"Наши деды надевают ордена"
материал

Ефимова Ирина Петровна

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект ко Дню Победы для детей 6-7 лет: Наши деды надевают ордена

Автор материалаЕфимова И.П., воспитатель МБДОУ дет.сад "Ласточка".

Тип проектатворческий, групповой, краткосрочный
Актуальность.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.
Цель проектасоздание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Задачи проекта:
1. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
2. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
3. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
4. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Участники проекта: 
дети, родители воспитанников,

воспитатель.

Продолжительность проекта:
с 1 мая- 10 мая.
Основные формы реализации проекта:
Экскурсии, НОД, мини-выставки, совместная деятельность, патриотический праздник, консультации для родителей.

Этапы проведения проекта

Подготовительный этап

 • сбор и анализ литературы по данной теме
• беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
• составление плана работы
• разработка содержания проекта

Основной этап: 
• консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
• сбор сведений о родственниках, принимавших участие в ВОВ, составление индивидуальных рассказов детей о них.
• слушание песен о войне:«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».
• чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
беседа с детьми «Подвиг на войне"
• изготовление стенгазеты «Помним, гордимся!»
• возложение цветов к памятнику
Заключительный этап
Патриотический праздник «День Победы»,выставка детских работ.

Предполагаемый результат проекта:
1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.
2. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
4. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении поделок, аппликации, стенгазеты.

5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.)

Продукт проектной деятельности
Выставка детских работ "Помним, гордимся".

Проект

«Этот славный День Победы!»

Автор:

Ефимова И.П. воспитатель

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

2.ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование патриотических чувств через взаимосвязь субъектов педагогического процесса.

3.ПРОБЛЕМА: углубить знания детей 6-7 лет о ВОВ: событиях, фактах, подвигах советских солдат, сформировать такие понятия, как «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашистская Германия»;  расширить знания детей об истории нашей страны.

Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет;  проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

4.ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:

Дети сохраняют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Родители, активные и заинтересованные участники проекта, осознают важность патриотического воспитания дошкольников, развивают у ребёнка потребность к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Воспитатели осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень.

5.ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ И ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Этот славный день Победы!» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками проекта стали дети, воспитатели и родители. 

Формы реализации проекта: экскурсии, беседы и дискуссии, творческая деятельность (ручной труд, рисование, аппликация, литературно – музыкальная композиция),  художественная литература, игры.

6.ВЫВОДЫ И ОТЧЕТ

В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

7. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Основной – реализация проекта.

Заключительный – подведение результатов, презентация работы над проектом

Участники проекта:

дети подготовительной группы;

воспитатели;

родители воспитанников

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Срок реализации проекта:  краткосрочный 29 апреля –  8 мая  2013 года.

Форма работы

Участники

Подготовительный этап

Постановка цели, определение формы работы. 

Изучение методической литературы и сбор художественной литературы

Создание презентации

Составление сценария литературно-музыкальной композиции

Сбор информации, материала о Великой Отечественной Войне (песни, стихи, плакаты, показ настоящих наград).

Воспитатель 

Дети, родители

Основной этап

НОД Социализация «9 Мая – День Победы» [2]

НОД Коммуникация  «Мой дедушка – ветеран ВОВ» 

Дети, воспитатель

Чтение художественной литературы: 

Рассказы о Великой Отечественной войне:

С.П.Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная»

В.Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня»

В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы»

Л.Кассиль  «Твои защитники»

Б.П. Павлов «Вовка с ничейной полосы»

Повесть - Б.П. Павлов «На безымянной сопке»

Сказка - Ю.Я.Яковлев «Как Сережа на войну ходил»

Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С.В. Михалков «Победа»

Дети, воспитатель, родители

Дидактическая игра «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ»

Дети, воспитатель

Цикл бесед о ВОВ:

«Родина – мать зовет!»

«Великие битвы»

«Дети войны»

«Музыка войны»

«Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли» [1]

Дети, воспитатель

Рассматривание плакатов военных лет, фотографий, иллюстраций

Дети, воспитатель, родители

Художественное творчество:

Рисование «Война глазами детей», 

Аппликация - открытка «Фронтовое письмо».

Дети,  родители

Дети, воспитатель

Слушание музыкальных произведений: 

«Марш защитников Москвы» А.Сурков, Минута молчания,

«Катюша» М.Блантер,  «Священная война» А.Александров, 

«Ах, война, что ты, подлая, сделала» Б.Окуджавы

Дети, воспитатель, родители

Экскурсия к Мемориалу «Памяти славы»

Дети, воспитатель, родители

Экскурсия в краеведческий музей – «Зал боевой славы»

Дети, воспитатель

Заключительный этап

Выставка рисунков «Война глазами детей»

Вручение поздравительных открыток ветеранам через организацию ГАУ СО «КЦСОН Балашовского района» (центр социального обслуживания населения)

Альбом «Стихи и песни о войне и победе»

Видеопрезентация «Этот славный День Победы»

Литературно-музыкальная композиция «Мы письма как летопись боя, как хронику чувств, перечтём…» [3]

Воспитатель, дети, родители

Литературно-музыкальная композиция.

«Мы письма как летопись боя, как хронику чувств, перечтём…»

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувства к Родине.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны   
(Великой Отечественной войной).

Продолжать формировать у детей чувство патриотизма через приобщение к песням периода Великой Отечественной войны, танцам, играм, стихотворениям. 

Развивать речь детей, обогащая словарный запас (герой, героизм, воинские звания, орден, медаль, каска, пилотка, бескозырка и т.д.).

Вызвать у детей чувство переживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны;

Воспитывать  уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны

Оборудование: костюмы – военная форма для солдат и девушки-почтальона, костюмы голубей, красные ленты; атрибуты – письма-треугольники, пенек, гармошка; фонограмма – в данной композиции использован следующий музыкальный материал: звуки войны (метроном, выстрелы, взрывы), мелодия «В землянке» К. Я. Листова, «Солдатская пляска» А. Г. Новикова, «Вокализ» В. Толкуновой, песня «Я хочу, чтобы не было больше войны» сл. и муз А. Петряшевой, а также авторские стихи О. Кристесашвили, С. Удаловой и Л. Трифоновой.

Ход композиции:

Ведущий: Уважаемые гости и ребята, каждый год наша страна отмечает незабываемый праздник - День Победы, который принес нам мир и счастье. В далёком для нас прошлом – 22 июня 1941 года, произошло событие, которое принесло беду и горе всем народам, началась война. Фашистская Германия решила захватить нашу страну, нашу Россию.  С тех пор прошло 68 лет, но мы до сих пор помним этот день. Это грустный и веселый праздник. Грустный, потому что в этой войне погибло много наших людей. У каждого из них были родные и близкие. А веселый, потому что мы победили.

Чем дальше отдаляется от нас время военной поры, тем ярче высвечивает оно романтические лица того времени.  Это были надёжные, крепкие, мужественные, добрые люди – это их руками созидались великие дела, это они вынесли на своих плечах неслыханную войну. И может быть, лучшая память о них сегодня – сохранённые солдатские письма.

(включается видеопрезентация - вдали слышатся звуки стрельбы, выстрелов, бомбежки. Все стихает. Звучит тихая мелодия «В землянке» фоном. Выходят 3 солдата-бойца, располагаются на сцене, 2 бойца читают «письма») 

1-й боец:

Дорогая моя

Вот на фронте уж я.

Уже слышу стрельбу,

Вижу пламя огня.

Храбрость, силушка есть.

Бить врага – это честь.

Можем жизни отдать,

Чтоб страну отстоять!

2-й боец:

Только кончился бой.

Вот пишу тебе, брат.

Много пало людей –

Офицеров, солдат.

И не страшно ничуть,

За Россию – стеной.

Только дальше, вперед,

За победой одной.

Ведущий: О чём думал солдат, когда склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить потомкам память о себе. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своём житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив-здоров, воюет, бьёт врага и заверить, что вернётся с победой. 

Третий боец сидит  грустный и тут на сцене появляется девушка-почтальон дразнит его письмом, звучит  «Солдатская пляска».

Почтальон:  Эй, солдат, не скучай! Вот, письмо получай.

                     За конверт попляши для меня от души.

Солдатская пляска (Девушка дразнит солдата письмом, заставляя танцевать. Солдат зовет на помощь боевых товарищей, они танцуют. )

(включается видеопрезентация - звучит «Вокализ» Валентины Толкуновой. На его фоне – 3 боец солдат, потом  ребенок, а затем  ведущий читают стихотворения).

3-й боец:  

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая.

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвётся такая любовь!

Ведущий: Каждое такое письмо имело особую ценность, особый смысл. Они, эти письма, давали силы бойцам, укрепляли их веру в грядущую Победу.

Ребенок:

Треугольником сложен пожелтевший листок.

В нём и горькое лето, и сигналы тревог,

В нём печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвётся ветер осенний и команда: вперёд!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последним письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни,

Хоть и были когда-то так  далёко они.

Ведущий:

Отшумели бои, далеки те года,

Где бойцы за Победу сражались…

Только письма солдат не забыть никогда,

Они в сердце на веки остались.

И сегодня, в наш быстрый компьютерный век

Ветераны те письма читают.

Сквозь огонь и сквозь смерть их пронес человек.

Они жить и сейчас помогают.

                           

Танец почтовых голубей с солдатами(Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны)

(включается видеопрезентация - звучит голос Левитана об окончании войны)

Дети:        Да, позади остался страшный час.

                  Мы о войне узнали лишь из книжек.

                  Спасибо Вам, мы очень любим вас.

                  Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Дети кланяются и дарят поздравительные открытки.  (Видеопрезентация продолжается, звучит песня «ДеньПобеды»)
После проведения мероприятия дети совместно с родителями и воспитателем идут возлагать цветы к вечному огню Мемориала «Памяти славы».

Приложение

ЦИКЛ БЕСЕД О ВОВ

БЕСЕДА 1» «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, такие времена, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех людей и большая вера в то, что любимая Родина, Родина-мать, все преодолеет. Такое тяжелое испытание выпало и на долю нашего народа, когда началась великая война. Ее назвали Отечественной, потому что нужно было защищать свое Отечество от врагов, которые хотели отнять и саму родину, и вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну? Ответы детей.

Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял человек, захотевший отнять у других народов земли, города и села, заводы и фабрики и таким путем сделать свою страну богатой. Он, как злой волшебник, словно заколдовал свой народ и убедил его в том, что для процветания Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжелая и грозная война, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.

Звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, ел. В. Аебедева-Кумача).

Фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий. Это было очень страшно, все горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим. Вот как вспоминает о начале войны женщина, которой было тогда всего 7 лет, почти как вам, ребята:

«В мае 1941 года мне исполнилось семь лет, и я с нетерпением ждала сентября, так как была уже записана в первый класс, увы, в первом классе мне не суждено было учиться, через год начала со второго. Но это произошло уже совсем в другой жизни, разделенной пропастью блокады. Мы с мамой жили в Детском Селе, тогда говорили просто — Детское. Начало войны запомнилось песней „Тучи над городом встали...", а над городом летнее голубое небо с легкими облаками, по которому летят самолеты. Очень-очень скоро стали стрелять, многие прятались в щель, узкую земляную траншею, убежищ поблизости не было. Уже в июле—августе жители начали покидать юрод, ленинградский поезд брали штурмом. В толчее при отъезде меня столкнули с перрона под колеса поезда, показалось, что упала далеко вниз, но испугаться не успела, тут же меня подхватили и вытащили чьи-то руки, втолкнув затем в вагон. Через некоторое время мама ездила в брошенный дом за вещами. Рассказывала, что от разрывов снарядов стены ходили ходуном» («Долгий путь из войны», автор В. Левецкая.)

Нападение фашистов стало неожиданным для нашего народа, поэтому врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стране передавались сообщения о начале войны, люди с болью молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы справиться с этой бедой. На защиту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика, и все стремления, все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовет! Все для фронта, все для победы!» — так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдать все силы на исполнение этих призывов.

Накануне этого страшного утра, когда началась война, у школьников был выпускной бал, они радовались окончанию школы и строили планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыться, потому что большинство мальчиков ушли на фронт, и многие из них погибли. Девочки работали в госпиталях, но некоторые из них воевали, чтобы приблизить долгожданную победу. Вот как говорится об этом в стихах поэтессы Юлии Друниной, которая сразу после школы тоже ушла на фронт и воевала до самой победы:

Нет, это не заслуга, а удача —

Стать девушке солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!..

Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, которые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждет впереди, вернется ли дорогой человек. Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слезы, но все-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернется тот, кто покинул его для защиты Родины. Некоторые молодые солдаты, уезжая на войну, не знали, что уже в скором времени станут отцами, и смогли увидеть своих детей только спустя несколько лет, а кому-то и этого не было суждено.

Приснилось мне, приснилось мне,

Как будто я на той войне.

Вдруг вижу — папа мой,

Такой смешной, такой худой

И совершенно не седой,

Среди разрывов и огня

Идет, не зная про меня.

Приснилось мне, приснилось мне —

Я папу видел на войне.

Идет куда-то в сапогах,

Не на протезах — На ногах. П. Давыдов

Вот фотографии из ваших семейных альбомов, кто на них изображен, расскажите, ребята?

По желанию дети показывают фотографии и комментируют их.

Война длилась долгих четыре года, много дорог пришлось пройти солдатам. Бились они в страшных битвах, отстаивая каждый кусочек родной земли.

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, слуга Отчизны,

Шел солдат во имя жизни,

Землю спасая, мир защищая,

Шел вперед солдат!

Спасали герои-воины не только свою землю, но и весь мир от фашистского нашествия. В следующей беседе мы с вами узнаем о великих битвах Отечественной войны и о тех подвигах, которые совершали наши солдаты. А сейчас послушайте «Балладу о солдате». Ее написали в тяжелые дни войны композитор В. Соловьев-Седой и поэт М. Матусовский.

