Психолого-педагогическая программа «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация»
рабочая программа на тему

Яскевич Елена Викторовна

Программа содержит описание направлений работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации: развивающая работа, просвещение, диагностика, консультирование, работа со специалистами, педагогами и родителями; а также включает в себя цикл занятий (учебно-тематическое планирование, содержание занятий, формы и методы обучения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Карелия

Администрация города Петрозаводска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Рабочая программа

Основное (общее) образование

Психолого-педагогическая программа

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация»

 (9 класс)

Разработана

педагогом-психологом

Яскевич Е.В.

Утверждаю                                                                          Принята на                  

директор                                                                              педагогическом совете

                                                                                                Протокол №1 от

Срок освоения 1 год


Аннотация

                

Проблема выбора профессии стоит перед выпускниками школы всегда. Сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании.  Для решения этой проблемы разработана программа «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация», которая помогает девятиклассникам  в переходный период определиться  с выбором будущей профессии.

Программа содержит описание направлений работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации: развивающая работа, просвещение, диагностика, консультирование, работа со специалистами, педагогами и родителями; а также включает в себя цикл занятий (учебно-тематическое планирование, содержание занятий, формы и методы обучения).

Программа успешно прошла апробацию в МОУ «Средней школе №6» г. Петрозаводска и была представлена на региональный конкурс «Лучший профориентатор республики Карелии – 2012».

Программа предназначена для педагогов-психологов и специалистов, работающих по обозначенной проблеме.

Пояснительная записка

 «Все в этой жизни достижимо.

Быть нужно только одержимым.

Уверенно стремиться к цели,

Найти себя в любимом деле!»

В.Г.Сочнев

На современном этапе общественного и государственного развития особенно актуальными становятся вопросы, кем профессионально стать (быть) и как (каким образом) выбрать профессию. В соответствии с новыми требованиями ФГОС, ориентированными на становление личностных характеристик выпускника основной школы выделяются особенности, связанные с профессиональным и личностным самоопределением. Выпускнику школы необходимо:

  • ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
  •  активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества;
  • уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания на практике;
  • уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.        

В соответствии с этим ставятся задачи, которые необходимо решать в основной школе в развитии профессионального и личностного самоопределения: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Результаты исследований показывают, что эффективное профессиональное самоопределение обучающегося возможно лишь при достаточно высоком уровне развития  личности, которое предполагает сформированность позитивного образа «Я», целостное восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями.
Сегодня помощь учащимся в профессиональном самоопределении должна пониматься широко. Речь необходимо вести о единстве профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

Направленность образовательной программы: профориентационная.

Актуальность, педагогическая целесообразность:

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный осознанный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании.  О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Именно на школьные годы приходится эмоциональное, социальное и психическое становление человека, поэтому работа по профориентационной зрелости не должна носить случайный, эпизодический характер, а должна проводиться в системе.

О профессиональном самоопределении обучающиеся начинают задумываться уже с 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям, лишь 10-15% учащихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе.

Программа «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация» помогает девятиклассникам  в нелегкий переходный период подготовиться и сделать правильный выбор будущей профессии и профиля обучения в 10-11 классах.

Учащиеся, совершая свой первый профессиональный выбор, приобретают ценный личный опыт.

Понятия «профессиональное самоопределение»  и «профориентация»

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление и т.д. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу, общение…П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать свою собственную сущность. Профессиональное самоопределение – это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в его профессиональных планах (Тарасюк О.А., 2011) [9]

Сущность профессионального самоопределения – это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А.Климову).

Е.А.Климовым была разработана периодизация развития человека как субъекта труда (1996). В своей периодизации он выделяет основные этапы становления субъекта труда, и в каком-то смысле – это этапы становления субъекта профессионального самоопределения, поскольку профессиональные выборы, а значит и проблемы самоопределения представлены на всех этапах жизни.

