Организационно-педагогические условия ранней профориентации дошкольников в условиях детского сада
статья (старшая, подготовительная группа)

Пивоварова Татьяна Владимировна

Знания о труде, отношениях к нему взрослых,

мотивах, направленности труда отраженные в образах,

начинают регулировать поступки детей,

перестраивать их в мотивы и отношения к собственному труду,

труду взрослых, предметам, созданными людьми.

Отсюда, знания о труде взрослых должны

занимать одно из ведущих мест в образовательной

работе детского сада…» В. И. Логинова

Актуальность проведения работы по профориентации детей в дошкольном возрасте состоит в особенностях периода дошкольного развития. Активное формирование личностных механизмов поведения, сознания являются хорошей основой для формирования предпосылок профессионального самоопределения ребенка на последующих возрастных этапах.

Организация работы по решению вышеуказанных задач в условиях реализации работы в выделенных ФГОС ДО образовательных областях, состоит в:

-Формированию у детей знаний о труде, профессиях в ходе НОД, тематических бесед, совместных с родителями мероприятиях в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие".

-получение детьми социального опыта от трудового взаимодействия в ходе организованной элементарной бытовой трудовой деятельности в помещении и на улице, сюжетно-ролевой игры.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами реализуемой в детском саду программы и может проходить в различных видах деятельности - элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),сюжетно-ролевая игра.

Ранняя профориентация дошкольников имеет особое значение в современных условиях непрерывного образования. В 2015 году разработан проект Концепции сопровождения профессионального определения в условиях непрерывности образования. Концепция была разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» авторами: В. И. Блиновым, И. С. Сергеевым и  определяет основные задачи, средства, формы, методы педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей разного возраста, в том числе, дошкольного. В условиях детского сада должны решать следующие профориенационные задачи:

Формирование первичного представления о мире профессий

Развитие интереса  к профессионально-трудовой деятельности.

Концепция предполагает решение поставленных задачи средствами игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры), педагогического просвещения родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.

Возможность реализации вышеуказанных задач, конкретизация форм и содержания деятельности, их распределение в режиме дня,  в перспективе образовательного процесса зависят от возможностей образовательной программы.

Кроме идей Концепции сопровождения профориентации детей в условиях непрерывного образования, современные ученые предпринимают попытку решения разных задач ранней профориентации в условиях детского сада.  

Так, вопрос формирования представлений о труде взрослых, профессиях был решен В. И. Логиновой и Н. М. Крыловой в Программе по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и обучению собственной трудовой деятельности. Авторы предлагают, таким образом, системно-структурных подход к организации психолого-педагогических, организационных условий ранней профориентации детей в детском саду. Возможности программы свидетельствуют об использовании всех возможностей образовательного процесса для профессиональной ориентации детей.

При этом, труд в указанной программе рассматривается как организационное «целое», в системе которого существуют компоненты – необходимость труда (замысел труда рождает необходимость), компоненты труда (материалы, ниструменты, алгоритмы, действия, оценка результата труда), зависимость результата труда от качества трудовых действий. Программа дает возможность знакомить детей с разными профессиями, их необходимостью и взаимозависимостью. Таким образом, дети получаю системные знания о трудовом процессе в разных формах деятельности.

Л. И. Красновский в статье «Опыт ранней профориентации» подробно описал возможности разных форм деятельности и варианты их использования для решения разнообразных задач.

Формирование представлений о труде возможно в ходе продуктивной деятельности – лепки, аппликации и конструирования. Так, в нашем ДОУ в рамках проекта «Полезные ископаемые» дети были ознакомлены с профессиями шахтера, геолога, и это было отражено в рисунках – «Шахтер», и аппликации – «Геолог», где дети придумывали, в какой именно местности ищет геолог полезны ископаемые, и сами создавали соответствующий пейзаж – пустыня, горы, берег реки…

Деятельность по ознакомлению с художественной литературой, ее цели могут быть интегрированы с образовательными задачами ранней профориентации. Существует большое количество рассказов, сказок, стихотворений о труде, его значении, орудиях труда.

