Актуальность профессионального самоопределения детей ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа)

Останина Мария Николаевна

Актуальность профессионального самоопределения детей ДОУ.

Аннотация: Целью данной статьи является описание системы подготовки воспитанников и обучающихся детского сада  к профессиональному самоопределению, помогающей овладеть в дальнейшем новыми компетенциями для построения успешной профессиональной траектории.

Ключевые слова: Профориентационная работа, детский сад, самоопределение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ostanina_m.n.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

37.048.45

Останина Мария Николаевна, магистр,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 Приморского района г. Санкт-Петербурга,

Санкт-Петербург, воспитатель.

Ostanina Maria Nikolaevna, Master,

State budgetary preschool educational institution kindergarten No. 30 of the Primorsky district of St. Petersburg,

St. Petersburg, educator.

Актуальность профессионального самоопределения детей ДОУ.

Аннотация: Целью данной статьи является описание системы подготовки воспитанников и обучающихся детского сада к профессиональному самоопределению, помогающей овладеть в дальнейшем новыми компетенциями для построения успешной профессиональной траектории.

Ключевые слова: Профориентационная работа, детский сад, самоопределение.

The relevance of professional self-determination of preschool children and students in elementary school.

Annotation: The purpose of this article is to describe the system for preparing pupils and students of kindergarten and elementary school for professional self-determination, which helps to master new competencies in the future to build a successful professional trajectory.

Key words: Career guidance,  kindergarten, self-determination.

Современные технологии и новейший подход к организации труда требуют новых компетенций педагогов при обучении детей в дошкольном общеобразовательном учреждении и начальной школе.

Проблема профессионального самоопределения на начальном этапе является актуальной в образовательной политике государства. Перед педагогами стоит задача на начальном уровне заинтересовать, познакомить, обучающихся в ДОУ с разными профессиями. Это благоприятно скажется на их выборе в процессе профессионального самоопределения на более старшем этапе образования.

На психофизиологическое развитие детей большое влияние оказывает реализация, мероприятия в форме игры.

Отметим, что Л.С Выготский писал: «Игра — как основная форма естественного воспитания ребенка может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из её направленности на будущее» - Л.С. Выготский. [2, с. 225]

Ранняя профориентация – важное и актуальное направление развития дошкольников. На сегодняшний день современное общество стремительно модернизируется, появляются новые профессии. Карьера в основном является достижением взрослой жизни, так как связана она с трудовой деятельностью. Для продуктивного развития и построения в будущем успешной карьеры дети включаются в профориентационную деятельность, начиная с дошкольного возраста, на протяжении всей жизни. Таким образом, отправной точкой профориентации и первой ступенью подготовки к карьерному росту во взрослой жизни является детский сад.

Основная образовательная программа в детском саду направлена на выявление и развитие потенциала детей в зависимости от возможностей ребенка, его психологических особенностей темперамента, характера, развития понимания ценности труда. В дошкольном возрасте у детей формируются базовые знания и представления о профессиях. Как было сказано выше, ребенок развивается в процессе игры, т.к. игра является ведущей деятельностью дошкольника. Процесс игры позволяет детям не только познакомится с новыми объектами и явлениями, но и усваивать правила, которые необходимы для взаимодействия с окружающим миром.

Образовательная деятельность в детском саду имеет фундаментальное значение в развитии ребенка. Разнообразие образовательных форм является попыткой оптимизировать интеллектуальный потенциал дошкольного периода. Почему стоит начинать профориентационную деятельность начиная с уровня детского сада? Этим вопросом задаются многие педагоги.

Ознакомление детей с профессиями регламентируется ФГОС дошкольного образования и является одним из преимущественных аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено на формирование положительного отношения к труду. [3]

Профориентация в раннем возрасте не является условием осознанного выбора профессии в будущем. Преимущественно, это процесс, который побуждает детей рассматривать множество существующих вариантов и безграничных возможностей.

При написании данной статьи был использован опыт проведения мероприятий в дошкольном общеобразовательном учреждении, детский сад № 30 Приморского района. Эти учебные заведения уже несколько лет уделяют особое внимание профориентационной работе с воспитанниками и обучающимися в начальной школе. Детский сад № 30 Приморского района г. Санкт-Петербурга реализует профориентационную деятельность через знакомство с миром профессий в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, составленной коллективом педагогов ГБДОУ № 30 Приморского района Санкт-Петербурга. Исходя из календарно - тематического планирования учащиеся детского сада знакомятся с профессиями в соответствии с возрастом.

