Фольклорный ансамбль в условиях детского сада . (из опыта работы)
статья по музыке (старшая группа) на тему

Ефремова Ирина Витальевна

Создание программы фольклорного ансамбля «Журавушки». Приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к культурному наследию русского народа , к традициям Донского казачества ,через песенный фольклор.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклорный ансамбль в условиях детского сада

(из опыта работы)

 

Ефремова И.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 59 детский сад «Журавлик», город Таганрог.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин отметил, что «развитие общества немыслимо без согласия по общим целям и эти цели не только материальные, но и духовные и нравственные». [1, 67]

Данное высказывание Президента Российского государства нашло отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определены основные принципы государственной образовательной политики. Среди них выделены: «воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважение закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде; защиту и развитие системой образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей». [1, 65]

Принципы государственного закона имеют непосредственное влияние и на музыкальное образование детей, которое, как указывал известный музыкант, педагог, композитор – Д.Б. Кабалевский, формирует такую музыкальную культуру у детей, которая является частью духовного, гармоничного развития личности ребенка. Процесс обучения несет в себе радость, эмоциональную наполненность, а главное – «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, на их идейность и нравственность, на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса». [2, 7]

Слова выдающегося музыканта-педагога в полной мере соответствуют целям и задачам дошкольного музыкального образования.

Подтверждением мыслей Д.Б.Кабалевского является и высказывание известного ученого, специалиста по дошкольному музыкальному обучению и воспитанию детей Н.А. Ветлугиной: «Особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания». [3, 7]

Дошкольное воспитание является фундаментом всестороннего развития личности дошкольника, начиная с раннего возраста и до поступления в школу. Оно же является началом создания целостной системы общего, в том числе и музыкального образования – детский сад – школа – вуз.

В последние годы преемственность в этих трех типах образования заметно утрачена, несмотря на появление новых программ, методик. В них слабо представлено общение с народным музыкальным творчеством, которое очень важно начинать с первых дней жизни ребенка, и это, в первую очередь, пение колыбельных песенок перед сном, знакомство с различными потешками, считалочками, закличками. Таким образом, ребенок уже с раннего детства почувствует, что он является частицей своего народа, имеющего глубокие национальные традиции, которые необходимо передавать от одного поколения к другому. Духовная жизнь ребенка полноценна, если он живет в мире сказки, музыки, игры, танца, то, что все активно применимо в процессе музыкального воспитания, и где фольклор, народная песня играют значительную роль.

Значимость фольклора в музыкальном образовании дошкольников велика, так как фольклор формирует в детях такую народную культуру, которая прививает любовь к Отечеству, к родному краю, формирует в них чувство патриотизма. Все эти факторы побудили меня в 2004 году на базе МБДОУ ДС №59 «Журавлик» (г.Таганрог) создать фольклорный ансамбль, который в 2014 году отметит свое десятилетие.

Для занятий в фольклорном кружке, под названием «Журавушки»,в детском саду созданы все условия: имеется большой музыкальный зал и основные музыкальные инструменты – фортепиано, аккордеон. Дети на занятиях пользуются простейшими ударными инструментами: барабанами, трещотками, деревянными ложками, бубнами, погремушками. Используются также современные информационно-коммуникационные технологии: музыкальный центр, DVD-плеер, мультимедийный видеопроектор. Они не ставятся во главе работы ансамбля. Отдается предпочтение аккомпанементу на «живых» инструментах: фортепиано, аккордеон.

Для совершенствования развивающей среды по изучению фольклора родного Донского края в подготовительной группе создан макет казачьего куреня. Хозяйка Аксинья и казак Григорий украсили пространство группы (куклы в национальных костюмах).

Для проведения полноценных занятий и их систематизации мною была создана программа работы фольклорного кружка, где были определены цели, задачи и методы работы, разработана структура занятий и представлен список изучаемых народных песен.

Цель программы фольклорного ансамбля «Журавушки» — приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к культурному наследию русского народа через песенный фольклор.