1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя…). Д.Б.Эльконин, вслед за Г.В. Плехановым, писал о том, что «игра - это дитя труда», и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развивается функция самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно планировал свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия оптации (optatio – от лат. желание, выбор). Оптация – это стадия профессионального самоопределения, чаще всего соотносимая с подростковым возрастом, поскольку именно для подростка наиболее актуальна проблема планирования своей дальнейшей жизни, проблема социального, личностного, профессионального самоопределения. Человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом (от 11-12 до 14-18 лет). В ситуации оптанта может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Как отмечал сам Е.А.Климов, оптация – это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии.

5. Стадия адепта – это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

6. Стадия адаптанта – это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающего от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член.

8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: лучший среди нормальных, среди хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров.

10. Стадия наставника высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но и превращает такого специалиста в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – педагогический уровень. Именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником - Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова. [9]

Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1. гностический уровень (перестройка сознания, самосознания);

2. практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

Современный классик в данной сфере Зеер Э.Ф. дает несколько качественных определений понятия «профориентация». Профориентация – это:

  • система научно-обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку юношества и молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества;
  • научно-обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями индивидов к соответствующим видам деятельности;
  • совокупность педагогических, психологических мер и комплекса информации разного рода, направленная на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели, пути дальнейшего профессионального образования.

Известные ученые исследователи-практики Пряжинков Н.С. и Пряжинкова Е.Ю. (2001) выделяют в качестве существенных компонентов профессиональной ориентации следующее:

  1. Самоопределяющаяся личность.
  2. Семья. Для семьи, имеющей в своем составе школьника, очень важно сориентировать его на профессиональный жизненный успех, кроме того, семья сама должна быть ориентирована на подобный успех, поэтому возможен такой вариант, как «семейная карьера».
  3. Психолого-педагогическая наука. Этот компонент следует рассматривать в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику, осуществляют деятельность в сфере профессиональной методологии и практики профориентирования и готовят специалистов профконсультантов.
  4. Психологические центры и службы, в которых осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении.
  5. Образовательные учреждения, прежде всего школа. Одной из задач школы является подготовка ученика к профессиональному самоопределению.
  6. Профессиональные образовательные учреждения.
  7. Предприятия, организации, фирмы, компании, где продолжается решение различных проблем профессионального становления и развития и осуществляется также и решение карьерных вопросов.
  8. Органы государственного и муниципального управления разных уровней.
  9. Мировая экономика.

Профориентация включает в себя:

1) профессиональное просвещение – обеспечение подростков, юношества, молодежи информацией о мире профессий, об учебных заведениях, о возможностях профессиональной карьеры;

2) профессиональное воспитание – формирование у подростков, юношества, молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

3) профессиональное консультирование учащихся и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая в т.ч. перевыбор профессии и профессиональную переподготовку.

Современный исследователь М.Я. Сонин при определении сущности профессиональной ориентации включает в нее следующие компоненты:

- формирование у подростка (юноши) общественно-значимых мотивов выбора профессии;

- ознакомление на практике учащихся с содержанием и условиями труда работников различных профессий;

- изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся;

- консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством. [1]

  1. Цель программы:
  2. формирование готовности обучающихся к выбору направления своей будущей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда.

Задачи:

  • формировать у обучающихся мотивацию к учебе, труду, потребности к приобретению профессии;
  • научить способам и приёмам поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
  • развивать представления у девятиклассников о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; 
  • информировать обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
  • оказывать психолого-педагогическую поддержку обучающимся в их профессиональной ориентации, самоопределении, включающей диагностику профессиональных склонностей, профессионального потенциала, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования, выбора профессии или профиля.

  1. Программа позволяет решить задачи по формированию компетенций обучающихся:
  2. - учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);
  3. - коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);
  4. - информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
  5. - личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности);
  6. - компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации).

Программа создает условия для профессионального самоопределения и ориентации обучающихся через систему работы психолога, классных руководителей, педагогов, социального педагога. Предполагает сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность с родителями (законными представителями). 

