Фольклорный ансамбль в условиях детского сада . (из опыта работы)
статья по музыке (старшая группа) на тему
Создание программы фольклорного ансамбля «Журавушки». Приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к культурному наследию русского народа , к традициям Донского казачества ,через песенный фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклорный ансамбль в условиях детского сада . (из опыта работы) | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фольклорный ансамбль в условиях детского сада
(из опыта работы)
Ефремова И.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 59 детский сад «Журавлик», город Таганрог.
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин отметил, что «развитие общества немыслимо без согласия по общим целям и эти цели не только материальные, но и духовные и нравственные». [1, 67]
Данное высказывание Президента Российского государства нашло отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определены основные принципы государственной образовательной политики. Среди них выделены: «воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважение закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде; защиту и развитие системой образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей». [1, 65]
Принципы государственного закона имеют непосредственное влияние и на музыкальное образование детей, которое, как указывал известный музыкант, педагог, композитор – Д.Б. Кабалевский, формирует такую музыкальную культуру у детей, которая является частью духовного, гармоничного развития личности ребенка. Процесс обучения несет в себе радость, эмоциональную наполненность, а главное – «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, на их идейность и нравственность, на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса». [2, 7]
Слова выдающегося музыканта-педагога в полной мере соответствуют целям и задачам дошкольного музыкального образования.
Подтверждением мыслей Д.Б.Кабалевского является и высказывание известного ученого, специалиста по дошкольному музыкальному обучению и воспитанию детей Н.А. Ветлугиной: «Особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания». [3, 7]
Дошкольное воспитание является фундаментом всестороннего развития личности дошкольника, начиная с раннего возраста и до поступления в школу. Оно же является началом создания целостной системы общего, в том числе и музыкального образования – детский сад – школа – вуз.
В последние годы преемственность в этих трех типах образования заметно утрачена, несмотря на появление новых программ, методик. В них слабо представлено общение с народным музыкальным творчеством, которое очень важно начинать с первых дней жизни ребенка, и это, в первую очередь, пение колыбельных песенок перед сном, знакомство с различными потешками, считалочками, закличками. Таким образом, ребенок уже с раннего детства почувствует, что он является частицей своего народа, имеющего глубокие национальные традиции, которые необходимо передавать от одного поколения к другому. Духовная жизнь ребенка полноценна, если он живет в мире сказки, музыки, игры, танца, то, что все активно применимо в процессе музыкального воспитания, и где фольклор, народная песня играют значительную роль.
Значимость фольклора в музыкальном образовании дошкольников велика, так как фольклор формирует в детях такую народную культуру, которая прививает любовь к Отечеству, к родному краю, формирует в них чувство патриотизма. Все эти факторы побудили меня в 2004 году на базе МБДОУ ДС №59 «Журавлик» (г.Таганрог) создать фольклорный ансамбль, который в 2014 году отметит свое десятилетие.
Для занятий в фольклорном кружке, под названием «Журавушки»,в детском саду созданы все условия: имеется большой музыкальный зал и основные музыкальные инструменты – фортепиано, аккордеон. Дети на занятиях пользуются простейшими ударными инструментами: барабанами, трещотками, деревянными ложками, бубнами, погремушками. Используются также современные информационно-коммуникационные технологии: музыкальный центр, DVD-плеер, мультимедийный видеопроектор. Они не ставятся во главе работы ансамбля. Отдается предпочтение аккомпанементу на «живых» инструментах: фортепиано, аккордеон.
Для совершенствования развивающей среды по изучению фольклора родного Донского края в подготовительной группе создан макет казачьего куреня. Хозяйка Аксинья и казак Григорий украсили пространство группы (куклы в национальных костюмах).
Для проведения полноценных занятий и их систематизации мною была создана программа работы фольклорного кружка, где были определены цели, задачи и методы работы, разработана структура занятий и представлен список изучаемых народных песен.
Цель программы фольклорного ансамбля «Журавушки» — приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к культурному наследию русского народа через песенный фольклор.
