Подготовка детей к школе в условиях детского сада (из опыта работы)
статья

Пирожкова Елена Александровна

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности, творческого самовыражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка детей к школе в условиях детского сада                                                             (из опыта работы)

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности, творческого самовыражения.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.  

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.                                      

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе.

Поскольку подготовка к школе носит сквозной характер, то она реализуется в рамках всех занятий, определённых программой ДОУ. Специальная подготовка детей в моей группе (6–7 лет), происходит на занятиях по:

  • развитию речи (ребята учатся выстраивать логичные монологические высказывания, осваивают навыки ведения диалога и т. д.);
  • обучению грамоте (дети осваивают первичные навыки письма);
  • чтению (ребята слушают, анализируют произведения, закреплённые образовательной программой, а также учатся читать самостоятельно);
  • математике или формированию элементарных математических представлений (дети осваивают счёт до 100 и элементарные арифметические действия в пределах 10, изучают названия и признаки простых геометрических фигур, учатся различать формы и размеры и пр.);
  • ознакомлению с окружающей средой (дошкольники получают представления о сути природных явлений, учатся наблюдать за природой, фиксируя свой опыт в календарях природы, а также знакомятся с понятием трудовой деятельности);
  • художественно-эстетическому развитию (воспитанники усваивают алгоритм работы над творческим заданием, то есть обдумывают замысел, выбирают материалы и только затем приступают к выполнению, следуя определённой последовательности действий).

В процессе своей работы на каждом занятии я использую:

  • средства наглядности (картинки, плакаты и пр.);
  • словесные приёмы (загадки, стихотворения и т. д.);
  • игры (дидактические, то есть направленные на познание, подвижные, нацеленные на физическую подготовку, театрализованные, преследующие цель раскрепостить детей);
  • практические приёмы, в рамках которых воспитанники творчески осмысливают свой опыт и полученные знания.

Такое разнообразие способов организации деятельности ребят помогает каждому из воспитанников «найти себя». К примеру, если ребенок не хочет рисовать вместе со всеми, то ему можно дать задание описать изображённое товарищем. В своей работе я часто использую приём, когда ребёнок играет роль воспитателя. Это является хорошей мотивацией для ребят старшего дошкольного возраста, которые хотят поскорее стать взрослыми.

В моей группе есть пассивные дети.  Я распределяю их в мини-группы, «подключая» к активным. В результате совместной работы ребята становятся более восприимчивы к образовательному материалу.

При подготовке детей к школе я использую разные методические приемы (словесные приемы, объяснение, беседы, загадки и стихотворения и т.д.). Именно эти методические приемы будет использовать педагог в школе. В беседу я включаю вопросы проблемного характера «почему». Они учат детей размышлять, анализировать, делать выводы.

В моей подготовительной группе бо́льшая часть детей уже умеет читать, поэтому я даю им задания на зачитывание небольших отрывков по теме. Из своих наблюдений я заметила, что подобный приём способствует скорейшему освоению детьми навыка чтения.

В своей работе (на прогулке или в виде опытов в группе) я очень часто использую такой практический прием как наблюдение. Ребята учатся самостоятельно добывать информацию, анализировать ее и делать выводы. Это очень важно для развития эвристического способа получения знаний детьми.

В работе по подготовке к школе я активно использую различные игровые приёмы, так как игра — ведущий вид деятельности дошкольников.

В процессе работы по организации НОД мною активно применяются дидактические игры. Они позволяют детям познакомиться с новой информацией; отработать и закрепить полученные знания, умения и навыки; повторить изученный материал.

Огромное внимание при подготовке детей к школе я уделяю здоровьесберегающим методам обучения, т.к. они являются основными в работе с детьми дошкольного возраста. Для их реализации во все элементы учебно-воспитательного процесса я активно включаю подвижные игры, которые способствуют поддержанию общего эмоционального тонуса в группе.

При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». В своей работе я использую такой прием, как выкладывание из счетных палочек, пуговиц, шнурков и т.д.- это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память.

При проведении работы по подготовке к школе в учебно-воспитательный процесс мною включаются театрализованные игры:

  • сюжетно-ролевые, в которых дети, основываясь на личном опыте, разыгрывают ситуации быта (на приёме у врача, на уроке в школе и пр.);
  • драматизации, где дети выполняют игровые действия исходя из указаний «режиссёра», то есть педагога или товарища (например, сценки по прочитанным сказкам, участие в тематических утренниках и пр.);
  • режиссёрские игры, то есть выполнение игровых действий на основе придуманного сюжета (например, разыгрывание спасения зайцев от наводнения в лесу на фланелеграфе);
  • пальчиковые игры — упражнения на тренировку мелкой моторики, направленные на активизацию речевых центров.

Проигрывая разнообразные ситуации и сказочные сюжеты, дошкольники усваивают новые модели поведения, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

В своей работе по подготовке детей к школе я часто использую информационно - коммуникационные технологии(ИКТ), что дает возможность мне сделать образовательный процесс более эффективным. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации при подготовке детей к школе (Например: цвет, графика, звук позволяют воссоздать реальный предмет или явление)

Регулярно проводится работа, которая способствует успешной адаптации и социализации ребенка к условиям школьной жизни (выставка рисунков «Скоро в школу», беседа «Кто такой первоклассник?», рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы на школьную тему, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада и т.д.)

Важную роль в процессе подготовки детей к школе играют родители. Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации в нашей группе служит уголок для родителей. На предыдущем родительском собрании мы обсуждали вопрос подготовки детей к школе, обратили внимание родителей на важность и значимость таких занятий с детьми.

Проводимая работа по подготовке детей к обучению в школе дает хорошие результаты. Дети стали более уверенными, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.

Работа в данном направлении мною будет продолжена: осуществляется поиск и использование новых игровых приемов в работе с детьми, продолжается тесное сотрудничество с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный ансамбль в условиях детского сада . (из опыта работы)

Создание программы фольклорного ансамбля «Журавушки». Приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к культурному наследию русского народа , к традициям Донского казачества ,через песенный ...

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» из опыта работы

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – от латинского «п...

Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...

«Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада» (из опыта работы)

Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным явля...

"Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада" из опыта работы инструктора по физкультуре

Работая в детском саду, мы все часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия и нарушения осанки у детей. Не следует считать, что это несерьезные заболевания.http://dolgop.ucoz.ru/news/seminar_v_detskom_...

Доклад для воспитателей «Современные аспекты подготовки детей к школе в условиях детского сада»

       Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом ...

Художественно-эстетическое развитие в условии детского сада (Из опыта работы с детьми 2-3 лет)

Совместные исследования психологов и педагогов показали, что в наше современное время значительно повысились уровень умственной эстетической деятельности, нравственно-волевых качеств у детей. Это проя...