Возраст учащихся: 15-16 лет (9 класс)

Срок реализации программы: учебный год

Направления работы:

  • Развивающая работа по профессиональному и личностному самоопределению, просвещение обучающихся (курс занятий по программе «Профессиональное самоопределение» см. далее);
  • Диагностика профессиональных интересов, личностных особенностей обучающихся;
  • Консультативная работа с учащимися по вопросам профессионального  и личностного самоопределения;
  • Работа с родителями; 
  • Работа с педагогами.
  • Совместная работа со специалистами, социальными партнерами; 
  • Участие в городских мероприятиях по профессиональному самоопределению.

Авторская разработка курса занятий «Профессиональное самоопределение» составлена на основе программы  «Твоя профессиональная карьера» С. Н. Чистяковой. В работе используется учебник для 8-9 классов под ред. С.Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера», М.: Просвещение, 2007.

Программа занятий в количестве 35 часов состоит из трех разделов: «Образ «Я», «Мир профессионального труда», «Подведении итогов». Раздел «Образ «Я» включает в себя подразделы: «Путь к самопознанию» (7 часов), «Психические особенности личности» (5 часов), «Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху» (5 часов). В раздел «Мир профессионального труда» входят подразделы: «Содержание, характер и разделение труда» (6 часов), «Анализ профессий» (9 часов), «Человек на рынке труда» (2 часа). На заключительном занятии подводятся итоги работы по профессиональному и личностному самоопределению.

Режим занятий: 1 раз в неделю, первая половина дня.

Содержание занятий способствует развитию у девятиклассников активного самопознания, исследования собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им сориентироваться в планах на будущее.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий: деловые игры, тренинги, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация видеороликов, встречи с представителями отдельных профессий, интересными людьми, диспуты, экскурсии и д.р. 

Изучение курса предполагает активное участие обучающихся в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

В ходе работы предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры.

Основными формами педагогического общения "педагог-ученик" являются диалог и дискуссия. Диалог позволяет преобразовать идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с собеседниками, посмотреть, поддерживаются они другими участниками разговора или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление. При создании условий для внутреннего диалога проектируются ситуационные задачи следующего характера:

  • выбор решения из альтернатив;
  • разрешение проблемных ситуаций;
  • поиск суждений относительно определенного факта или явления;
  • решение заданий неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
  • выдвижение гипотез и предположений.

Для создания условий внешнего диалога проектируются:

  • вопросительный образ общения;
  • обмен мнениями, идеями, позициями;
  • дискуссии;
  • коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
  • полифункциональный анализ идей и гипотез;

Для стимулирования внешнего диалога предполагается для каждого из участников:

  • противоречивость;
  • возможность оценки;
  • вопросительность;
  • возможность выразить свою точку зрения.

 Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников.

Дискуссия (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) позволяет выяснить и сопоставить разные точки зрения, выявить истинное мнение, найти правильное решение спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

В работе используются разные способы обучения:

  • индивидуальное обучение;
  • индивидуально-групповой способ;
  • групповой способ;
  • коллективный способ.

На занятиях используются различные методы обучения:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа; рассказ; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;
  • по источнику получения знаний:

словесные; наглядные (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, использование технических средств; просмотр видеороликов);

  • практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично поисковый;
  • по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический;
  • Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, излагается материал, ставится проблема, формулируется познавательная задача, а затем, раскрывается система доказательств, сравниваются точки зрения, различные подходы, разъясняется способ решения поставленной задачи.
  • Частично поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися.   

    Занятия можно проводить в учебных кабинетах школ, на предприятиях, в учебных заведениях, территориальных центрах профориентации. Помещение для занятий в школе должно быть оборудовано мультимедийными средствами, магнитной доской и быть удобным для организации работы с обучающимися в кругу.

В целях профессионального просвещения необходимо наличие стенда в школе, на котором размещается информация о  правилах выбора профессии, о возможных путях получения профессии, о профессиональных учебных заведениях, об интернет-ресурсах в помощь выбора профессии.

