«Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"
материал

Радина Лариса Николаевна

Данное выступление подразумевает сопровождение одноименной презентации со слайдами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1:

Уважаемые коллеги, гости и все присутствующие!

       Мы рады приветствовать вас в детском саду «Черемушки» на очередном районном методическом объединении педагогов детских садов и групп кратковременного пребывания общеобразовательных школ. Тема сегодняшней встречи:

«Развитие творческих способностей  через  театрализованную  деятельность в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

     Слайд 2:

  Тема выбрана не только в связи с годом театра, объявленным президентом.

Она традиционна для нашего детского сада. Эта тема активно развивалась при Светлане Владимировне Андрияновой. Действовала  театральная студия «Балаганчик», при нем театральная мастерская по изготовлению костюмов и атрибутов, танцевальный кружок «Улыбка», проводились специальные занятия с детьми, обобщался опыт педагогов и детского сада. Сейчас мы продолжаем традиции, внося свой опыт, наработки, направления. Обо всем этом я расскажу представляя нашу методическую выставку: «Создание условий для театрализованной деятельности». Но вначале напомню вам план сегодняшнего мероприятия:

Слайд 3

Наш План такой:

  • Начнем мы с Презентации методической выставки
  • Затем совершим небольшую экскурсию по детскому саду
  • С 9.20  Посмотрим театрализованную деятельность во 2 младшей  группе- Воспитатель Шишкина Ольга Владимировна.
  • Затем пройдем в среднюю группу увидим как детки представят сказку «Заячья избушка». Воспитатель Евсюкова Светлана Анатольевна.
  •  После этого в музыкальном зале Старшая группа под руководством воспитателя: Сарымовой  Марьям Файзулловны и музыкального руководителя: Леоновой Галины Ивановны представят патриотическую композицию о Великой Отечественной войне.
  • Заключительным этапом нашей сегодняшней встречи будет: Рефлексия

Слайд  4:

Презентация методической выставки: «Создание условий для театрализованной деятельности». 

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства. Театр – одна  из самых ярких,  красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Детское творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность образа, созданного ребенком, а эмоциональное содержание, его воплощение.

    В современных дошкольных учреждениях  зачастую недостаточно используется развивающий  потенциал театрализованной деятельности.

Слайд 5:

Как и для любой деятельности-  театрализованной нужны условия. Для ребенка дошкольного возраста –это прежде всего создание  предметно-пространственной среды: у ребенка перед его глазами и руками должно быть все, чтобы возникло желание взять и поиграть этим.  Для целенаправленного развития творчества важно также Планирование театрализованной деятельности, внесения изменений в предметную среду и реализация этих  планов в деятельности с детьми.

 Для педагогов- необходим программно-методический материал: как организовать игру –драматизацию с детьми старшей группы, как изготовить теневой театр своими руками, как освежить интерес к знакомой сказке и т.д. Для родителей воспитанников- консультационный материал, возможно тренинговые занятия или упражнения.

Слайд 6:

     Из  выделенных условий начнем с  самого важного: с создания условий для  детей.

Необходимо подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей, условий детского сада,  подбора детей и их индивидуальных предпочтений.

 По поводу возрастных возможностей нет необходимости в данной аудитории останавливаться. Это общеизвестно. Понятно,  что для малышей и старших дошкольников предметное наполнение театрализованных уголков или центров должно отличаться,  поскольку уровень самостоятельности и объем опыта театрализованной деятельности у детей разный.

  А вот что значит учесть условия детского сада? Это прежде всего возможности пространства: есть ли возможность выделить помещение под театральную студию, или построить сцену на прогулочной площадке, или можно только повесить театральный занавес в музыкальном зале и изготовить переносную ширму для кукольного театра;  имеется ли хотя бы небольшое помещение для хранения  декораций и др.реквизита,  есть ли среди педагогов люди, тяготеющие к театральному творчеству, поскольку очень многое держится на энтузиазме отдельных личностей (все вы прекрасно это знаете из практики работы). Это и умение руководителя поддерживать творческую атмосферу в детском саду и многое другое.

   Содержание предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности будет зависеть от индивидуальности всех участников педагогического процесса. В одной группе и навяжут и нашьют и нарисуют, а в другой купят готовое; а в третьей ни то и ни другое как говориться(а условия создавать все равно нужно).

   Федеральный стандарт обязывает  нас также учитывать предпочтения и индивидуальные потребности ребенка. Например, есть поющий ребенок: можно включать в театрализованное представление поющего героя, вокальный номер- например, песенку Лисы. Танцуют прекрасно несколько детей- включить можно , например, танец  эльфов или лесных зверят. Папа Сережи рисует замечательно и может нарисовать на картоне ледяной домик или изображение яблоньки, а бабушка Тани свяжет крючком  шапочку лягушки. А Петенька очень выразительно может только чихнуть и то за ширмой  и пусть чихнет. Это и есть учет индивидуальных возможностей.