Педагог включает аудиозапись с песней. После прослушивания песни обменивается с детьми впечатлениями.

Примечание. Беседа может сопровождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих тематику занятия.

БЕСЕДА 2. ВЕЛИКИЕ БИТВЫ

Перед беседой звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача). Педагог вспоминает с детьми основные моменты прошлой беседы.

Ребята, сегодня мы продолжим беседу о Великой Отечественной войне. Прежде чем рассказывать «вам о великих сражениях этой войны, я хочу спросить у вас, слышали ли вы такие названия: Брест, Москва, Курск, Сталинград, Берлин?

Дети отвечают, педагог комментирует их ответы.

Вы уже знаете, что когда враг наступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю, они сражались за каждую пядь русской земли. Первым городом на пути фашистов был небольшой городок Брест, который стоял на самой границе. Его защитники пытались остановить врага, не пропустить дальше. И у этой крепости сражение продолжалось больше месяца, хотя фашистские генералы рассчитывали с ходу захватить Брест. Уже фронт ушел далеко от этих мест и многие территории были захвачены, а защитники все не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов и подчас не было даже глотка воды. Им приходилось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Гитлер не хотел верить, что крепость не сдается, что русские солдаты оказались такими мужественными и смелыми. Он даже ставил их стойкость в пример своим военачальникам. Давайте мы встанем и помолчим, чтобы почтить беспримерную храбрость защитников Бреста.

Минута молчания.

Главной целью врага была, конечно, Москва, столица нашей Родины. Фашисты считали, что после взятия Москвы дух народа будет сломлен и им легко удастся покорить нашу страну. Поэтому на Москву рвалось множество гитлеровских полчищ, туда были брошены отборные войска. Но опять просчитались фашистские генералы. Они собирались закончить войну еще до осени, даже разработали специальный план «Барбаросса», по которому планировалось благодаря неожиданному нападению очень быстро захватить все земли вплоть до Уральских гор. Посмотрите на карту, дети.

Педагог показывает на карте, какие территории планировалось захватить.

Опять их планы сорвались. Наступила зима, и хотя вражеские войска подошли очень близко к Москве, взять ее так и не удалось. Недалеко от Москвы стоит памятник героям-воинам из дивизии, носящей имя генерала Панфилова. Из всей дивизии их осталось всего 28 человек, но они сказали: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» И не отступили! Благодаря беспримерному мужеству наших воинов враг так и не завоевал нашу столицу, не удалось гитлеровским солдатам промаршировать по Красной площади победным маршем.

Но надо сказать вам, ребята, что некоторые из них все-таки прошли по московским улицам, только не в радость был тот марш. И знаете почему? Потому что по улицам Москвы в конце войны прошли колонны пленных фашистов, а жители столицы смотрели на них, оборванных и сломленных, пришедших завоевать чужую страну. Давайте послушаем «Марш защитников Москвы». Музыку к нему написал композитор Борис Мокроусов, в слова — поэт Александр Суриков. Эта песня помогла нашим солдатам бороться с врагом,

Звучит аудиозапись песни «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокро-усова, ел. А. Суркова).

Битва за Москву подняла дух всего народа, но враг продолжал наступать, теперь он рвался к Волге, великой русской реке. Но на пути стоял Сталинград, город, за которым начинались степи и открывалась дорога к горам Кавказа. Враги решили захватить Сталинград. Его непрестанно бомбили, обстреливали из пушек, проводились танковые атаки, горела сама земля. Бои шли за каждый дом, прямо на улицах города. Бывало даже так, что один этаж дома уже захватили фашисты, а на других этажах оборону продолжали держать наши бойцы.

В Волгограде, так теперь называется Сталинград, поставлен памятник на том месте, где находился один из таких домов, дом Павлова. Так его назвали в честь сержанта Якова Павлова, который вместе с четырьмя бойцами удерживал здесь позиции, пока не подошло подкрепление. Вот как выглядел этот дом.

Педагог показывает фотографию или слайд с изображением разрушенного дома.

Благодаря огромному мужеству и стойкости наших бойцов фашисты не смогли захватить Сталинград. Огромная армия под командованием фельдмаршала Паулюса была взята в кольцо, попал в плен и сам фельдмаршал. В память о той великой битве на высокой горе, на Малаховом кургане, возведен монумент Матери-Родине, создан зал Славы, в котором на каменных плитах записаны имена погибших солдат и горит Вечный огонь.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Дети, представим, что мы находимся в этом зале, и споем песню «Вечный огонь».

Дети исполняют песню «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, ел. А, Чибисовой).

Говоря о сражениях Великой Отечественной войны, нельзя не вспомнить сражение на Курской дуге. Фашисты долго готовились к тому, чтобы под Курском выровнять линию фронта, которая огибала дугой наших солдат, и планировали взять в кольцо. Но этот план не удался, потому что ночью немцев вдруг осветило мощными прожекторами, которые ослепили вражеских солдат. Они растерялись, началась паника. И тут наша армия пошла в наступление. Битва была очень жестокой, в ней сошлись тысячи танков. Но благодаря ночному наступлению, которое рассчитал наш полководец маршал Георгий Жуков, победа досталась русским солдатам. Маршал Жуков был очень смелым, мужественным и талантливым полководцем, он продумывал все крупные операции войны, в том числе и наступление на Берлин, столицу фашистской Германии. Народ его назвал маршалом победы. Посмотрите на портрет Георгия Александровича.

Дети вместе с педагогом рассматривают портрет Г. Жуков.

В этой великой войне было много сражений. С каждым днем приближалась победа. Все ближе и ближе придвигалась наша армия к городам врага.

Звучит аудиозапись песни «Эх, дороги» (муз. А. Новикова, ел. А. Ошанина).

Был когда-то на Руси великий полководец Александр Невский, который сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» Так получилось и с гитлеровскими полчищами. В победу над ними верили даже во время самых жестоких боев: «Победу все представляли себе прежде всего взятием Берлина. Расстояние до победы оценивали расстоянием до Берлина и временем, за которое Берлин будет взят. А то, что Берлин будет взят, ни у кого не было сомнения. Ни в окопах Сталинграда, ни в боях на Курской дуге — не было сомнения в том, что победа будет, и верили, что настанет время — будет взят Берлин. И за этим последует объявление на всю страну, что наступила победа». (Из воспоминаний генерал-полковника , Евгения Александровича Сосновских «Моя жизнь в детском доме»).

Как пришла к нам победа, о взятии Берлина мы поговорим в следующий беседе.

Примечание Беседа может сопровождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих тематику занятия.

БЕСЕДА 3. ДЕТИ ВОЙНЫ

Перед началом беседы звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала».

Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые маленькие и самые старенькие. Сегодня наша беседа о детях войны. Мы откроем страницы воспоминаний детей военных лет. Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. Вот воспоминания маленькой девочки:

«Мне было немногим более семи лет, когда Молотов объявил по радио о начале войны. Я отлично помню этот день и последние слова выступавшего: „Браг будет разбит, победа будет за ними!" И, как мне помнится, в тот же выходной день, 22 июня, взрослые стали заклеивать окна тоненькими полосками наискосок, а мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями. По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случившимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас сказала: „А знаете, что это не просто война, а война Отечественная?" И еще нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбежки, так называемые щели, где днем, когда не было воздушной тревоги, мы играли и в прятки, и в куклы». («Мне заказали гроб», автор Г. П. Стукалова.)

Вы знаете, ребята, очень страшно было всем — и взрослым, и детям, — когда начиналась обстрелы. Людям приходилось скрываться в подвалах или в специально сделанных бомбоубежищах. Все внимательно прислушивались: не летят ли самолеты, или начинала завывать сирена, и по ее звуку все быстрее бежали прятаться. Вот еще одно воспоминание девочки из города Ленинграда:

«Все чаще при обстрелах спускались в бомбоубежище — сырой подвал с облупленными стенами. Было скучно сидеть при слабом свете маленькой лампочки. Взрослые размышляли: нужно ли всякий раз туда спускаться? Наступила осень. В тот день на мне было легкое пальтишко и какие-то теплые ботики, по тревоге мы не успели добежать до подвала и остановились под аркой дома, прижавшись к стене. И сразу раздался оглушительный взрыв, я почувствовала, как мимо нас мчится горячий упругий воздух, волокущий за собой мелкий мусор, а затем пролетела и целая дверь, по счастью нас не задевшая. Оказалось, что бомба разрушила соседний дом. Вернувшись домой, мы обнаружили, что окно у нас выворочено вместе с рамой и лежит на середине комнаты. Нашу маленькую семью приютил Михайловский театр, выделивший под проживание подвал в хозяйственном дворе с условием, что при необходимости он будет служить одновременно бомбоубежищем. Вселились туда сразу несколько семей. На деревянные скамейки положили листы фанеры, а сверху — постели». («Долгий путь из воины», автор В. Левецкая.)

Но представляете, ребята, были и такие случаи, когда приходилось вопреки страху под бомбами и взрывами добывать себе продовольствие. Вот как рассказывает об этом еще одна маленькая девочка:

«За Арном подтягивались наши войска. На улицах рвались мины. Выходить стало опасно. Но, как говорится, голод не тетка — надо было чем-то питаться. Съев в первую неделю все продовольственные резервы, мы отправились на пристань, где, по слухам, стоял разбитый вагон с пшеницей. Вагон разнесло снарядом, и пшеница, перемешанная с углем, покрывала железнодорожное полотно. Место простреливалось как немцами, занявшими позиции на правом высоком берегу, так и нашими — с левого берега Арна. Надо было под обстрелом подползти к россыпям пшеницы. Насыпав ее в наволочку пополам с крошевом антрацита, мы долгими вечерами при свете свечи выбирали зернышко за зернышком для кутьи — пшеничной каши. Нам с мамой удалось без потерь проделать эту операцию и просуществовать несколько дней до прихода наших, выбивших немцев на десятый день оккупации». («Двадцать второе июня сорок первого: неоправданные ожидания», автор А. Чижов.)

«Оккупация» — это очень страшное слово. Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами — теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали засады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли молодежь в Германию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Послушайте воспоминания об этом:

«В мае 1942 года немцы собрали молодежь со всей округи, привели в Сланцы и погрузили в эшелон. Когда поезд тронулся, за ним бежали наши мамы, громко рыдая и махая нам руками. Оторванные от своих родных, мы очень горевали. Даже песню сочинили грустную-прегрустную. Были в ней и такие слова.

Раньше ели сладости,

Сахар и изюм,

Будем кушать гвоздики

И шурум-бурум...

Привезли нас в Гамбург и распределили по заводам. Мы, шесть девочек из одной деревни, попали на электромоторный завод Ханса Штиля. Каждой присвоили рабочий номер и выдали тряпочки со знаком „ost", которые велели пришить к одежде. Мой номер был „ost-6". Такой же номер значился и на моих нарах в бараке. В 7утра мы приступали к работе. На станках наматывали на шпульки тонкую проволоку. Вместе с нами работали и немецкие женщины. Они трудились старательно, чему учили и нас: „Работайте медленно, но хорошо]" Они получали за свой труд зарплату, мы же были бесплатной рабочей силой, и если кто-то отлынивал от работы, то попадал на сутки в карцер — узкий, как шкаф, бункер, где можно было только стоять. В полдень полагался получасовой перерыв на обед. У нас не было никакой еды, и мы просто отдыхали, сложив на коленях руки и стараясь не смотреть на работниц-немок, разворачивающих свои завтраки. Но они всегда делились с нами, хотя сами жили небогато и продукты получали по карточкам. Наверное, если бы не помощь этих женщин, мы бы не выдержали и погибли от недоедания. Кормили нас только раз в день, после работы. Обычно давали порцию шпината и 200 граммов хлеба-эрзаца. Раз в неделю мы получали кусочек маргарина или ливерной, колбасы».(«Помню не только плохое», автор Н. Д. Исакова (Панова), жительница деревни Под-кино. Источник: «За блокадным кольцом: воспоминания» / Автор-составитель И. А. Иванова. — СПб.: ИПК «Вести», 2007. С. 27— 30.)

Педагог обсуждает с детьми эти сведения, останавливаясь на рассказе о помощи немецких женщин.

Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, особенно страдали дети без своих родителей, которые или погибли при бомбежке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близких. Взрослые старались отвлечь детей, налаживая их жизнь: проводили занятия и для малышей, и для школьников, устраивали праздники. Вот такие воспоминания остались от пребывания в детском доме одного мальчика, папа которого сражался на фронте:

«В детском доме я учился в пятом классе. Школа наша находилась в двухэтажном здании, рядом со спальным корпусом. Пока было тепло, учиться было не так трудно. Очень тяжело стало с наступлением холодов. В каждом классе топили железные печурки, как в спальном корпусе. Пока шли уроки, за печками следили ученики, но после занятий в классе становилось холодно. У каждого ученика была персональная чернильница, которая хранилась в парте. Когда дети приходили на занятия, то первым делом брали чернильницу и отогревали ее за пазухой так, чтобы можно было пользоваться чернилами. Контрольные работы писали в тетрадях, а в классе писали на газетных листочках. Тетради сшивали из книжных листов и писали на белом поле между строк. Учебниками пользовались по очереди, договариваясь между собой. Иногда отдельные рассказы читали вслух для всего класса. Также коллективно учили стихотворения. После обеда занимались самоподготовкой». («Моя жизнь в детском доме», автор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, конечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше. Вот как пишет об этом уже знакомый нам мальчик:

«После окончания учебы детей направляли целыми отрядами на полевые работы — на прополку и окучивание. Это было самое тяжелое время, особенно в жаркие летние дни. Бывало, пропалываешь грядку, а конца ее не видно, весь обливаешься потом. При этом товарищи тебя подгоняли, если ты отстаешь от „цепи". Надо было не только успевать идти в линии, но и обращали внимание на чистоту прополки. Всем хотелось, чтобы по окончании работы воспитатель похвалила не только за быстроту, но и за качество». («Моя жизнь в детском доме», автор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодежь воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вместе с солдатами, и тогда его называли «сын полка». Вот о таком мальчике даже написана книга писателем В. Катаевым. Солдаты заботились о своем питомце как могли, оберегали его от опасности, даже заказали ему настоящую форму. Этих ребят, конечно, старались отправить в тыл, как правило учиться в какое-нибудь военное училище. Но связь не терялась, и такой человек навсегда считался сыном полка. А некоторые питомцы по примеру старших бойцов становились героями. Запомните, дети: молодой возраст не мешает биться горячему сердцу и совершать подвиги. Они остались в народной памяти, о них написаны песни. Послушаем песню о юном герое, которая называется «Орленок».

