Самообразование на тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Шагапова Ира Тимразовна

Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

 

Цель: Активизировать речевую деятельность дошкольников средствами театрализованной деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_shagapova.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2с. Раевский муниципального района Альшеевский район

Республики Башкортостан

План по самообразованию

Шагаповой И.Т.

Тема:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

  Подготовительная группа

2022 – 2023 учебный год

Дата начало работы   2021 -2022 учебный год

Дата окончания  2022 - 2023 –учебный год

Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: Активизировать речевую деятельность дошкольников средствами театрализованной деятельности;

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

9.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.

10.Разработать перспективный план работы с детьми.

11.Создать  рабочую учебную программу.

12.Оформить в группе цент театра

13. Подготовить консультацию и провести для педагогов по этой теме.

                                           

Пояснительная записка.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. 

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек ,сочинение сказок.    Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского, башкирского народа, формирование любви к фольклору, традициям народных праздников. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Предполагаемые результаты:

1. Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения.

2. Передавать образ героя мимикой, жестами.

3. Умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения.

4. Обладать умением работать в коллективе.

Форма самообразования:

(индивидуальная, групповая, коллективная).

Практические  выходы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Презентация кружка по художественной направленности .

2. Изготовление костюмов для постановок, утренников, открытых занятий.

3. Оформление выставки «Театр своими руками».

4. Пополнение и оснащение Центра Театра необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности.

5. Дистанционная работа с родителями в программе ZOOM, вебинары.

6. Консультирование в Ветсапе и др.

7.Оформление новостей в группе

8. Подготовка  информации для родителей  по следующим темам:

Консультации для родителей:

1.«Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста».

2. «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности».

3. «Развитие детей в театрализованной деятельности».

4. «Развитие речи у детей посредством театральной деятельности».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ:

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:

1.Чтение и совместный анализ сказок.

2. Прослушивание аудиозаписей сказок, потешек, стихотворений.

3. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

4. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

5. Словесные, настольные и подвижные игры.

6. Пантомимические этюды и упражнения.

7. Театральная постановка сказок.

8. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

9. Пальчиковые игры со словами.

10. Тематические недели в Центрах активности.

11. Изготовление масок для инсценирования сказок из бросового материала.

12 Изготовление ширм, декораций.

13. Изготовления стенгазет, афиш, пригласительных, билетов .

 14. Показ сказок детям детского сада.

15. Показ сказок родителям.

16. Фотоотчеты для родителей по углубленной работы.

17. Участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

18. Посещение театров

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДОУ:

1.Доклад для воспитателей для воспитателей «Творческие игры, как вид театральной деятельности». 

2. Показ инсценировок и драматизаций сказок.

    Форма отчетности: открытые занятия, размещение материалов проектов в       группах Вконтакте, выставки, презентация по итогам работы.

Правила работы с детьми:

1. Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

2. Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

3. Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

4. При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Работа   складывается следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказокбасен и стихотворений раскрывает перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают  направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Метод сказкотерапии  используется для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.

4. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей.


Календарно – тематическое планирование

 

Месяц

Тема

Задачи

1

сентябрь

1. Вводное занятие с детьми.

2«Мы играем в театр»

3 «Мы - будущие артисты»

4 «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»

5 Язык жестов – беседа с детьми.

Поиск и изучение литературы, новой информации.

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

2

октябрь

1.Беседа «Здравствуй, театр!»

2Мимика – «Подбери маску».

 3.Репетиция сказки «Заюшкина избушка».

4.Чтение осенних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства.

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

 Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно

3

ноябрь

1.Игры «Камушки на песке», «Подарки для куклы», «На что это похоже»

2.Этюды «Зеркало»

3. Показ сказки «Заюшкина избушка».

 4. Показ сказки к Дню матери мамам, детям других групп.

 5. Проект «Волшебная страна – театр!»

Учить видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели; Систематизировать  знания детей по теме,  стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями; развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности,  умение воспринимать художественное слово и понимать его значение.

4

декабрь

1. Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»

2.Моделирование сказки «Три медведя»

3. Пантомимика – игра «Кто как ходит»

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

5. Открытое занятие.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели).

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать походку животных.

Закрепить полученные знания.

5.

январь

1. .Этюды «Зеркало»

2. Инсценировка сказки «Рукавичка»

3. Моделирование сказки «Теремок»

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Учить подбирать заместители по заданным признакам (величине и цвету), продолжать учить передавать своё отношение к поступкам героев.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

6

февраль

1. Игра-пантомима «Поиграем-угадаем»

2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

3. Жесты – этюды на выразительность жестов.

4. Репетиция и показ сказки «Серый волк и козлятки» детям младшей группы.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

7 .

7.

март

1. Театрализованные этюды «Весна!»

2. Чтение стихов о весне.

 3. Беседа «Разнообразие театров»

4 Театрализованная постановка  сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

 Посетить спектакли в разных театрах города.

Развивать и поддерживать интерес к театрализации, развивать воображение, творчество.

8

апрель

1 «Мы играли, танцевали».

2 Импровизация на тему звучащими движениями.

3 Театр фланелеграфа.

4. Театрализованная игра «Путешествие».

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Развивать и поддерживать интерес к театрализации, развивать воображение, творчество

19

май

Итоговое занятие.

Драматизация сказок по желанию детей.

Создать радостное настроение, подвести итог занятий за год.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.



Литература:

1. В.Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»;

2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

3.  Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

4. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...

План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...

Отчёт по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» 2017 - 2018 уч.г.

  Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись ...