Статья "Экологический театр - это интересно!"
статья

Лузина Мария Николаевна

Статья "Экологический театр - это интересно!" рассказывает о двух игровых практиках экологической направленности, реализованных на летних группах: экологическом театре "на палочках" (летняя разновозрастная группа) и режиссёрской игре о Котёнке Меня потеряли (подготовительная группа). В статье подробно описаны технологии подготовки и реализации данной игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_teatr_-_eto_interesno.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический театр – это интересно!

       Летний период в детском саду воспринимается педагогами неоднозначно. С одной стороны, сниженная нагрузка на педагога, минимальный объём требований к содержанию образовательной деятельности. С другой стороны, отдыхающих детей необходимо занимать. Совместная деятельность приобретает игровой характер, где педагог имеет больше возможностей раскрыться как незаурядная личность, умеющая заинтересовать, смотивировать, увлечь за собой детей, дав им при этом свободу для реализации своих собственных замыслов.

       В этой статье мы решили уделить внимание игровым практикам, которые можно реализовать в условиях летних групп, а именно, экологическому театру.

       Идею организовать кукольный театр на палочках нам подсказали сами дети, воспитанники летней разновозрастной группы. В ходе реализации образовательной деятельности по теме «Наши друзья – киты и дельфины» воспитанники прослушали сказку Т.Домарёнок «Кит, Китёнок и Дельфинёнок». Воспитатели заметили, что младшие дети (3-5 года жизни) рисуют героев, а старшие (6-8 года жизни) пытаются развить сюжет сказки в игре, в речевом общении. Поскольку ребята были уже мотивированы, было принято решение использовать этот материал и желание воспитанников и поставить спектакль по мотивам прочитанного произведения.

       Героев спектакля мастерили все дети. Пришлось дифференцировать их деятельность: младшие раскрашивали персонажей красками, восковыми мелками, цветными карандашами. Педагоги не останавливали ребят – некоторые дельфины получились цветными, «радужными». Старшие работали с главными героями в технике обрывной аппликации. В процессе все дети помогали укреплять фигуры персонажей картоном, крепить их на палочки, восстанавливать контуры чёрным маркером и «клеить глазки». Сложность была в том, что все персонажи спектакля были двусторонними, чтобы актёры не волновались, если «куклы» повернутся другой стороной.

       В процессе подготовки младшие дети во всем брали пример со старших: правильно передавали ножницы, пользовались клеем и очень быстро, без объяснений педагога овладевали новыми технологиями. Старшие же во всём пытались быть примером: учили организовывать своё рабочее место, тщательно проклеивали края деталей и т.д. Все минусы в работе с разновозрастной группой в один момент, неожиданно для педагога превратились в плюсы, получился некий симбиоз, когда вся деятельность детей была сосредоточена на результате, и это ожидание мотивировало и волновало умы детей.

       Экологическая составляющая проекта – использование бросового материала при изготовлении «кукол» (палочки для суши, бросовый картон, остатки цветной бумаги, старая гуашь) и сам сюжет сказки, который представляет нам морских обитателей:  дельфинов, китов, различных рыб, медузу Марфу, морского конька Игогошу, осьминога Волн Волныча и, конечно, главных героев китёнка Бульку и дельфинёнка Фильку.

       Изначально сказка была диалоговой. Предполагалось, что старшие дети возьмут на себя роль главных героев. Но в процессе работы воспитатели поняли, что не могут не включить в театрализованную деятельность всех участников процесса, поэтому диалогичность действия пришлось убрать, оставить одного рассказчика-воспитателя, который координировал бы движения рук малышей извне с помощью своей руки, встав боком к зрительному залу. Второй воспитатель отвечал за группы, которые поэтапно отыгрывали свои части и выходили в символичное закулисье в другую сторону.

       Сценическое пространство представляло собой два отреза ткани голубого и синего цвета, закреплённых на разной высоте. Голубая ткань – небо – была натянута высоко на стене, а синяя – море – укреплена на высоких разделителях соответственно росту старших детей-актёров. Младшие и средние по возрасту дети практически полностью разгибали руки и тянулись вверх, чтобы героев было лучше видно. Таким образом, воспитатели добивались, чтобы «куклы» в руках у малышей не раскачивались.

       Также в спектакль было добавлено два танцевальных фрагмента и интерактив в финале, чтобы малыши-зрители не устали, а малыши-актёры не запутались в очерёдности выходов.