Программа предусматривает организацию внеклассных мероприятий с девятиклассниками, их родителями, педагогами, которые необходимо проводить с участием классного руководителя.

Программа предполагает сотрудничество с представителями профессиональных учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования: проведение экскурсий в профессиональные учебные заведения, мастер-классов, встреч с представителями профессиональных учебных заведений, посещение Дней открытых дверей.

Для реализации программы необходима совместная работа с профконсультантами ГУ РК «Карельского регионального Центра молодежи»,  со специалистами ГКУ РК «Центра занятости населения города Петрозаводска», библиотек, поликлиник. На мероприятия приглашаются студенты (бывшие выпускники нашей школы) для рассказа о своем профессиональном учебном заведении, в котором они обучаются.

Обучающиеся школы принимают активное участие в мероприятиях по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации, ежегодно проводимых администрацией города Петрозаводска:

  • в видеоконференции для школ ПОО «Октябрьский» с участием профессиональных учебных заведений;
  • в городской Ярмарке молодежных инициатив «Молодежь – городу, город – молодежи»;
  • в выставке – ярмарке «Молодежь: Образование и Карьера»;
  • в Ярмарке вакансий для молодежи;
  • в мероприятии  «Профессии настоящих мужчин»;
  • в мероприятии «Профессия – твое будущее»;
  • в информационной ярмарке вакансий «Кадры. Инновации. Технологии».

В Центре занятости населения с учащимися проводится компьютерная диагностика профессиональных интересов (автоматизированная система «Выпускник – 1») и консультирование по результатам тестирования.

Для каждого 9-го класса готовится фото-презентация, в которой главными героями являются сами девятиклассники, вовлеченные в процесс выбора профессии. Эта презентация демонстрируется в своем и других классах среднего звена. Она вызывает живой интерес среди учащихся и мотивирует их к более осознанному выбору профессии.

Важную роль в профессиональном и личностном самоопределении ребенка выполняют родители. Для них на родительских собраниях проводятся выступления психолога школы и специалистов по следующим темам: «Роль родителей в профессиональном и личностном самоопределении»; «Пути профессионального самоопределения девятиклассников», «Психологическая характеристика класса», а так же показ презентации «Выбираю профессию», отражающей работу по профессиональному самоопределению в школе.

Педагогам и родителям необходимо создавать условия для профессионального и личностного самоопределения детей, и самим быть примером в стремлении к профессиональному и личностному росту в течение всей жизни.

Ежегодно в школе проводится мониторинг особенностей профессионального и личностного самоопределения учащихся 9-ых классов. По результатам обследования организуются: выступление психолога на школьном совещании по теме «Психологическая характеристика  и особенности профессионального самоопределения учащихся 9-го класса», индивидуальные и групповые консультации с учащимися, их родителями, классными руководителями.

Консультативная работа с обучающимися по вопросам профессионального  и личностного самоопределения строится как процесс сотрудничества между психологом и обучающимся. В процессе беседы акцентируется внимание на том, что выбор профессии только тогда будет правильным, когда он осознан, самостоятелен, когда ему предшествует кропотливая и длительная во времени работа по самопознанию и изучению мира профессий. В результате консультативной работы у одних учащихся профессиональные планы укрепляются, и с ними планируется работа по подготовке к профессии, у других может произойти изменение их намерений, следовательно, психологу приходится вновь возвращаться на предыдущий этап работы с ними, анализировать интересы, склонности, намечать области труда и пути ознакомления с ними. Эта работа необходима и полезна, т.к. активизирует учащегося, дает ему возможность приобретать опыт, алгоритм ознакомления с профессией, расширяет круг его знаний о мире профессий. Таким образом, при проведении профессиональной консультации в работе психолога может присутствовать несколько этапов:

1) констатирующий (констатация того, на какой стадии формирования профессионального плана находятся учащийся);

2) диагностический (диагностика интересов, склонностей, способностей, индивидуально-психофизиологических особенностей);

3) поисковый (разработка профессионального плана);

4) коррекционно-развивающий (разработка рекомендаций по самовоспитанию, коррекции и развитию необходимых качеств;

5) рефлексивный (самоанализ результатов работы).