Задачи:

  • воспитание любви и интереса к русской народной  песне и песенным традициям Донского края;
  • формирование вокально-хоровых навыков в процессе разучивания и исполнения народных песен;
  • знакомство с жанрами народной песни: военно-патриотическая, бытовая, лирическая, обрядовая, частушка;
  • формирование музыкально-исполнительской культуры и опыта публичных выступлений;
  • развитие нравственно-коммуникативных навыков: сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения, умения взаимодействовать в творческих группах.

Структура занятия в вокальном кружке отличается от структуры музыкального занятия и требует серьезного, деятельного подхода к песенному творчеству от всех участников ансамбля.

  1. Вход в музыкальный зал под музыку.
  2. Распевание, подготовка голосового аппарата к пению, развитие звуковысотного и ладового слуха у детей.
  3. Знакомство с новой народной песней:
  • исполнение песни руководителем ансамбля;
  • беседа о жанре, о характере мелодии, о главном образе, разучивание песни по музыкальным фразам.
  1. Повторение и работа над репертуаром прошлых занятий.
  2. Использование ударных инструментов при исполнении народных песен, овладение способами игры на них. Исполнение разученных песен под аккомпанемент народных инструментов.
  3. Просмотр видеоматериалов с исполнением народных песен профессиональными фольклорными коллективами: «Православный Дон», «Вольница», Ансамбль Донских казаков.
  4. Выход под музыку полюбившейся детям песни.

Рекомендуемый репертуар русских народных песен для занятий в фольклорном кружке «Журавушки»: «Где был, Иванушка?», «По полю», «У нашей Дуни», «Эх, донские казаки», «Утушка луговая», «Пчёлочка», «Донцы-молодцы!», «Молода я, молода», «Вдоль по улице молодчик идет», «Комарочек» и др.

Каждое занятие в кружке может по структуре и содержанию отличаться одно от другого в силу заинтересованности детей к какому-либо виду деятельности. Например, если в начале занятия можно показать детям выступление профессионального ансамбля по их просьбе, то они с удовольствием будут смотреть запись без перерыва, хотя эти песни уже слышали неоднократно. Выступление профессионалов увлекает детей. Они с удовольствием слушают и смотрят это интересное действо. С помощью похвалы и доброго слова возвращаемся к мелодии песни, чтобы добиться чистого интонирования, или работаем над пропеванием и акцентированием нужных слов в куплете, или же упражняемся над ритмическим рисунком песни.

Для развития ладового чувства и метроритмического чувства я использую в работе с ансамблем «Музыкальный букварь» И.И. Микиты.

Разучивание  казачьей песни требует серьезной предварительной подготовки детей. Важным этапом  в этой работе является накопление  детьми знаний о зарождении казачества, об отношении казака к своей семье, к обществу, государству. В основе знакомства с казачеством мы с педагогами опирались на материалы книги Л. Новака и Н. Фрадкиной «Как у нас-то на Тихом Дону», П.Лебеденко «Сказки тихого Дона», М.А.Шолохова «Нахаленок», «Жеребенок»

Современные условия взаимодействия с культурными учреждениями нашего города, позволяют детскому саду плодотворно сотрудничать с художественным  музеем г. Таганрога. Представленная для детского сада выездная выставка под общим названием «Донское казачество», способствовала развитию у детей воображения, творческой активности, развитию любознательности, формированию представлений о жизни и быте казачества.

Сотрудничество с фольклорным ансамблем общеобразовательной школы № 6 «Перепелушки» (руководитель Помазкина Н.Ф), в течение многих лет, помогает мне, как музыкальному руководителю, так и детям, успешно заниматься фольклором. Такое творческое содружество, совместное  выступление  на юбилее ансамбля «Перепелушки», доставило ребятам не только счастливые минутки и эмоции, но и ощущение правильности выбранного творчества. Исполнение  заслуженным коллективом народных песен — есть образец для подражания  и в пении, и в манере держаться  на сцене.