Воспитатели в процессе подготовки спектакля разложили нагрузку на детей соответственно их возрастным особенностям. Малыши исполнили танец Луны и Звёздочек. Простейшие движения «вверх-вниз», «вправо-влево» были заданы рукой воспитателя-рассказчика.

Дети 5-6 года жизни представляли морских обитателей также с помощью музыкального фрагмента. Их движения, во-первых, должны были отражать активность животного в природе, во-вторых, совершаться под динамичную музыку.

       Развитие основного действия проигрывали подготовишки. Они должны были представить в процессе повествования своего героя характерным движением, изобразить общение, эмоции персонажей, взаимодействовать друг с другом, использовать всё сценическое пространство.

       Стаю дельфинов представляли самые сообразительные дети. Им предстояло усадить людей на дельфинов (соединить две фигурки определённым образом) и двигаться по кругу друг за другом, чтобы создавать иллюзию, что дельфины перевозят людей с одного острова на другой.

       Закончился спектакль танцем актёров с «куклами» (ребят пришлось выставить в четыре ряда) совместно со зрителями. Базовые движения показывал воспитатель.

       Экологический театр как форма работы на разновозрастной группе неожиданно оказался удачным решением. Ни один ребёнок не остался в стороне, количество героев можно было менять в зависимости от ситуации, старшие дети в каких-то моментах подтягивали младших, ощущая меру ответственности. Младшие гордились приобретёнными в короткие сроки умениями, с большим уважением относились к старшим товарищам. Естественно, что коробка с театром долго пользовалась популярностью в группе. Детям так хотелось ещё раз пережить ситуацию успеха.

       Ещё одной формой работы в рамках направления «экологический театр», но уже на летней подготовительной группе, является режиссёрская игра. За основу было взято стихотворение Владимира Бояринова «Меня потеряли». Чтение произведения нашло эмоциональный отклик в сердцах детей – некоторые ребята на следующий день принесли маленькие фигурки котов, а кто-то смастерил их тут же, в группе, используя картон, цветную бумагу, пластилин и даже конструктор «Лего».

       Когда в руках подготовишек появились свои котята-потеряшки, мотивировать их на сюжетосложение уже не пришлось. Они практически сразу вышли за пределы сюжета Бояринова. Котёнок Меня потеряли оказывается на стройке, провоцирует автомобильные аварии, чудом остаётся жив, встречает домашних собак и удивляется, что перед ними полные миски сосисок.

       Таким образом, созданные детьми персонажи обрастают атрибутами. Когда создавать город из строительного материала, машинок и мелких фигурок становится скучно, воспитатель предлагает использовать бросовый материал. Дети получают возможность создать планетарий, музей, свалку за городом, приют для бездомных животных. Применяя свои знания, подготовишки создают из баночек, палочек и обёрточной бумаги узнаваемые городские здания и, к тому же, обыгрывают их в своём сюжете.

       Часть группы на несколько дней стала декорацией к режиссёрской игре. Дети стремились поскорее взять в руки фигурки персонажей и проиграть привычный волнующий сюжет, а может быть, создать новый.

       Игровые практики в работе с дошкольниками многогранны и разнообразны. Мир игры увлекает детей, помогая создавать социальные модели отношений между людьми. Экологическая направленность детской игры позволяет объединить социальный опыт детей и познавательное развитие природного мира, воспитывать ответственного гражданина, доброго и неравнодушного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Театр-это интересно"

наглядная информация для родителей, в которой рассказывается, как подготовить ребенка к первому посещению театра...

Проект "Театр - это интересно!"

В статьте  кратко описывается деятельность по проекту "Театр - то интересно!"  Прилагаются фотографии, содержание бесед о театре, этюдов....

"Театр - это интересно!!!"

ТЕАТР - доступный вид искусства для дошкольников, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а так же способствующий нравственному воспитанию детей....

Презентация для родителей "Театр- это интересно"

Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, разви...

Из опыта работы: "Театр - это интересно! "

Из опыта работы: «Театр - это интересно!»Театрализованная деятельность формирует выразительность речи ребенка. Через театрализованную деятельность мы познаем мир играя. А в игре, и дети , ...

Презентация "Театр - это интересно"

Театр для детей- это прежде всего постановка, которая доступна к детскому пониманию. Театр дает знания детям об окружающем мире, учит отличать добро и зло, вызывает сочувствие и жажду помочь....