Методическая разработка "Родной свой край, люби и знай"
методическая разработка (подготовительная группа)

Дроздова Ольга Михайловна

Предполагаемая методическая разработка «Родной свой край, люби и знай» реализуется мной в группах старшего возраста, как одна из составных частей программы «Вдохновения», в развитии образования  национально – регионального компонента. Проанализировав уровень развития детей по программе «Вдохновения», пришла к выводу , что в содержании программы не реализуется этно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в полной мере, не достаточно оснащено направление по знакомству детей с патриотическим и народным творчеством, приобщение к культуре, не предусматривается региональный компонент и условия нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_-_metodicheskaya_razrabotka_drozdova_o.m.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

 

«Адаптированная методическая разработка по этническому  - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.»

«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ,

ЛЮБИ И ЗНАЙ»

                              Дроздова Ольга Михайловна,

воспитатель детского сада.

Деревня Грановщина,

Иркутского района,

Иркутской области.

2022год.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

 Предполагаемая методическая разработка «Родной свой край, люби и знай» реализуется мной в группах старшего возраста, как одна из составных частей программы «Вдохновения», в развитии образования  национально – регионального компонента. Проанализировав уровень развития детей по программе «Вдохновения», пришла к выводу , что в содержании программы не реализуется этно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в полной мере, не достаточно оснащено направление по знакомству детей с патриотическим и народным творчеством, приобщение к культуре, не предусматривается региональный компонент и условия нашего детского сада.

Создание методической разработки «Родной свой край люби и знай» стала необходимостью для того, чтобы закладывать, знания много-национальном искусстве с учетом особенностей, обычаев и традиций родного края.

Мы живем в деревне Грановщина, которую можно найти на карте Иркутской области. Наш Иркутский район, богат своими традициями, обычаями и его населяет интересный народ. И мне захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат наш край.

 Поставив перед собой цели и задачи, столкнулась с серьезной проблемой недостатки материала для проведения системной работы по этно. – патриотическому воспитанию. Такую работу лучше проводить конечно с коллективом единомышленников, которые могут решать эти задачи комплексно и этим коллективом у меня стали родители.

Диагностический этап показал, что возникла необходимость обобщить собственный практический материал по этно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи методической разработки:

Цели:

-Формирование нравственно-патриотических ценностей.

-Создание предметно-пространственный среды, способствующему этому воспитанию.

- Воспитание гражданина и патриота своей страны и родного края.

Задачи:

- Формирование у детей представления о месте положения страны, края, города на географической карте.

- Формировать представление об истории нашего родного края.

- Познакомить с символикой страны, края, с народным творчеством Иркутской области.

- Воспитывать уважение к традициям народа живущих в нашем крае, это русских, бурят и других национальностей.

- Воспитывать чувство уважения к законам, правилам - нашей много национальной страны.

- Вызывать интерес к истории страны и нашего края.

- Воспитывать умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.

 Для решения поставленных задач для своей работы с детьми и их родителями провела следующую работу, изучала и анализировала научную литературы по проблеме, образовательные стандарты и нормативные акты по введению государственных образовательных стандартов.

 В настоящее время, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о культуре разных народов, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются в работе с детьми потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта. Именно сейчас, в век стремительного научно-технического прогресса, этно – патриотическое воспитание должно стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.  Я работала на разных группах и отметила, что   посещают дети наш детский сад, с разной национальной культурой, где проявляется внешнее и внутреннее пространство жизни ребенка, несущее культуру и духовность. Ежедневно погружаясь в эту среду, ребенок, исподволь, ненавязчиво постигает культуру, усваивает духовные ценности, формируется личность, как гражданина, как члена общества, усваивает нормы и правила проживания в нем. Практическая реализация поставленных задач показывает, что  формированию стержневых качеств личности – самостоятельности, активности, духовности и патриотизма, способствует обогащению словаря, сочетание обучения и свободной деятельности по выбору детей, развитие социальных и нравственных отношений в детском саду и дома. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности в последствии не восполняются или восполняются с трудом. Мои выпускники уносят из детского сада во взрослую жизнь, знания, которые им помогут проявлять себя настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

                         

                         

Взаимодействие с родителями:

1.Родительские собрания – круглый стол.