Педагог включает аудиозапись песни «Орленок» (муз. Я. Шведова, ел. В. Белого). После прослушивания проводится беседа.

Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное — не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит

Звучит аудиозапись песни «Орлята учатся летать» (муз. А. Пахмутовой, ел. В. Добронравова).

Примечание. Для проведения беседы, можно использовать не все тексты, выстраивая рассказ в соответствии с собственной логикой.

БЕСЕДА 4. МУЗЫКА ВОЙНЫ

Как вы думаете, ребята, что придавало сил людям во время войны выдерживать те тяжелые испытания, которые она принесла?

Ответы детей.

Кроме силы духа, стремления защищать родную землю и веры в победу, буквально всем — и бойцам на фронте, и тем, кто ждал их с полей войны, — поднимала настроение музыка. Она и вела солдат в бой, давая силы сражаться с грозным врагом, и утешала в минуты печали, и поднимала настроение в минуты отдыха. Во время войны родилось очень много песен, которые не только были любимы тогда, мо и звучат до сих пор. Это были песни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой, песни, которые напоминали о родных и близок, ради которых надо было выжить.

Сегодня мы с вами тоже послушаем эта песни и попробуем понять и почувствовать настроение людей, слушавших их.

Начнем мы с песни, которая полюбилась миллионам людей, как только прозвучала в первый раз. Ее сочинил композитор Никита Богословский на слева поэта Владимира Агатова для кинофильма «Два бойца». Там был эпизод написания солдатом письма, который никак не получался. Тогда-то по предложению режиссера и была написана эта песня и включена в фильм. Этот момент фильма стал одним из самых запоминающихся, а песня зазвучала и в землянках, и на кораблях, ее исполняли и до сих пор исполняют на концертах, и по-прежнему она трогает сердца слушателей.

Звучит аудиозапись песни «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, ел. В. Агатова).

Вы знаете, ребята, когда записывали эту песню на пластинку, то первый образец был испорчен слезами работницы, которая заплакала, слушая ее. Только со второго раза получилась запись на пластинке.

Теперь мы прослушаем другую песню, которая тоже была создана по заказу, но уже не режиссера, а по распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Зачем ему было это нужно, спросите вы, разве у маршала не было других забот? Оказывается, эта песня должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится. Вот композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский и написали песню, которую мы сейчас послушаем. Она называется «Случайный вальс».

Звучит аудиозапись песни «Случайный вальс» (муз. М. Фрадкина, ел. Е. Долматовского).

Следующая песня, которую мы будем слушать, называется «Три танкиста», и была создана она еще до войны. Она тоже прозвучала в фильме, где рассказывалось о друзьях, которым пришлось служить на границе и на своем танке воевать с врагом на Дальнем Востоке. Песня родилась быстро, потому что ее слова, который сочинил поэт Борис Ласкин, очень понравились композиторам, братьям Покрасс, и они легко сочинили к ним мелодию.

Звучит аудиозапись песни «Три танкиста» (муз. бр. Покрасс, ел. Б. Ааскина).

Эту песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду Ее пели с особым чувством и в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вот как рассказывает об этом поэт М. Твардовский:

И, сменивши пальцы быстро,

Он, как будто на заказ,

Здесь повел о трех танкистах,

Трех товарищах рассказ.

Не про них ли слово в слово,

Не о том ли песня вся?

И потупились сурово

В шлемах кожаных друзья.

Свои песни были не только у танкистов. Есть любимая песня и у моряков, которым приходилось покидать родные берега. Называется она «Вечер на рейде», а написал ее живший в Ленинграде композитор В. П. Соловьев-Седой в содружестве с поэтом А. Д. Чурки-ным. Родилась эта песня в необычных обстоятельствах. Вот как рассказывает об этом поэт, которому вместе с Соловьевым-Седым пришлось работать во время войны в порту: «Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка — там кто-то играл на баяне... Соловьев-Седой сидел молчаливый и задумчивый. Когда мы отправлялись домой, он сказал: „Замечательный вечер. Стоит песни". Видимо, у него уже зародилась мелодия, и, как впоследствии вспоминал сам композитор, находясь на берегу залива, он думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, и его охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства». Послушаем эту песню, чтобы и нам проникнуться этими настроениями.

Звучит аудиозапись песни «Вечер на рейде» (муз. В. Соловьева-Седого, ел. А. Чуркина).

Сначала эта песня считалась недостаточно бодрой и боевой и ее не включали для исполнения на радио. Но однажды во время встречи Соловьева-Седого с бойцами на калининградском фронте он ее исполнил. Вот что рассказывает сам композитор: «Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать — сорок, со второго куплета начали мне подпевать. И я почувствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь... С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передавалась из уст в уста, с одного фронта на другой. А когда она прозвучала в эфире, ее запела вся страна. Пели моряки и пехотинцы, летчики и артиллеристы, пели защитники Севастополя по листовке, изданной в осажденном фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на место своего рождения — в Ленинград. И не было, кажется, дня, когда ее мелодия не звучала по радио в заблокированном городе». Действительно, популярность «Вчера на рейде» была столь велика в годы войны, что появились различные варианты и переделки песни. Парашютисты-десантники пели:

Споемте, друзья, ведь завтра в полет,

Летим мы во вражеский тыл.

Споем веселей, пусть нам подпоет,

Кто песен родных не забыл.

Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В Крымском подполье», сочинили такие слова:

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в горы, И ранней порой

Мелькнет за спиной

Зеленый мешок вещевой.

Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке — участнице освободительного движения. В дни героической обороны Севастополя, в 1942 году, там была издана листовка с этой песней. Имя композитора Соловьева-Седого стало всенародно известным. И в 1943 году за эту и ряд других песен он был удостоен Государственной премии СССР. Да и до сих пор песня «Вечер на рейде» дорога нам, как и многие другие песни военной поры, оставившие неизгладимый след в благодарной памяти народа.

И закончим мы нашу встречу песней, которой, как и уже прослушанными нами, было суждено редкое долголетие. Она называется «В лесу прифронтовом», а написана композитором М. Блантером на слова поэта Михаила Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь... Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песня исполняется». Послушайте ее и скажите, что она вам напоминает? Какой танцевальный жанр?

