Сообщение на педагогическом совете, на тему: «Игра, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
материал

Щагина Светлана Андреевна

В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра. Детство - это особый период, когда ребёнок может «дорастать». Сейчас оно удлиняется и заканчивается чуть ли не в 22 года, потому что деятельность становится многообразнее и труднее, а учиться нужно дольше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_igra_poznavatelnoe_razvitie.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего  вида № 27 «Зёрнышко»

Выступление на семинар-практикуме, на тему:

«Игра, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель высшей категории

Щагина С.А.

п.Орешково

2020 г


Игра, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В философии «познание» - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

  ФГОС выделяет познавательно-исследовательскую работу как тот вид деятельности, который в наибольшей степени соответствует решению задач, призванных развивать ребенка. Правильная ее организация способствует развитию логического мышления, формированию эмоционально-чувственного опыта, обогащению словарного запаса.

 Для развития познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

     1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

     2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

  Ранний возраст  1-3 года

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра) , резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

      К 3-4 года годам, дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако они практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их   действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества) . Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

   4-5 лет, в 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.

Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.

     5-6 лет, старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково - символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. ( Например, в игре ребенок использует палочку в качестве предмето- «заместителя» градусника или на занятии — красную фишку вместо гласного звука и т. д.)

   Ребенок -участник процесса познания, стремясь к познанию он выполняет действия, связанные с интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сферами. Учитывая все это, педагог отбирает те методы, которые помогут ребенку  продвигаться вперед в своем развитии. Развитие познавательной деятельности ребенка должно носить предсказуемый и спланированный характер. Для этого педагог обязан тщательно отбирать методические приемы и понимать, какое воздействие оказывает каждый из них на ребенка.

С наибольшим успехом используются такие приемы, как рассказ педагога, наблюдение детей за его действиями, рисование, слушание произведений различных жанров, просмотр обучающих фильмов, практические действия детей, связанные с проведением опытов и исследований самого разного характера.

  Игра в обучении детей

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников, на котором базируется весь воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Игра для ребенка- это серьёзная деятельность, в которой мы создаём наиболее благоприятные условия для общего психического ,интеллектуального и личностного развития.

Игра-это познавательное развитие, социальное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, психическое развитие и здоровье.

  Как организовать познавательное занятие

Содержание познавательного занятия зависит от программных образовательных задач и от содержательной структуры самой познавательной деятельности.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей  на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приёмов  в ходе занятия.

    Совместная познавательная деятельность

Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры. Работа с детьми в рамках этого блока исключает     специально  организованные занятия.

  Самостоятельная познавательная деятельность детей

В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании  с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.

В рамках самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в самостоятельные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе

Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлечённость.

   ВЫВОД - Благодаря познавательной деятельности дети учатся:

-читать, считать и писать;

-приобщаются к творчеству, учебному труду;

-приобщаются к прекрасному, рисованию, конструированию, лепке;

-уверенно общаются со сверстниками и взрослыми;

-активно занимаются физическими упражнениями;

-приобщаются к здоровому образу жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Выступление о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...

Педагогический совет на тему: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста»

1.Информационная частьПодведение итогов по теме: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста» (ответственный: старший воспитатель, воспитатели и специалисты)2.А...

Выступление на семинаре по теме "Моделирование - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Использование моделирования в детской деятельности и во всех образовательных областях....

Опыт работы по теме: "Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Ведь именно сказка питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить интерес д...

Папка-передвижка для взаимодействия с родителями на тему "Дидактические игры, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Целью данной разработки является взаимодействие с родителями по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Игра – основная форма организации жизни детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности, поскольку именно данный вид игры определяет наиболе...

Презентация опыт работы по теме «Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Цель опыта: использовать нетрадиционные подходы работы со сказкой в познавательном развитии дошкольников...