2.Беседы-15-ти минутки, дискуссии.

3.Консультации – телефон доверия.

4.Анкетирование.

5.Информационно – стендовый материал – памятки, буклеты, выставки, презентации, проекты.

 Целью свое работы поставила, возрождение семейного воспитания.

Ожидаемые результаты.

  1. Наработан материал по перспективному и тематическому планированию.
  2. Определена система работы с детьми, родителями и социумом.
  3. Отработана методика по оценке уровня развития детей методической разработки.

Перспективный план

работы с детьми по месяцам.

                                    (Практическая часть)

Месяц

Темы

Задачи

Формы деятельности

Сентябрь

«Моя семья»

Формировать представления о семье.

Проект: «Моя родня», с/р. игра «Семья», рисования «Моя семья», чтение сказки «Гуси лебеди».

«Мои друзья»

Формировать представление о дружбе.

Проект: «Друг в беде не бросит», Беседа: «Что такое дружба», рисование: «Мой лучший друг», мультфильм:     « Крокодил Гена».

«Праздник воспитателя»

Формирование любви к д/саду, сверстникам и педагогам.

Проект: « Мой любимый д/ сад», Беседа: «Важная профессия воспитатель» рисование: « Любимый д/сад».

Октябрь

«С чего начинается Родина?»

Формировать нравственное, патриотическое сознание.

Проект:« Малая Родина», Беседа: « Дом в кокором ты живешь», рисование: « Моя Грановщина».

«Мы Сибиряки»

Формировать  представление об особенностях жизни в Сибири.

Проект: «Мы Сибиряки», Беседа: « Кто такие Сибиряки?», рисование: «Мы гордимся Сибиряками».

«Возникновения родной моей деревни»

Расширить знания детей о родной деревне.

Проект : « История создания нашей деревни», Беседа:« Вот моя деревня, конкурс рисунков «Наш поселок глазами детей»

« Осенины»

Продолжать развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу. Создать праздничную атмосферу.

Проект: « Что нам осень принесла?», Беседа:           « Урожай», рисование : «Дары природы». Аппликация «Урожай овощей.»  Фотогазета «Чудеса сибирской природы» .

Ноябрь

« Откуда хлеб пришел на стол?»

Формировать представление детей о ценном пищевом продукте.

Проект: « Царь стола – это хлеб», Беседа: « Кто такой хлебороб», рисование : « Богатый урожай», лепка из соленого теста « Калачи».

« Русская изба»

Расширять представление  о жилище людей в старину.

Проект: « Машина времени», презентация: «Путешествие по русской избе», чтение сказки» По щучьему велению», рисование:           « Узоры на ставнях».

« Юрта»

Формировать бережное отношение к историческому наследию бурятского народа.

Проект: « Машина времени», презентация: «Путешествие в жилище бурят», чтение бурятских сказок, рисование бурятского орнамента.

«Хайтинская посуда»

Формировать знания об уходи за посудой, осознание детьми значимости посуды в жизни –деятельности русского человека. 

Путешествие «В гости к Марье искуснице».

Декабрь

« Бурятская народная посуда»

Формировать знания об уходи за посудой, осознание детьми значимости посуды в жизни –деятельности бурят. 

Путешествие в Юрту.

 « Байкал жемчужина Сибири»

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира озере Байкал, его уникальности и  природных особенностях.

Презентация проекта « Озеро Байкал –жемчужина России» Изготовила макет Байкала, дидактические игры «Кто живёт на Байкале», пазлы на тему Байкала,

« День рождение Деда Мороза»

Развивать интерес к познании нового, расширять кругозор детей.

Беседа «Кто такой Дед Мороз», Рисование: «Наряд  Деда Мороза»,  сказка «Морозко». Видео экскурсия по усадьбе Деда Мороза. Презентация «Родина Деда Мороза Великий – Устюг».

«Мастерская Деда Мороза»

Расширять   

представления у детей об общенародном празднике Новогодней елки.

Беседа «Что такое Новый год? Составление письма Деду Морозу. «Как празднуют Новый год в других странах». Праздник Новый год. Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Январь

«Рождественские посиделки»

Развитие познавательного интереса к народным традициям.

Беседа: «Рождество Христово», Ручной труд «Ангелочек» Чтение худ. лит. Рождественской сказки, «Колядование».