Эти же темы отражены в фольклоре, использование которого возможно в режимных моментах – считалки, прибаутки, поговорки. Для таких целей целесообразно планировать тематические режимные моменты, используя в них  произведения фольклора о труде, отраженные в сформированной картотеке педагога.

Отдельные возможности непосредственного сообщения детям знаний о профессиях, по активизации знаний детей о профессиях  имеют артикуляционная гимнастика и физкультминутки.

Тематические праздники – «День весны и труда», «День космонавтики», «День полицейского» и другие имеют особое значение для акцентуации внимания детей на важности, общественной значимости профессиональной деятельности взрослых.

Использование вышеуказанных форм деятельности в дополнении к непосредственной образовательной деятельности призвано к достижению результатов ранней профориентации детей.

Организационно-педагогические условия по ранней профориентации необходимо создавать так же в предметной развивающей среде группы. Среда должна побуждать детей имитировать трудовую, профессиональную деятельность взрослых в ходе самостоятельной ролевой игры в тематических уголках. Должно быть организовано присутствие в РППС группе игрушечных орудий труда разных профессий – врача, механика, продавца, повара и т. д. Организация РППС таким образом решит задачи формирования положительного отношения детей к разным видами труда, станет основой профессионального самоопределения.

Отдельного внимания заслуживает реализация метода наблюдения. Беседы с представителями разных профессий, беседы о труде с родителями, экскурсии позволят ребенку на раннем этапе сформировать особое нравственное отношение к труду взрослых, понять его социальную важность, осознать собственные предпочтения.

Работа с родителями воспитанников, при этом, должна проходить при реализации всех форм работы. Необходимо повышать компетенции родителей в вопросе ранней профориентации путем бесед, формирования наглядного тематического материала. Родителей необходимо вовлекать в образовательный процесс для организации совместных праздников, бесед с представителями разных профессий.

Список литературы

  1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования.ФГАУ «ФИРО», 2015
  2. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] /Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. – 1991 – №10. – С. 39-44.
  3. Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых/ / В.И. Логинова. //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976 – С.142-153
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Текст]: офиц. текст. – М. : Центр педагогического образования, 2014 – 32 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_proforientatsii_pivovarova_t.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пивоварова Т.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №9 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Организационно-педагогические условия ранней профориентации дошкольников в условиях детского сада

Знания о труде, отношениях к нему взрослых,

мотивах, направленности труда отраженные в образах,

начинают регулировать поступки детей,

перестраивать их в мотивы и отношения к собственному труду,

труду взрослых, предметам, созданными людьми.

Отсюда, знания о труде взрослых должны

занимать одно из ведущих мест в образовательной

работе детского сада…» В. И. Логинова

Актуальность проведения работы по профориентации детей в дошкольном возрасте состоит в особенностях периода дошкольного развития. Активное формирование личностных механизмов поведения, сознания являются хорошей основой для формирования предпосылок профессионального самоопределения ребенка на последующих возрастных этапах.

Организация работы по решению вышеуказанных задач в условиях реализации работы в выделенных ФГОС ДО образовательных областях, состоит в:

-Формированию у детей знаний о труде, профессиях в ходе НОД, тематических бесед, совместных с родителями мероприятиях в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие".

-получение детьми социального опыта от трудового взаимодействия в ходе организованной элементарной бытовой трудовой деятельности в помещении и на улице, сюжетно-ролевой игры.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами реализуемой в детском саду программы и может проходить в различных видах деятельности - элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),сюжетно-ролевая игра.

Ранняя профориентация дошкольников имеет особое значение в современных условиях непрерывного образования. В 2015 году разработан проект Концепции сопровождения профессионального определения в условиях непрерывности образования. Концепция была разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» авторами: В. И. Блиновым, И. С. Сергеевым и  определяет основные задачи, средства, формы, методы педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей разного возраста, в том числе, дошкольного. В условиях детского сада должны решать следующие профориенационные задачи:

Формирование первичного представления о мире профессий

Развитие интереса  к профессионально-трудовой деятельности.

Концепция предполагает решение поставленных задачи средствами игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры), педагогического просвещения родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.

