносить предметы, нарисованные на листе бумаги, с реальными предметами в окружающем пространстве.

Например: Командное соревнование.

По эскизу построить «Елочки» из гимнастических палок.

  • Для развития целостного зрительного восприятия подойдет прием складывания из частей целой фигуры или рисунка, например складывание по картинке – образцу мозаики, кубиков, сборно-разборных игрушек, работа с конструктором и т.п.

  • Кроме этого можно использовать следующие приемы:

Вместе наблюдать за пламенем свечи, огоньками новогодней гирлянды, рассматривать и сравнивать новогодние игрушки на елке, сравнивая форму, размер, цвет и его оттенки.

Работа на тренажере «Веселый человечек» по Ковалеву.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционных упражнений для детей с нарушением зрения

Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в разных областях: офтальмологии, тифлопедагогики. Так же логопед должен владеть соответствующими приемами обучения, применять специа...

Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей с нарушением зрения, как средство развития мелкой моторики.

Кинезеологические упражнения-это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.Пособие рекомендуется родителям и воспитателям детских садов для подготовки к успешному обучени...

Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"

Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"...

Комплекс игр и упражнений для детей с нарушением зрения (нагрузки)

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановлен...

Картотека развивающих игр и упражнений для детей с нарушением зрения

Игры и упражнения направленные на развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного), внимания, мнестической деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышле...

Игры-упражнения для детей с нарушением зрения

Взяв за основу методику М.А.Мишина, составила серию игр-упражнений (по темам) для детей с нарушением зрения с использованием сетки и прищепок, которые интегрировано, решают задачи по развитию зрительн...