Знакомство с ансамблем «Перепелушки», победителем различных конкурсов в нашей стране и за рубежом, вызвало большое желание у дошкольников исполнять народные песни также эмоционально и выразительно.

В своей работе с ансамблем я использую репертуар из сборников русских народных песен под названием «Поет фольклорный ансамбль «Перепелушки» выпуск №1, выпуск №2. В сборниках   представлено более  50 русских народных и казачьих песен. Автор и составитель песен доцент кафедры истории и теории музыки ТГПИ имени А.П. Чехова Н.Ф. Помазкина сама 25 лет руководила  ансамблем «Перепелушки». В своем творчестве она опробировала репертуар этих  песенных сборников и поделилась музыкальной сокровищницей  с педагогами нашей области.

Огромную роль в создании, организации и проведении занятий ансамбля играет не только администрация детского сада, но и родители. Многие родители стремятся нам помочь в работе с детьми, активно участвуя в жизни детского сада. Они с интересом относятся к вокальному творчеству своих детей в ансамбле, а иногда и сами принимают участие в пении песен вместе с детьми. На фольклорном празднике «Ярмарка» они с большим удовольствием исполнили вместе с детьми казачью народную песню «По полю».

Выступление пап и мам с музыкальным номером явилось ярким эмоциональным моментом в празднике. Родители привлекли к себе внимание всех детей и гостей, так как веселая казачья песня создала неподражаемую атмосферу счастья и любви, а текст песни был этому подтверждением.

Родители всегда с радостью сопровождают детей для участия в различных конкурсах. Помогают перед выступлением переодевать детей в костюмы, успокаивают, поддерживают их настроение перед выходом на сцену. Записывают выступление детей на видеокамеру и эта съемка является украшением семейного архива. В этом году мы с ансамблем «Журавушки» дважды выезжали для участия в конкурсах. Родители были восхищены своими детьми и довольны результатами выступлений.

Вокальное творчество наших воспитанников ярко проявляется на праздниках и развлечениях, в жизни ДОУ, во время летних праздников и выступлений для детей младших групп. Но мы не ограничиваемся пространством нашего ДОУ и активно участвуем в городских и  областных конкурсах.

За участие в областном конкурсе «Маленький принц — 2013» наш коллектив был награжден Дипломом I степени.

Участвуя в мае 2013 года в городском конкурсе «Время выбрало нас», посвященный Дню Победы, ансамбль  «Журавушки» получил звание «Лауреата III степени».

За период с 2010 по 2013 годы ансамбль трижды получал звание Лауреата III степени.

Результаты  десятилетней  работы с фольклорным  коллективом в условиях детского сада подтвердили его огромное значение в формировании духовности и нравственного, патриотического воспитания детей еще в дошкольном детстве.  

Литература

  1. Вестник Образования России №20, октябрь 2013.
  2. Кабалевский Д.Б.  «Воспитание ума и сердца». Москва «Просвещение», 1984.
  3. Методика музыкального воспитания в детском саду // Под редакцией Н.А.Ветлугиной. 3-е издание исправленное и дополненное. Москва, «Просвещение», 1989.  

Ефремова И.В. — музыкальный руководитель высшей категории детского сада №59 «Журавлик» г. Таганрог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» из опыта работы

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – от латинского «п...

Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...

«Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада» (из опыта работы)

Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным явля...

"Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада" из опыта работы инструктора по физкультуре

Работая в детском саду, мы все часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия и нарушения осанки у детей. Не следует считать, что это несерьезные заболевания.http://dolgop.ucoz.ru/news/seminar_v_detskom_...

Подготовка детей к школе в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретны...

Художественно-эстетическое развитие в условии детского сада (Из опыта работы с детьми 2-3 лет)

Совместные исследования психологов и педагогов показали, что в наше современное время значительно повысились уровень умственной эстетической деятельности, нравственно-волевых качеств у детей. Это проя...