Все этапы консультации должны служить одной цели – активизировать обучающегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Выпускники школ смогут осознанно выбрать будущую профессию при условии:

  1. если получают полное представление о своих способностях и склонностях, их соответствии выбранной профессии;
  2. если будут иметь объективные представления о современном рынке труда, наиболее востребованных профессиях, о требованиях к личности, которая находится в поисках работы.

Поэтому вся профориентационная работа строиться в единстве личностного и профессионального самоопределения.

Вести работу по программе «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация» может учитель, прошедший специальную подготовку, школьный психолог или психолог-профконсультант. Специалисту необходимо быть коммуникабельным, мобильным, эрудированным, имеющим организаторские способности, владеющим информационными технологиями и т.д. К проведению некоторых занятий целесообразно привлекать специалистов предприятий,  организаций, профессиональных учебных заведений, а также психологов, профконсультантов.

Положительных результатов в реализации программы помогают достигать следующие технологии:

  • Личностно – ориентированные

        Эти технологии ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированные технологии представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

  • Сотрудничества

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка.  Взаимодействие с учащимися  в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все  коммуникативные уровни:  «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву).

  • Гуманно – личностные

Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они утверждают идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Разработанная мною программа нашла практическое применение в реализации поставленных целей и задач.

Преимущество данной программы заключается во всестороннем подходе к процессу профессионального самоопределения и осознанного самостоятельного выбора профессии учащимся.

Уникальность программы состоит в том, что она ориентирована на конкретную личность с учетом индивидуальных интересов, способностей, возможностей и особенностей характера.

Новизна программы состоит в том, что для каждого 9-го класса готовится фото-презентация, в которой главными героями являются сами девятиклассники, вовлеченные в процесс выбора профессии.

Для реализации программы используется учебная и методическая литература (см. далее)

Содержание курса занятий

по программе «Профессиональное самоопределение»

I. Образ «Я»

1.  Путь к самопознанию (7 часов): Внутренний мир человека и возможности его познания.  Представления о себе и о выборе профессии. Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. Типичные ошибки при выборе профессии. Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профессиональная карьера и здоровье.

2. Психические особенности личности (5 часов): Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Ведущие отношения личности и профессии. Эмоциональные состояния личности и труд. Волевые качества личности.

3. Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху (5 часов): Способность к запоминанию. Способность быть внимательным. Человек среди людей (общение и профессия). Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Человеческие ресурсы.

II. Мир профессионального труда

 4. Содержание, характер и разделение труда (6 часов): Что такое труд. Труд как потребность человеческой деятельности. Труд в твоей жизни. Двойственная природа труда. Содержание труда. Творчество в труде. Творчество в жизни школьника. Характер труда в профессиональной деятельности. Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей.

5. Анализ профессий (9 часов): Многообразие мира профессионального труда. Современные профессии. Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Средства труда в профессиональной деятельности. Особенности деловых контактов в труде. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового процесса. Какие качества должны быть присущи профессионалу наступившего века. Условия профессионального труда. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессии.

6. Человек на рынке труда (2 часа): За что люди получают зарплату. Основные принципы формирования рынка труда. Почему люди становятся безработными. Где можно приобрести профессию.

III. Подведении итогов (1 час)

Подведение итогов работы по профессиональному и личностному самоопределению.

Требования к результатам освоения программы

   К концу изучения курса учащиеся должны знать:

значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

   К концу изучения курса учащиеся должны иметь представления:

о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о рынке труда.

   К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Ожидаемые результаты по программе: самоопределение учащихся в выборе профессии и профильного класса при получении среднего образования. 

 Критерии оценки уровня самоопределения:

- уверенность (субъективная оценка правильности выбора);

- адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности);

- действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать свой выбор).

Форма подведения итогов: собеседование, анкетирование, рефлексия.

В конце каждой четверти учащиеся 9-го класса оцениваются за теоретические знания, за выступление на уроке, за рефераты, за выполнение практических заданий.

Учебно-тематическое планирование курса занятий

«Профессиональное самоопределение»

(9 класс)

35 часов

Тема

Методическое оснащение

Форма

урока

I. Образ «Я»

1. Путь к самопознанию (7 часов)

Цель: Активизация обучающихся к самопознанию, с целью дальнейшего профессионального самоопределения.

1.Внутренний мир человека и возможности его познания

Учебник, тест «Несуществующее животное»

Беседа, тестирование

2. Представления о себе и о выборе профессии

Учебник,  методика самооценки личности Дембо - Рубинштейна

Беседа, тестирование, рекомендации по тесту, упражнение «Горячий стул»

3. Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план

Учебник, презентация «Кем быть?»

Беседа, самостоятельная работа учащихся по составлению своего профессионального плана

4. Типичные ошибки при выборе профессии

Учебник, презентация «Ошибки в выборе профессии»

Деловая игра

5. Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»)

Учебник, анкета девятиклассника «Мои профессиональные намерения»

Беседа, анкетирование

6. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

Учебник, опрос «Что я умею»

Беседа, опрос

7. Профессиональная карьера и здоровье

Учебник, дополнительная, литература, видеоролик

Беседа, просмотр видео, выступление медика школы

2. Психические особенности личности (5 часов)

Цель: Изучение психических особенностей личности. Определение положительных и отрицательных сторон собственной личности, влияющих на профессиональный выбор.

8. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Учебник,

Теппинг – тест, притча

Беседа, тестирование, рекомендации по тесту

9. Темперамент в профессиональном становлении личности

Учебник, дополнительная, литература, опросник Айзенка, презентация «Типы темперамента»

Беседа, опросник, презентация, рекомендации по «Тесту Айзенка»

10. Ведущие отношения личности и профессии

Учебник, тест Д.Голланда по определению типа личности

Беседа, тестирование, рекомендации по тесту

11. Эмоциональные состояния личности и труд

Учебник, тест «Мое самочувствие»

Беседа, тестирование, дискуссия в группах, упражнение «Эмоциональное состояние»

12. Волевые качества личности

Учебник, тест «Умеете ли вы контролировать себя»

Беседа, тестирование, рекомендации по тесту, упражнения

3. Неисчерпаемость человеческих возможностей,

 ведущих к профессиональному успеху (5 часов)

Цель: Изучение познавательных особенностей личности, помогающих и ведущих к профессиональному успеху.

13. Способность к запоминанию

Учебник, методики исследования разных типов памяти, дополнительные материалы

Беседа, тестирование, рекомендации по тестам, игровые упражнения

14. Способность быть внимательным

Учебник, тест «Корректурная проба», таблицы Шульте, карточки с заданиями на внимание

Беседа, тестирование, рекомендации по тесту, игра «Предмет на видном месте»

15. Человек среди людей (общение и профессия)

Учебник, дополнительные материалы

Тренинг

16. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

Учебник, дополнительные материалы, методика «Интеллектуальная лабильность»

Беседа, методика, задания на мышление

17. Человеческие ресурсы

Учебник, притча, Книга рекордов Гиннесса

Беседа, выступления гостя и учащихся, упражнения

II. Мир профессионального труда

4. Содержание, характер и разделение труда (6 часов)

Цель: Знакомство с содержанием и характером труда (на примере конкретных профессий). Формирование у обучающихся потребности в трудовой деятельности. Формирование представлений о разделении труда.

18. Что такое труд. Труд как потребность человеческой деятельности. Труд в твоей жизни.