Задачи:
- воспитание любви и интереса к русской народной песне и песенным традициям Донского края;
- формирование вокально-хоровых навыков в процессе разучивания и исполнения народных песен;
- знакомство с жанрами народной песни: военно-патриотическая, бытовая, лирическая, обрядовая, частушка;
- формирование музыкально-исполнительской культуры и опыта публичных выступлений;
- развитие нравственно-коммуникативных навыков: сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения, умения взаимодействовать в творческих группах.
Структура занятия в вокальном кружке отличается от структуры музыкального занятия и требует серьезного, деятельного подхода к песенному творчеству от всех участников ансамбля.
- Вход в музыкальный зал под музыку.
- Распевание, подготовка голосового аппарата к пению, развитие звуковысотного и ладового слуха у детей.
- Знакомство с новой народной песней:
- исполнение песни руководителем ансамбля;
- беседа о жанре, о характере мелодии, о главном образе, разучивание песни по музыкальным фразам.
- Повторение и работа над репертуаром прошлых занятий.
- Использование ударных инструментов при исполнении народных песен, овладение способами игры на них. Исполнение разученных песен под аккомпанемент народных инструментов.
- Просмотр видеоматериалов с исполнением народных песен профессиональными фольклорными коллективами: «Православный Дон», «Вольница», Ансамбль Донских казаков.
- Выход под музыку полюбившейся детям песни.
Рекомендуемый репертуар русских народных песен для занятий в фольклорном кружке «Журавушки»: «Где был, Иванушка?», «По полю», «У нашей Дуни», «Эх, донские казаки», «Утушка луговая», «Пчёлочка», «Донцы-молодцы!», «Молода я, молода», «Вдоль по улице молодчик идет», «Комарочек» и др.
Каждое занятие в кружке может по структуре и содержанию отличаться одно от другого в силу заинтересованности детей к какому-либо виду деятельности. Например, если в начале занятия можно показать детям выступление профессионального ансамбля по их просьбе, то они с удовольствием будут смотреть запись без перерыва, хотя эти песни уже слышали неоднократно. Выступление профессионалов увлекает детей. Они с удовольствием слушают и смотрят это интересное действо. С помощью похвалы и доброго слова возвращаемся к мелодии песни, чтобы добиться чистого интонирования, или работаем над пропеванием и акцентированием нужных слов в куплете, или же упражняемся над ритмическим рисунком песни.
Для развития ладового чувства и метроритмического чувства я использую в работе с ансамблем «Музыкальный букварь» И.И. Микиты.
Разучивание казачьей песни требует серьезной предварительной подготовки детей. Важным этапом в этой работе является накопление детьми знаний о зарождении казачества, об отношении казака к своей семье, к обществу, государству. В основе знакомства с казачеством мы с педагогами опирались на материалы книги Л. Новака и Н. Фрадкиной «Как у нас-то на Тихом Дону», П.Лебеденко «Сказки тихого Дона», М.А.Шолохова «Нахаленок», «Жеребенок»
Современные условия взаимодействия с культурными учреждениями нашего города, позволяют детскому саду плодотворно сотрудничать с художественным музеем г. Таганрога. Представленная для детского сада выездная выставка под общим названием «Донское казачество», способствовала развитию у детей воображения, творческой активности, развитию любознательности, формированию представлений о жизни и быте казачества.
Сотрудничество с фольклорным ансамблем общеобразовательной школы № 6 «Перепелушки» (руководитель Помазкина Н.Ф), в течение многих лет, помогает мне, как музыкальному руководителю, так и детям, успешно заниматься фольклором. Такое творческое содружество, совместное выступление на юбилее ансамбля «Перепелушки», доставило ребятам не только счастливые минутки и эмоции, но и ощущение правильности выбранного творчества. Исполнение заслуженным коллективом народных песен — есть образец для подражания и в пении, и в манере держаться на сцене.
Знакомство с ансамблем «Перепелушки», победителем различных конкурсов в нашей стране и за рубежом, вызвало большое желание у дошкольников исполнять народные песни также эмоционально и выразительно.
