Расширение горизонтов родительской активности
материал

Коваленко Елена Владимировна

Из опыта работы

педагога Коваленко Е.В.

Сообщение для методического

объединения педагогов

Горизонты родительской активности в соответствии с ФГОС ДО теперь по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе образования детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства, составляющих основу успешной социализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Расширение горизонтов родительской активности

Из опыта работы

педагога Коваленко Е.В.

Сообщение для методического

объединения педагогов

Горизонты родительской активности в соответствии с ФГОС ДО теперь по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе образования детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства, составляющих основу успешной социализации ребенка.

Внутри компетентностного подхода выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (А. В. Хуторский) .

Реализация компетентностной основы в работе с родителями позволяет перестроить традиционные для ДОУ задачи в работе с семьей.

Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия».

Компетентностная основа для реализации данных функций заключается в предоставлении родителям возможностей для самореализации путем создания специальных условий для взаимосвязанной деятельности ДОУ и семьи.

Ознакомление родителей с деятельностью ДОУ должно реализовываться еще до поступления ребенка в ДОУ (это касается садов общеразвивающего, комбинированного и др.)

С этой целью могут организовываться следующие дополнительные услуги:

- Группы почасового посещения,

- Группы подготовки детей к школе,

- Физиокабинеты на базе детского сада,

- Группы лечебной гимнастики,

- Занятия студии изобразительной деятельности,

- Актуальны буклеты с информацией об услугах детского сада,

- Информация о ДОУ в поликлинике во время проведения Дня здорового ребенка, подготовить рекламный ролик для телевидения.

Ответственность детского сада и его заинтересованная позиция выражаются в предоставляемой родителям письменной информации о ДОУ, которая включает:

- образовательные программы ДОУ,

-рассказ о дополнительных занятиях, в том числе о платных услугах, которые предлагает ДОУ,

- информацию о педагогических кадрах, которые работают в ДОУ,

-описание работы узких специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, психолога и др.) с указанием их квалификации, категории,

- предложения посещать кабинет по Охране зрения и т. п.

При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. В силу этого компетентностный подход позволяет перевести родителей в позицию вынужденной активности, когда невозможно не участвовать, не посещать, не влиять и т. д.

Рассмотрим традиционный и компетентностный подходы в информационной работе ДОУ с семьей, разделы для родителей при оформлении приемной.

Раскрыв особенности компетентностного подхода в дошкольном учреждении, я пришла к выводу, что шаблонное применение основных позиций не позволяет реализовать полноценное взаимодействие с родителями и детьми. Однако, учитывая возрастные особенности детей, специфику дошкольного учреждения, можно реализовать принципы компетентностного подхода, которые позволяют перестроить позиции участников педагогического взаимодействия ДОУ и семьи. Эффективность взаимодействия в системе «педагоги – дети – родители» зависит от:

- позиции и роли ДОУ, способного инициировать родителей,

- позиции и роли семьи, ответственный подход к воспитанию детей,

- способов согласования позиций семьи и детского сада, при которых ДОУ способно обеспечить и пространство их реализации в учреждении.

Компетентностный подход, содержащий такие ориентиры, как самостоятельность, активность и сознательность, позволяет реализовать потенциал традиционных форм работы с семьей, перейти к равноактивному взаимодействию субъектов воспитания детей (педагогов и родителей), а также на основе формирования осознанного родительства включить семью в процесс жизнедеятельности детей в ДОУ.

Представленная мною информация не решает всех проблем взаимодействия ДОУ и семьи, однако позволяет по-новому взглянуть на этот процесс. Я считаю, что перспективным направлением реализации представленных идей служит поддержка различных родительских инициатив в соответствии с установками, которые четко определяют позиции участников воспитания детей:

- родители являются первыми педагогами ребенка,

- ДОУ работают в помощь семье в деле воспитания детей.

С опорой на указанные позиции возможно построение равноправных, паритетных и равноактивных отношений в системе «ДОУ - семья», подчиненных общей цели воспитания ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, компетентностная основа подобных отношений позволяет измерять результаты деятельности педагогов и родителей, а также общий эффект их воспитательной работы, выраженный в родительской культуре, воспитанности и развитости детей, профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

«Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

Консультация для воспитателей "Горизонты родительской активности и этапы ее содержания"

Консультация может быть использована воспитателями в работе с родителями...

«Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения, организо...

Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности.

Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности ДОУ, его трудно выделить в отдельный блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в ра...

Презентация "Проектный метод как один из способов проявления родительской активности"

В презентации раскрывается значение метода проектов для повышения активности дошкольников и их родителей....

Презентация : "Проектный метод как один из способов проявления родительской активности"

Презентация : " Проектный метод как один из способов проявления родительской активности"...