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского). После прослушивания педагог повторяет свой вопрос, дети отвечают.

Вы правы, дети, композитор избрал для своей песни ритм вальса, потому что вальс созвучен биению человеческого сердца, напоминает о родном доме и мирной жизни. Сам композитор говорит об этом так: «В лирических песнях, которые мы писали во время войны, хотелось дать возможность солдату „пообщаться" с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу».

Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!  3. Александрова

Песни войны напоминали каждому о его милой родине и вдохновляли на борьбу с жестоким врагом.

БЕСЕДА 5. «МЫ ПОЛ-ЕВРОПЫ ПРОШАГАЛИ, ПОЛ-ЗЕМЛИ»

Вы уже знаете, дети, что война длилась долгих четыре года и в ней пострадали не только люди нашей страны. Фашисты захватили чужие земли, и многие народы мечтали об освобождении. И оно наступило! Наши смелые воины прогнали ненавистных врагов со всей земли и стали гнать фашистов и дальше. Так и пролегла нашей армии дорога на Берлин!

С боем взяли мы Варшаву, город весь прошли,

И последней улицы название прочли.

А название такое, право слово, боевое:

Берлинская улица по городу идет!

Значит, нам туда дорога,

значит, нам туда дорога!

Звучит аудиозапись песни «Дорога на Берлин» (муз. М. Фрадкина, ел. Е. Арлматовского).

Взятие Берлина победоносно завершилась Великая Отечественная Война. Эта операция продолжалась целых 23 дня. Город брали с боем, враги сопротивлялись, хотя уже было понятно, что победа близка. Когда шли бои за Берлин, то так же, как в Сталинграде, пришлось сражаться за каждую улицу, за каждый дом. Бои не прекращались ни днем ни ночью. В центре города возвышалось здание рейхстага, где заседало фашистское командование. Квартал за кварталом советские войска прорывали оборону и все ближе продвигались к рейхстагу. Прорвать сопротивление врагов было очень трудно, но советская армия сразила немцев и в Германии был поднят штурмовой флаг, советские солдаты оставили свои подписи на стенах рейхстага.

И вот наступил победный май, советские солдаты освободили от фашистов многие страны. Они сражались с фашистами и в Австрии, и в Румынии, и в Польше, и в Болгарии. Отвоевывая юрода и села, нашим воинам подчас приходилось биться за каждый коридор, за каждую комнату. Вот что вспоминает участник боев: «Гитлеровцы превращали обычно - дом в крепость, поэтому их приходилось штурмовать. И помню, во время одного из таких штурмов, когда бой грохотал вверху, на этажах, мне и еще нескольким солдатам из нашего батальона ершилось в кромешной тьме, вытаскивать немецких детишках, женщин, стариков из затопленного фашистами подвального помещения. Не могли мы, советские люди, смотреть на гибель детей...»

Поэтому благодарные жители встречали советских славных воинов с цветами, а потом даже ставили им памятники. Памятник русскому солдату есть в берлинском Трептов-парке. Солдат стоит с маленькой девочкой на руках. А в Болгарии, в городе Пловдиве, жители с любовью называют свой памятник «Алеша». Находится он на холме барджик, т.е. холме Освободителей, к нему ведет широкая лестница из ста ступеней. Этот памятник можно увидеть практически из любой точки города, и у его подножия в любое время года возложены цветы.

Немало под страшною ношей

Легло безымянных парней,

Но то, что вот этот — Алеша,

Известно Болгарии всей.

Послушаем песню об Алеше. Музыкальный руководитель включает аудиозапись песни «Клеша» (муз. 3. Колмановского, ел. К. Ваншенкина).

Мы с вами знаем, сколько горя принесла война нашему народу Она разрушила города, осиротила детей, оставила без сыновей многие семьи. Пострадали от войны жители и других стран, в том числе и Германии. Русские солдаты говорили: «В этой войне пролито много крови. Но мы вступаем на территорию Германии не для того, чтобы мстить немецкому народу, а чтобы уничтожить фашизм и его армию». Когда наши солдаты вошли в Германию, сразу после окончания боев мирным жителям раздавали хлеб и молоко для детей. Местные жители говорили друг другу: «Русские не только не делают нам зла, но и заботятся о том, чтобы мы не голодали». А когда войска останавливались на отдых, как бы солдаты ни устали, начинались шутки, смех, звучали песни. Вот какой случай произошел однажды. В Вене остановившиеся на привал советские солдаты увидели в одном из домов пианино. И командир, любящий музыку предложил своему сержанту, пианисту по профессии, испытать на инструменте, не разучился ли он играть. Перебрав нежно клавиши, он вдруг без разминки в сильном темпе начал играть. Солдаты примолкли. Это было давно забытое мирное время, которое лишь изредка напоминало о себе во снах. Из окрестных домов стали подходить местные жители. Вальс за вальсом — это был Штраус! — притягивали людей, открывая души для улыбок, дли жизни. Улыбались солдаты, улыбались венцы...

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского).

Когда наши войска после победы отправились домой, еще долго вспоминали по всей Европе русского солдата-освободителя. Прошло много лет. О войне сложены и стихи, и песни, сняты кинофильмы, написаны книги. В них рассказано о событиях и людях войны, а в людских сердцах навсегда сохранилась память о тех солдатах, которые отдали свои жизни за победу.

Звучит аудиозапись песни «Журавли» (муз. Я. Френкеля, ел. Р. Гамзатова).

Нельзя не вспомнить о том, как наш народ праздновал долгожданную великую победу Радостные люди обнимались на улицах, прошедшие пол-Европы солдаты не скрываясь плакали от радости. Все ждали Парада Победы. Парад принимал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, маршал победы. Он проехал по Красной площади на белом коне. Затем первым по площади прошел сводный полк барабанщиков-суворовцев, за ним шли сводные полки фронтов. Впереди сводных полков фронтов шли командующие фронтами и армиями, Герои Советского Союза несли знамена прославленных частей и соединений. Для каждого сводного полка оркестр исполнял особый марш. Знаменосцы с ассистентами несли по 36 боевых знамен наиболее отличившихся в боях соединений и частей каждого фронта. Марш завершала колонна солдат, несших 200 опущенных знамен и штандартов разгромленных немецких войск. Эти знамена под дробь барабанов были брошены на специальный помост у подножия Мавзолея. Первым был брошен личный штандарт Гитлера. Впоследствии на том месте, где Жуков принимал парад, был установлен памятник маршалу.

Звучит марш, демонстрируется видеозапись Парада Победы.

Дети читают стихи

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем! М.Владимов



Предварительный просмотр:

Проект «День семьи, любви и верности»

Тип проекта:  творческо- информационный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Продолжительность: краткосрочный (1.07. – 5.07.2019г.)

Актуальность: Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек ничего о ней не знает, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием.

Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его в будущем как добропорядочного члена семьи.