Возможность реализации вышеуказанных задач, конкретизация форм и содержания деятельности, их распределение в режиме дня,  в перспективе образовательного процесса зависят от возможностей образовательной программы.

Кроме идей Концепции сопровождения профориентации детей в условиях непрерывного образования, современные ученые предпринимают попытку решения разных задач ранней профориентации в условиях детского сада.         

Так, вопрос формирования представлений о труде взрослых, профессиях был решен В. И. Логиновой и Н. М. Крыловой в Программе по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и обучению собственной трудовой деятельности. Авторы предлагают, таким образом, системно-структурных подход к организации психолого-педагогических, организационных условий ранней профориентации детей в детском саду. Возможности программы свидетельствуют об использовании всех возможностей образовательного процесса для профессиональной ориентации детей.

При этом, труд в указанной программе рассматривается как организационное «целое», в системе которого существуют компоненты – необходимость труда (замысел труда рождает необходимость), компоненты труда (материалы, ниструменты, алгоритмы, действия, оценка результата труда), зависимость результата труда от качества трудовых действий. Программа дает возможность знакомить детей с разными профессиями, их необходимостью и взаимозависимостью. Таким образом, дети получаю системные знания о трудовом процессе в разных формах деятельности.

Л. И. Красновский в статье «Опыт ранней профориентации» подробно описал возможности разных форм деятельности и варианты их использования для решения разнообразных задач.

Формирование представлений о труде возможно в ходе продуктивной деятельности – лепки, аппликации и конструирования. Так, в нашем ДОУ в рамках проекта «Полезные ископаемые» дети были ознакомлены с профессиями шахтера, геолога, и это было отражено в рисунках – «Шахтер», и аппликации – «Геолог», где дети придумывали, в какой именно местности ищет геолог полезны ископаемые, и сами создавали соответствующий пейзаж – пустыня, горы, берег реки…

Деятельность по ознакомлению с художественной литературой, ее цели могут быть интегрированы с образовательными задачами ранней профориентации. Существует большое количество рассказов, сказок, стихотворений о труде, его значении, орудиях труда.

Эти же темы отражены в фольклоре, использование которого возможно в режимных моментах – считалки, прибаутки, поговорки. Для таких целей целесообразно планировать тематические режимные моменты, используя в них  произведения фольклора о труде, отраженные в сформированной картотеке педагога.

Отдельные возможности непосредственного сообщения детям знаний о профессиях, по активизации знаний детей о профессиях  имеют артикуляционная гимнастика и физкультминутки.

Тематические праздники – «День весны и труда», «День космонавтики», «День полицейского» и другие имеют особое значение для акцентуации внимания детей на важности, общественной значимости профессиональной деятельности взрослых.

Использование вышеуказанных форм деятельности в дополнении к непосредственной образовательной деятельности призвано к достижению результатов ранней профориентации детей.

Организационно-педагогические условия по ранней профориентации необходимо создавать так же в предметной развивающей среде группы. Среда должна побуждать детей имитировать трудовую, профессиональную деятельность взрослых в ходе самостоятельной ролевой игры в тематических уголках. Должно быть организовано присутствие в РППС группе игрушечных орудий труда разных профессий – врача, механика, продавца, повара и т. д. Организация РППС таким образом решит задачи формирования положительного отношения детей к разным видами труда, станет основой профессионального самоопределения.

Отдельного внимания заслуживает реализация метода наблюдения. Беседы с представителями разных профессий, беседы о труде с родителями, экскурсии позволят ребенку на раннем этапе сформировать особое нравственное отношение к труду взрослых, понять его социальную важность, осознать собственные предпочтения.

Работа с родителями воспитанников, при этом, должна проходить при реализации всех форм работы. Необходимо повышать компетенции родителей в вопросе ранней профориентации путем бесед, формирования наглядного тематического материала. Родителей необходимо вовлекать в образовательный процесс для организации совместных праздников, бесед с представителями разных профессий.

Список литературы

  1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования.ФГАУ «ФИРО», 2015
  2. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] /Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. – 1991 – №10. – С. 39-44.
  3. Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых/ / В.И. Логинова. //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976 – С.142-153
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Текст]: офиц. текст. – М. : Центр педагогического образования, 2014 – 32 с.