Дети младшей группы знакомятся с такими профессиями как: повар; врач; воспитатель; шофер. Формирование представлений о профессиях происходит посредством игры, беседы, чтения художественной литературы, закрепляются полученные знания на интегрированных занятиях по изо деятельности: рисованию и лепке, занятий по развитию речи, занятиях по формированию целостной картины мира, а также с помощью таких форм работы, как: «Утренний круг», «Загадка дня».

Воспитанники средней группы закрепляют знания, полученные в младшей группе, а также знакомятся с новыми профессиями, такие как: почтальон, парикмахер, продавец, строитель, ветеринар. Освоение данной темы происходит в форме игровой деятельности, познавательной и исследовательской деятельности, а также в формах творческой активности. Проводятся интегрированные занятия по формированию элементарных математических представлений, по формированию целостной картины мира, на занятиях по изо деятельности, таких как: лепка, аппликация, рисование, с помощью чтения художественной литературы. Дети знакомятся с профессиями с помощью технологий: «Утренний круг», «Загадка дня», «Работа в малых подгруппах».

Дети старшей группы закрепляют знания, полученные ранее, а также знакомятся с современными профессиями такими как: стилист, стюардесса, официант, флорист, программист, менеджер. Освоение данной темы происходит в тех же формах работы. К реализуемым на более раннем этапе развития добавляется технология «Лаборатория историй».

Обучающиеся подготовительной группы закрепляют знания, полученные ранее, а также изучают мир технических чудес (современные предметы, облегчающие жизнь человека в быту и создающие комфорт). Дети знакомятся с появлением различных предметов. На этом этапе добавляются технологии «Проектно-тематическое обучение», «Графическая практика».

В 30 детском саду Приморского района г. Санкт-Петербурга, освоение программы учащимися происходит по 5 образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Ниже представлены данные результатов освоения программы - (доля обучающихся, освоивших программу, от общего количества обучающихся) на конец 2021 учебного года, которые составляют:

- «Социально-коммуникативное развитие» - 95%

-«Познавательное развитие» - 96%

-«Речевое развитие» - 92%

-«Художественно-эстетическое развитие» -97%

-«Физическое развитие» - 94 %

Данные показатели являются высокими, с учетом того, что в группах есть и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые освоить программу в полной мере не могут.

Работа по формированию и развитию у воспитанников компетенций, связанных с изучением мира профессий, проводимая педагогами в дошкольном учреждение, продолжается в начальной школе.

Ранняя профориентация – это первичное знакомство с миром профессий и привлечение внимания детей к вопросам выбора профессии. Все формы работы, проводимые с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, направлены на активную познавательную деятельность, которая также связанна с положительным влиянием на мотивацию. Мотивация обучающихся к изучению профессий, достигается с помощью включения их в игровую, исследовательскую, командную работу. Отметим, что на данный момент в этом направлении реализуется методическая работа и проводятся мероприятия, способствующие повышению у дошкольников интереса к разнообразному миру профессии.


Литература

  1. Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» (в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.
  2. Л. С. Выготский «Психология развития ребенка» Москва: Эксмо, 2005.
  3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ / (дата обращения 01.10.2022)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Когда и как можно начинать работу с целью выявления профессионального самоопределения? Эти и другие вопрос...

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста...

Психолого-педагогическая программа «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация»

Программа содержит описание направлений работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации: развивающая работа, просвещение, диагностика, консультирование, работа со специалиста...

Статья "Сюжетно-ролевая игра как основа профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях".

В статье раскрыты процессы профессионального развития на этапе дошкольного воспитания. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основа раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возра...

Модель формирования предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства

В статье рассказывается о важности работы по ранней профориентации в ДОУ...

Программа наставничества «Раннее профессиональное самоопределение одарённых детей в ДОУ через steam-технологию»

Проблема создания оптимальных условий для эффективного выявления и развития потенциальных возможностей и способностей одаренных детей  для их  раннего профессионального самоопределения являе...