Моя столица Сибири – Иркутск»

Путешествие по карте.

«Декабристы»

Развитие познавательного интереса    к народным традициям

«Столица России Москва»

Путешествие по карте.

Февраль

«Государственный символ России - флаг»

Создание книжки малышки «Флаг России»

« Не перевелись на Руси богатыри»

Развивать интерес к прошлому своей страны. Воспитывать чувство гордости за наших славных воинов.

« Наша Армия»

« Великие полководцы»

Развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны. Воспитывать чувство гордости за наших славных воинов.

Март

« Мама – главное слово»

Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека.

« Наши родственники».

Продолжить формирование представлений детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

Рассматривание фотографий семьи одного из детей Беседы, рассказы детей о родителях: что делают мама, папа дома, как помогают друг другу и заботятся обо всех.

«Хозяйкины помощницы».

Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр. Воспитывать интерес к прошлому.

«Масленица»

Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами,

с обрядовыми народными праздниками.

Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне

Разучивание русских народных игр: «Колышки», «Удочка» Развлечение «Приди, Весна, с милостью…»

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить».

Продолжать знакомить детей с потешным фольклором.

Составление детьми потешного рассказа

Использование скороговорок, небылиц, потешек

Загадывание загадок о весенних явлениях природы

«Красная горка»

Продолжать знакомить с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.

Проект: «Пасха»

Май

«Этот День Победы»

Формирование чувства уважения к защитникам Родины

Воспитание уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны

Беседа о ВОВ с просмотром фрагментов фильмов

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей)

 Слушание и пение фронтовых песен

Рисование на тему «Праздничный салют» Утренник «День Победы

«Ордена и медали»

Продолжать знакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны

Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Использование фотографий орденов и медалей

Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Викторина «Что мы знаем о России

Обобщить и систематизировать знания детей о России.

Литературно-музыкальная викторина «Что мы Родиной зовём».

Результаты в конце года.

У воспитанников будут сформированы по среднему и высокому уровню такие знания, способности и умения, как:

- Знать свой домашний адрес, название города, страны.

- Иметь представление о символике города, страны.

- Знать название близлежащих улиц.

-Иметь представления о жизни и быте русского народа.

- Узнавать на фотографии достопримечательности города.

- Знать профессии своих родителей.

- Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях.

- Знать правила поведения в природе. 

Системная работа по приобщению дошкольников к народной культуре свидетельствует о том, что:

1. Повысилась заинтересованность детей работой по возрождению народных традиций, а это, прежде всего, влияет на развитие личностных качеств дошкольников. Дети стали более уважительно относиться к семье, родному краю, его истории и людям, живущим в Иркутской области; стали более доброжелательными, отзывчивыми, коммуникабельными; обогатился их словарный запас.

2. Выпускники дошкольной группы имеют и знания по народной культуре, традициям, принимают активное участие в народных праздниках.

3. Дети стали активнее использовать в своей деятельности произведения фольклора: загадки, потешки, считалки; умеют играть в русские народные игры.

4. Происходит формирование бережного отношения к предметам быта.

5. Возросло желание детей изучать фольклорные произведения во время свободной деятельности.

6. Дети имеют базовые представления о народно-прикладном творчестве, о видах декоративного искусства.

7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры и

приобщению детей к истокам народных традиций.

8. Собран и систематизирован материал по организации работы с детьми в формате формирования у них нравственно-ценностного отношения к истокам и современности народной культуры, приобщению дошкольников к национальной культуре.

9. Благодаря системной работе по данной теме и различным методам воспитания улучшились показатели развития познавательной деятельности и здоровья детей.

Вывод: Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

                                              ЛИТЕРАТУРА

1. Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

2.Жуковская Р.И. Родной край - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

3.    Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.     Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, 1998

5. Л.В. Логинова - Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию, 2008.

6.Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ» для детей старшей группы

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего городка, надо его знать....

Родной свой край люби и знай. Методическое пособие.

Данное пособие предназначено для педагогов ДОО. Представленные материалы направлены  на  развитие  у  дошкольников  нравственно-патриотических чувств, воспитание любви, уважен...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном воз...

Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исто...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....

Методическая разработка "Родной свой край-люби и знай"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ - ЛЮБИ И ЗНАЙ»...