В нашем саду в каждом здании имеются театральные занавесы в музыкальных залах, изготовлены переносные, но достаточно основательные ширмы для кукольного театра. Имеется определенный запас детских и взрослых костюмов для театрализованных представлений, накопленный за годы существования ДОУ. Каждый год костюмерные пополняются новыми сценическими «героями», изготовленными по потребностям того или иного представления. Хранится и некоторая часть часто используемых декораций: домики(избушки), силуэты и макеты деревьев, пенечки. Некоторые нужные для представления атрибуты заимствуются из игровых уголков и оборудования группы. Для тщательно готовящихся спектаклей изготавливается специальный реквизит. Для этого привлекаются взрослые: педагоги, родители, рабочий детского сада. В стихийно возникающих представлениях дети сами готовят все необходимое: приспосабливают имеющиеся атрибуты или рисуют и вырезают . Так например, девочки подготовительной группы нарисовали и вырезали из желтого картона корону для принцессы и прикрепили её к готовому ободку, закрыв изображение цыпленка.

Слайд 7:

Во всех  группах имеются  театральные уголки или театральные центры, включающие мини-костюмерные (раньше мы их называли уголки ряжения), различные виды кукольного театра: пальчиковый, настольный, би-ба-бо. Для игр-драматизаций имеются различные маски, ободки, шапочки и другие атрибуты, помогающие обозначить действующих персонажей представлений.

Слайд 8:

  Дополнительно к традиционно имеющимся в детских садах материалов в театральных уголках в нашем детском саду широко используются макеты для представлений настольного театра, а после посещения РМО в Золотой рыбке еще и создаваемые в процессе театрализованных игр пространственные макеты, которые дети создают сами по своим представлениям об условиях в которых разворачивается придуманный или придумываемый в ходе самого представления сюжет. Это специальные подносы или коробочки с низкими бортами, которые дети наполняют различными материалами, игрушками или предметами, в зависимости от места действия если это кукольная комната, то кукольная мебель, если это лесная полянка, то зеленый картон или ткань, изображающие траву, макеты деревьев по краю, какие-то более мелкие детали, изображающие цветы, игрушки-животные, если это какой-то зимний пейзаж, соответственно материалы изображающие снег  и лед, веточки, изображающие зимние  деревья в снегу и т.д.

Слайд 9:

В детском саду для театрализовнной деятельности детей активно используются тематические лэпбуки. В этом году был проведен внутриучрежденческий конкурс лэпбуков, проходящий в рамках ноябрьского педсовета. На снимках вы видите призеров конкурса по зданиям. Несколько педагогов изготовили театральные лэпбуки

Среди них

 Воспитатели:

Слайд 10:

 Сарымова  Марьям Файзулловна,  

Слайд 11:

Гостева Ольга Александровна

Слайд 12:

Горбатюк Ирина Юрьевна

Слайд13:

Пуршева Людмила Ивановна

Слайд14

Моисеева  Светлана Николаевна 

Слайд15:

Евсюкова Светлана Анатольевна

Слайд16:

Гончарова Наталья Викторовна

И другие педагоги : все их вы увидели на выставке

Слайд17:

Для педагогов в детском саду имеется

  • Методическая литература по театрализованной деятельности

Слайд 18:

Для педагогов

  • Имеется также  ЭЛЕКТРОННАЯ ПАПКА с материалами по театру и театрализованной деятельности в компьютерах для педагогов и у старших воспитателей под названием «ТЕАТР», где помещены разнообразные и полезные методические материалы по организации театрализованной деятельности в детском саду, в том числе из опыта  педагогов детского сада.
  • Сохранились и используются  материалы по театрализованной деятельности театральной студии «Балаганчик» с 2006-по 2011 годы, о которой я говорила в начале выступления.

Слайд 19:

Для родителей в детском саду  

  • создаются условия для участия в различных досуговых мероприятиях, утренниках, праздниках, вечерах, где они также могут сыграть роль, помочь в оформлении декораций или изготовлении атрибутов
  • в групповых уголках для родителей размещаются различные консультации:
  • как  быстро выучить стихотворение с ребенком
  • как подготовить домашний спектакль, как сделать маску для представления,
  • проводятся тренинги по развитию диалоговой речи в театрализованной деятельности и др. работа
  • Слайд 20:

Можно много ещё говорить об условиях в нашем саду для развития творческих способностей  через  театрализованную  деятельность, но как говориться

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ ЧЕМ 100 РАЗ УСЛЫШАТЬ

Поэтому приглашаю вас на небольшую экскурсию по группам нашего сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Организация игровой деятельности современных детей в условиях реализации ФГОС...

развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность тво...

Развитие креативности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Л. С. Выготский говорил:  «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Надеюсь, данная статья поможет воспитателям, а та...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях  реализации ФГОС ДО"...

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...