Данный проект, по продолжительности, краткосрочный. Был разработан и применен в практической деятельности с детьми подготовительной группы, в канун праздника «День семьи, любви и верности», с целью изучения семьи и привития чувства привязанности к семье и дому, установления контакта с её членами и воспитания любви и уважения к ним.

Цель проекта: Познакомить детей с элементарными знаниями о празднике «День семьи, любви и верности»

Задачи:

1. Формировать у детей представление о семье, нравственное отношение к семейным традициям, показать ценность семьи для каждого человека, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Развивать познавательную, речевую активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

3. Способствовать развитию физических качеств: сила, быстрота, равновесие, глазомер, координация движений.

4. Развивать творческие способности детей и родителей в процессе совместной деятельности.

5. Продолжать развивать доверительные, партнерские отношения между ДОУ и семьей.

Проект будет использоваться в следующих видах деятельности: игровой, двигательной, совместной.

Методы: наглядный, практический, словесный, интерактивный.

Форма:

1.Ииллюстративно – наглядный материал.

2. Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

3. Беседы, чтение стихотворений.

4.Конструирование «Ромашка».

5.Рисование «Моя семья»

6. Организация выставки рисунков  «Я и моя семья».

Беседы:

«Что я знаю о своих родных?», « С кем я живу», «Есть ли счастье без семьи?», продолжать формировать у детей позитивное представление о семье, своих близких. «Обязанности в семье» -Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи. «Знакомство с профессиями родителей»: продолжать закреплять знание о труде взрослых, о их профессиях; воспитывать уважительное отношение к труду близких людей.

Составление рассказа:

«Выходной день в моей семье»: развивать мыслительную, познавательную активность, развивать связную, диалогическую речь.

Дидактические игры:

«Где мы были?»: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей.

Подвижные игры:

«Запеленай малыша», «Стирка»: продолжать учить детей соблюдать правила игры, воспитывать выдержку, смекалку, воспитывать дружеские отношения

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья» «Дочки-матери»: развивать умение детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг к другу, опираясь на ранее полученные знания, воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и к друг к другу.

Чтение стихов о семье: способствовать развитию эмоционально-выразительной речи, развитию правильной интонации, темпу, громкости, тембру, голоса; соответствию образцу речи взрослого.

Акция: «Ромашка пожеланий» - вручение ромашек  сотрудникам детского сада: способствовать развитию радостного настроения; воспитывать желание делать подарки близким и друзьям

Выставка рисунков « Я - и  моя семья»»: привлечение родителей к активному участию в оформлении выставки.

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Дети познакомились с Всероссийским праздником, узнали о его значении, значимости для каждого человека.  Вследствие  этого дети повысили познавательную, речевую активность, коммуникативные навыки.

       



Предварительный просмотр:

Проект «Насекомые» (подготовительная группа)

Актуальность:

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.

У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.

Цель:

Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.

2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Сроки реализации: 10.06.2019.- 28.06.19г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Ожидаемый результат:

- дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ;

-будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

- узнают о пользе, которую приносят людям и растениям;

- сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним;

- развивается умения рассуждать, наблюдать;

-развивается речь у детей, активного словаря;

-сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.

1 этап. Постановка проблемы:

Во время наблюдения детьми в группе за насекомым: мухой, часть детей выражали радость и интерес, другие пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое, мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные. Отсюда возникли вопросы: «Нужны ли насекомые нам и в природе? Какие насекомые живут рядом с нами? Как насекомые зимуют? Приносят они пользу или вред? Почему уничтожают насекомых? Где можно взять информацию по теме?» Итогом беседы, её логическим завершением стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Решили с детьми, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.

2 этап. Работа по проекту:

1- я неделя:

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме, составление альбома.

2. НОД«Кто такие насекомые

3. Исследовательская деятельность«Знакомые и незнакомые насекомые»

4. Беседа: «Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах»

5. Пальчиковая гимнастика «Пчела»«Комарик»

6. Вечер загадок о насекомых.

2-я неделя:

1. Наблюдение за полётом вертолёта, сравнение со стрекозой.

2. Объяснение крылатых выражений«Комар носа не подточит»«Какая муха тебя укусила»«Тружусь как пчела»«Сделать из мухи слона», Он и мухи не обидит».

3. Рисование «Насекомое по выбору»

4. Беседа«Правила поведения в природе»(разработка моделей)

5. Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»

6. Упражнение на дыхание «Отправь бабочку в полёт"

3-я неделя:

1. Просмотр презентации «Насекомые -наши соседи»

2. Мини-игры на создание образа «Какое насекомое я изображаю

3. Беседа«Как насекомые издают звуки»

4. Исследовательская деятельность«Почему шмель жужжит, а комар пищит?»

5. Лепка«Божья коровка»

«Стрекоза»

В течение всего проекта:

1. Рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий с изображениями насекомых.

2. Ситуативные беседы по теме.

3. Творческие игры с насекомыми (муляжи)

4. Дидактические игры«Четвёртый лишний»«Найди отличия»«Узнай чьё крылышко»«Что сначала, что потом»«Фантастическое насекомое»

5. Отгадывание ребусов и кроссвордов о насекомых(индивидуально и по подгруппам)

6. Чтение художественной литературы:К. Чуковский «Тараканище»«Муха-цокотуха», С. Баруздин «Пчела».

3 этап. Заключительный.

1.Выставка детских работ.

2. Организовали выставку совместно с детьми и родителями «Мир вокруг нас».

3. Составление кроссвордов с детьми.

Вывод:

- Дети овладели обобщающим понятием «Насекомые», знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);

-Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

- Узнали о пользе, которую приносят людям и растениям;

- У детей сформировался интерес к насекомым и бережного отношения к ним;

- Развилось умение рассуждать, наблюдать, развитие речи у детей, активного словаря;

-Сформировался интерес к экспериментальной деятельности.

Отчёт по проекту(показан вместе с детьми)

Восп.: Мир детства- самый лучший мир

Наивный, добрый и счастливый.

Но ребёнок хочет быть большим,

Стремиться жить во взрослом мире.

Какие они современные дети?

Они- непоседы, хотят всё узнать,

Они смельчаки, очень любят играть.

Со временем в ногу шагают детишки!

Играют в компьютер, не слушают книжки.

Они принимают научный прогресс-

Играть в интернете, писать смс.

Они наизусть знают ролик рекламный,

Они понимают, кто в доме их главный.

И всё вроде здорово, просто и ясно-

А как же окружающий мир? Красота- не понятно…

Ведь ребёнок с рождения исследователь мира:

Солнце и дождь, радость и страх

Для него всё впервые.

Верим, дети сегодня активны

Любознательны, ищут ответы.

Мы не смотрим на это пассивно,

Помогут нам в этом проекты.

Представляем проект «Насекомые»

Почему эта тема?

Потому что в группе нашей

Возникла такая проблема:

Дети:

Как-то в группе наблюдали

И смотрели из окна.

Светило солнце, снег искрился.

Так быть должно, на улице зима.

Вдруг заметили на подоконнике движенье,

С радостью отметили«Это ж муха делает круженье»

«Почему же раньше мы её не видели?»

«Наверное, когда-то мы её обидели»

«Что-то странное происходит с ней»

«Не летает, громко не жужжит»

«А спросим у взрослых, пойдём поскорей»

«Согласен, воспитатель нам всё объяснит»

Восп.: Вот так возник у нас проект,

Чтобы дети на вопросы услышали ответ.

Дети:

В результате мы узнали,

Что рядом с нами на планете

Живут удивительные существа-

Насекомые-их множество на этом свете.

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью.)

Презентацию смотрели:

«Ох, их сколько много

Пчёлы, бабочки и шмель

Перечислять так долго»

Потом дружно рисовали

И лепили, и играли.

Вот такой большой кроссворд

Вместе составляли.

Отдыхали мы так: вот

С пальчиками играли.

Нашу бабочку в полёт

В небо отправляли.

Также рассмотрели вертолёт.

Спросите вы«Почему»

И обследовали стрекозу

Оказывается, у них одинаковый полёт.

За стрекозой наблюдали,

А потом вертолёт изобретали.

Проводили в группе эксперимент,

Расчёски были как помощник нам в тот момент.

«Почему же шмель жужжит, а комар пищит?»

Вывод сделали такой:

Шмель из-за веса тяжело летит,

Редко машет крыльями, потому- жужжит.

Издаёт высокий звук маленький комарик:

Часто, быстро машет он и летит как шарик.

То, что звук у насекомых издают их крылья,

Мы узнали раньше, вместе все беседуя.

Мамы, папы тоже помогали нам,

Вместе клеили, лепили, мастерили.

Выставку мы представляем вам.

А ещё мы рассуждали и друг другу объясняли

Почему так говорят:

«Комар носа не подточит»

«Какая муха тебя укусила»

«Тружусь как пчела»

«Сделать из мухи слона»

«Он и мухи не обидит»

Узнав так много всё о них

О том как удивительны они,

И как полезны, и нужны,

Ведь насекомые- это часть природы.

Решили всем об этом рассказать:

«Спор насекомых»

Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы!

Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы!

Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас.

Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет!

Комарик: - Нам особо нечем похвастаться.

Муха: - Да.

Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо.

Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи.

Божья коровка: - От вас только вред.

Бабочка: - Недаром вас люди не любят.

Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите.

Пчела: - Вы никому не нужны.

Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.

Муха: - И болезни я не специально разношу.

Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.

Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные.

Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем.

Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.

Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям.

Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе.

Все насекомые дружно: - Мы – часть природы. Ребята, не обижайте нас!

Говорят и показывают:

«Не оставляйте мусор в лесу!»

«Не разоряйте муравейники»

«Не шумите в лесу»

«Не уничтожайте насекомых»

Природа мать им жизнь дала

У них у всех свои дела

Ты их увидишь на пути-

Не обижай, а отойди!

Без насекомых мир, друг мой

И одинокий и пустой…

(поклон)

Образовательная деятельность: «Насекомые»

Цель: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение.

Материал: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов, дидактическая игра «Четвёртый лишний». Обводки с изображением насекомых; корона для феи и волшебная палочка; цветная бумага, ножницы, клей, магнитофон, кассета с записью.  

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми  во время прогулки, на клумбе; рассматривание иллюстраций.

Ход:

Воспитатель предлагает отправиться в лес на поезде. Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много осенних цветов.

Беседа: «Что мы видим вокруг?»

– Назовите осенние  цветы. Какие они? На что похожи? Кого они привлекают?

–  Для чего нужны цветам насекомые?

– По каким признакам можно определить, что это насекомое?

Загадки

– Угадайте, о каких насекомых я буду говорить.

ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».

1) заяц, ёж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8)  стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9)  лягушка, комар, жук, бабочка.

ИГРА В СЛОВА.

А сейчас я хочу поиграть ещё в одну игру, которая называется «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят божьей коровке (шмелю…пчеле…таракану).

СЛОВАРЬ: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красненькая спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

ПРЕВРАЩЕНИЯ.

Теперь дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети – насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле(«ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО».

Представите, мы отдохнули на полянке, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, фея хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

И ещё фея просит ответить: «Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и  птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

«Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять».

Творческая работа

Дети на поезде возвращаются в детский сад. Воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами). Дети делают бабочек под музыку Р.Клайдермана «Времена года», а потом с ними играют.

Спеть песни о насекомых.

ПРОГУЛКА:

Цель: Способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания); учить детей бережно относиться ко всему живому.

ХОД ПРОГУЛКИ.

Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель обращает их внимание что,не смотря  на то, что сегодня солнце светит и пригревает, на календаре осень: «Это осень золотая к нам пришла. Кругом красиво: желтая  травка, цветы. Птицы собирают свои стаи на юг. Небо серое, а солнце улыбается, но не так  греет всех, как летом  . Посмотрите, как(обращает внимание детей одежду, ботинки) – лето осень к нам пришла».

Воспитатель подводит детей к цветочной клумбе. Подойдя, отмечает, какая красивая она стала осенью, вся в осенних цветах. Осень  красная пришла, всё разукрасила. Уточняет знания детей о названиях цветов.

Прилетела божья коровка.  Дети радуются ей. Воспитатель спрашивает, какого цвета она. Предупреждает: трогать её нужно аккуратно, чтобы на раздавить ее(хрупкая). Воспитатель читает стихотворение - загадку «Я нашел жука в цветке».

Я нашел жука в цветке

Я держу его в руке

Жук такой хорошенький,

Спинка вся в горошинку.

ВЕЧЕР:

Чтение художественных произведений о насекомых: В.Бианки «Приключение муравьишки», К.И.Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе».

Просмотр мультфильмов, презентации о насекомых.

Игры детей с насекомыми (игрушками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Победы наших дедов"

Цель проекта:Обогатить знания детей о великом и светлом празднике – День Победы. Расширить представления детей о российском солдате – защитнике Отечества.Задачи проекта: Способствовать воспитани...

Сценарий праздника "В день Победы наши деды надевают ордена"

Праздник для старшей и подготовительной групп...

"Не забудем мы подвиг великий! Наших дедов и наших отцов!"

Сценарий утренника, посвященного   дню   ПОБЕДЫ!...

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию проект "Ордена наших дедов"

проект проводится с детьми подготовительной группы для создания единого образовательного пространства по теме проекта в семье и ДОУ;   направлен на создание условий для формирования представ...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Майский праздник - День Победы отмечает вся страна, одевают наши деды боевые ордена»

Цель: воспитание чувства патриотизма у детей, преданности и ответственности к своей Малой и Большой Родине, желание беречь и умножать её богатство....

30.05.2023 Светлый праздник День Победы отмечает вся страна, Наши бабушки и деды надевают ордена…

Праздник 9 Мая – это праздник Великой Победы. В далёком 1941 году вся страна встала на защиту Отечества и смогла отстоять право на жизнь под мирным небом. В день Победы каждый из нас особе...