Учебник, презентация «Твои трудовые права»

Беседа, презентация, написание мини сочинения «Труд в моей жизни»

19. Двойственная природа труда

Учебник, дополнительные материалы

Беседа, игровые упражнения

20. Содержание труда

Учебник, дополнительные материалы

Беседа, выступления обучающихся

21. Творчество в труде. Творчество в жизни школьника

Учебник, презентация «Портфолио школьника»

Беседа, игровые упражнения, презентация, выступления обучающихся

22. Характер труда в профессиональной деятельности

Учебник, методика «Мотивы выбора профессии»

Беседа, тестирование, рекомендации по тесту

23. Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей

Учебник, дополнительные материалы, презентация

Выступление представителя Центральной городской библиотеки, беседа

5. Анализ профессий (9 часов)

Цель:  Формирование у обучающихся представлений о многообразии мира профессий, о качествах, которые необходимы профессионалу. Формирование умений анализировать профессию.

24. Многообразие мира профессионального труда. Современные профессии

Дополнительная литература, презентация

Выступление библиотекаря Центральной городской библиотеки.

25. Предмет труда в профессиональной деятельности

Учебник, методика ДДО, «Матрица выбора профессии» (методика Г.В.Резапкиной) дополнительная литература

Беседа, тестирование, рекомендации по тесту

26. Цели профессионального труда

Учебник

Беседа, работа в группах

27. Средства труда в профессиональной деятельности

Учебник, дополнительные материалы

Беседа, упражнения

28. Особенности деловых контактов в труде. Проблемность трудовых ситуаций

Учебник, дополнительные материалы

Беседа, работа в группах

29. Коллективность трудового процесса

Учебник, дополнительные материалы

Беседа, игровые упражнения

30. Какие качества должны быть присущи профессионалу наступившего века

Учебник, дополнительные материалы, игра «Мозговой штурм»

Беседа, игра

31. Условия профессионального труда

Учебник, дополнительная литература

Экскурсия, беседа

32. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессии

Учебник, дополнительная литература, схема анализа профессии, профессиограммы

Выступление профконсультанта из ГУ РК «Карельский региональный Центр молодежи», упражнение

6. Человек на рынке труда (2 часа)

Цель: Формирование представлений «Человек на рынке труда»

33. Основные принципы формирования рынка труда. Почему люди становятся безработными

Учебник, дополнительные материалы

Беседа, выступление представителей Центра занятости населения

34. Где можно приобрести профессию

Справочники, Интернет-ресурсы

Выступление профконсультанта ГУ РК «Карельского регионального Центра молодежи», беседа

III. Подведении итогов (1 час)

Цель: подведение итогов работы по профессиональному и личностному самоопределению.

35. Заключительное занятие

Анкета, опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б.Успенский)

Беседа, тестирование, рекомендации по тесту, рефлексия

Литература

1. Демидова И.Ф. Рабочая книга психолога в старших классах . – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2.  Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий. // Вестник практической психологии образования.- 2011 г. №4 (29)

3. Лепешева Е. Мой жизненный выбор. // Школьный психолог. -  2006 г.- №3.

4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение»,

 «Учебная литература», 1996.

6. Образцова Л.Н.Самоучитель по психологии.- М.: Астрель: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2012.

7. Осухова Н. Поверь в себя. // Школьный психолог. -  2003г. - №4.

8. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991

9.  Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: ВАКО, 2005 г.

10. Пряжинков Н.С. Личная профессиональная перспектива. // Школьный психолог.-  2000г. - №16.

11. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для педагогов и родителей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

12. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. СПб.: Питер, 2009.

13. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск: «Петроком», 1992.

14. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

15. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990 г.

16. Рабочая книга школьного психолога /И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е. М. Борисова др., Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.  

17. Технология профессионального успеха / Под. ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001.

18. Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под. ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2007.

19. Газета Школьный психолог, 2003 г., №4 (тема номера: профориентация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...

КВАЗИПРАКТИКА (практическое задание) по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Дошкольное образование»

В данный материал включены задания практического задания по  программе профессиональной переподготовки  «Дошкольное образование...

Программа профессионального самообразования. Методы развития профессиональных речевых умений

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...