«Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада» (из опыта работы)
консультация (старшая группа) на тему

Вольхина Марина Владимировна

Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным является тот факт, что это золотой возраст для развития личности, - а те навыки, те основы деятельности, который закладываются на этом этапе, остаются на всю жизнь. Как известно все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе, к выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различны! профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата он будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_mir_professiy.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 г. Коркино.

 Доклад к родительскому собранию «Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада» (Опыт работы)

Подготовила: Вольхина М.В. воспитатель высшей категории.

 Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашего собрания «Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада». Думаю, все со мной согласитесь, что страна детства - удивительна, в ней дети мечтают о своём будущем, например, кем быть? Своей мечте воплотить в мир, сегодня ты врач, завтра банкир, и даже президент. Уже в возрасте 4 лет, ребёнок способен ответить на вопрос: Кем бы хотел быть? Поэтому дошкольный возраст, это подготовительный эта! для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным является тот факт, что это золотой возраст для развития личности, - а те навыки, те основы деятельности, который закладываются на этом этапе, остаются на всю жизнь. Как известно все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе, к выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовит ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различны! профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата он будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства профессиональная направленность в том числе. Раннее начале подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Перед педагогами стоит очень сложная задача - с одной стороны, так заинтересовать детей и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными. А с другой стороны - приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у детей было желание стать профессионалом в своем деле и остаться работать в полном городе на благо целого общества. Мы понимаем, что ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер, поэтому стараемся этот процесс сделать более интересным с помощью современных образовательных технологий, которые на наш взгляд позволяют строить работу системно и целенаправленно. Для того, чтобы максимально разнообразить впечатления профессий и закрепить полученные знания о профориентации дошкольников, в группах создана предметно пространственная развивающая среда с учётом игровой и продуктивной деятельности детей. В группах оборудованы мини- центры детской активности п профессиональной ориентации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определенные сведения о мир профессий, используются для передачи детям накопленного социального опыта. Работа по ранней профориентации дошкольников включена во все виды деятельности и осуществляется в разных формах: проведение бесед, дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, занятий по овладению определенными умениями элементами трудовой деятельности культурно-досуговых мероприятий. Работа с детьми проводится в утренние и вечерние, часы использованием ИКТ. В перспективно-тематическом плане по формированию у детей профессиональной ориентации материал распределен по месяцам отражает широкий спектр профессий. В младшем возрасте мы знакомим детей с рядом профессий из «ближнего окружения» т. е. трудом тех людей, которые окружают ребенка (воспитатель, няня, повар, медсестра), постоянно подчеркивая их заботу о детях. Главная задача вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать посильную помощь. В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знания о профессиях родителей. В старших группах детям показываем результат труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, связи, торговли, знакомим с трудом творческих профессий: художник, писатель и т.д. Детей седьмого года жизни знакомим с профессиями родного города. Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых, наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, встречи, представителями профессий. Центральное место в работе отводится игре. A.M. Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: лидерство, ответственность за порученное дело, умение планировать и согласовывать свои действия с партнеров, справедливо решать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. В процессе дидактических и настольно-печатных игр у детей формируются элементарные представления об обязанностях, необходимых инструментах, элементах одежды. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к профессиям, воспитывается уважение к труду. Формирование представлений о труде взрослых происходит и в других видах ' деятельности. В частности, трудовая деятельность на экспериментальном участке (цветник, огород) позволяет познакомить детей с профессией агронома, озеленителя, а также акцентировать внимание на важности профессии. Необходимою знания о той или иной профессиональной деятельности, уважение к труду взрослого воспитываются и через продуктивную деятельность (рисуем профессию мамы, папы, формируем представления о профессии строителя, занимаясь конструированием). Одним из, новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм. Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие промышленные предприятия. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребёнок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах. Детский сад участвует, в реализации проекта «Мир профессий». Цель проекта: знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы, воспитание чувства уважения к людям труда и результатам труда их деятельности. В рамках этого проекта разработаны и реализованы следующие проекты: «Хочу жить и работать в родном городе», «Профессия моей мамы», «Все работы хороши, выбирай на вкус», так же в группах сделали альбомы «Профессии моих родителей». Миссия взрослых в проектах заключается в следующем - помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный ансамбль в условиях детского сада . (из опыта работы)

Создание программы фольклорного ансамбля «Журавушки». Приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к культурному наследию русского народа , к традициям Донского казачества ,через песенный ...

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» из опыта работы

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – от латинского «п...

Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...

"Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада" из опыта работы инструктора по физкультуре

Работая в детском саду, мы все часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия и нарушения осанки у детей. Не следует считать, что это несерьезные заболевания.http://dolgop.ucoz.ru/news/seminar_v_detskom_...

Организационно-педагогические условия ранней профориентации дошкольников в условиях детского сада

Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их в мотивы и отношения к собственному труду, труду ...

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...

Ранняя профориентация детей в условиях детского сада.

Ранняя профориентация детей в условиях детского сада....