В своей работе с ансамблем я использую репертуар из сборников русских народных песен под названием «Поет фольклорный ансамбль «Перепелушки» выпуск №1, выпуск №2. В сборниках представлено более 50 русских народных и казачьих песен. Автор и составитель песен доцент кафедры истории и теории музыки ТГПИ имени А.П. Чехова Н.Ф. Помазкина сама 25 лет руководила ансамблем «Перепелушки». В своем творчестве она опробировала репертуар этих песенных сборников и поделилась музыкальной сокровищницей с педагогами нашей области.
Огромную роль в создании, организации и проведении занятий ансамбля играет не только администрация детского сада, но и родители. Многие родители стремятся нам помочь в работе с детьми, активно участвуя в жизни детского сада. Они с интересом относятся к вокальному творчеству своих детей в ансамбле, а иногда и сами принимают участие в пении песен вместе с детьми. На фольклорном празднике «Ярмарка» они с большим удовольствием исполнили вместе с детьми казачью народную песню «По полю».
Выступление пап и мам с музыкальным номером явилось ярким эмоциональным моментом в празднике. Родители привлекли к себе внимание всех детей и гостей, так как веселая казачья песня создала неподражаемую атмосферу счастья и любви, а текст песни был этому подтверждением.
Родители всегда с радостью сопровождают детей для участия в различных конкурсах. Помогают перед выступлением переодевать детей в костюмы, успокаивают, поддерживают их настроение перед выходом на сцену. Записывают выступление детей на видеокамеру и эта съемка является украшением семейного архива. В этом году мы с ансамблем «Журавушки» дважды выезжали для участия в конкурсах. Родители были восхищены своими детьми и довольны результатами выступлений.
Вокальное творчество наших воспитанников ярко проявляется на праздниках и развлечениях, в жизни ДОУ, во время летних праздников и выступлений для детей младших групп. Но мы не ограничиваемся пространством нашего ДОУ и активно участвуем в городских и областных конкурсах.
За участие в областном конкурсе «Маленький принц — 2013» наш коллектив был награжден Дипломом I степени.
Участвуя в мае 2013 года в городском конкурсе «Время выбрало нас», посвященный Дню Победы, ансамбль «Журавушки» получил звание «Лауреата III степени».
За период с 2010 по 2013 годы ансамбль трижды получал звание Лауреата III степени.
Результаты десятилетней работы с фольклорным коллективом в условиях детского сада подтвердили его огромное значение в формировании духовности и нравственного, патриотического воспитания детей еще в дошкольном детстве.
Литература
- Вестник Образования России №20, октябрь 2013.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». Москва «Просвещение», 1984.
- Методика музыкального воспитания в детском саду // Под редакцией Н.А.Ветлугиной. 3-е издание исправленное и дополненное. Москва, «Просвещение», 1989.
Ефремова И.В. — музыкальный руководитель высшей категории детского сада №59 «Журавлик» г. Таганрог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогической разговорной речи как средства общения посредством сюжетно-ролевой игры у дошкольников с кохлеарным имплантом в условиях логопедической группы детского сада. (Из опыта работы).
Особенности обучения диалогу ребенка с кохлеарным имплантом. Этапы обучения диалогу в процессе сюжетно-ролевой игры....
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» из опыта работы
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – от латинского «п...
Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...
«Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада» (из опыта работы)
Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным явля...
"Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада" из опыта работы инструктора по физкультуре
Работая в детском саду, мы все часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия и нарушения осанки у детей. Не следует считать, что это несерьезные заболевания.http://dolgop.ucoz.ru/news/seminar_v_detskom_...
Подготовка детей к школе в условиях детского сада (из опыта работы)
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретны...
Художественно-эстетическое развитие в условии детского сада (Из опыта работы с детьми 2-3 лет)
Совместные исследования психологов и педагогов показали, что в наше современное время значительно повысились уровень умственной эстетической деятельности, нравственно-волевых качеств у детей. Это проя...