Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию «Церковь - Дом Божий». «Храм, убранство, церковная утварь».
план-конспект занятия (старшая группа)

Истомина Ирина Петровна

Цель:

Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; церковным убранством, обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_dnv_5-6_let.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной - образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию на тему:

«Церковь - Дом Божий».

 «Храм, убранство, церковная утварь».

для воспитанников старшей группы

(по учебно-методическому комплекту «Мир Православия»)

Цель:

Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; церковным убранством, обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Задачи:

Образовательные:

- Дать представление о храме как о Божьем доме.

- Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения,

отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.

- Рассказать о храме как о доме Божием.

- Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого

создания и сохранения его красоты, добра.

Развивающие:

- Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.

- Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов

окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).

- Развивать эстетическое восприятие, способность передавать

красоту храмов в виде рисунка.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к

своему краю, к семье.

- Воспитывать старательность, усидчивость.

Материал для ООД:

  • презентация
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • компьютер.
  • листы бумаги формата А 4,
  • краски

План ООД:

  • Начало занятия – слушание звон колоколов.
  • Дать понятие «православные христиане».
  • Беседа на тему : «Православный храм» в сопровождении презентации
  • Дети рисуют храм Божий и слушают музыку
  • Физкультминутка.
  • В конце занятия создаётся выставка детских работ

Интеграция образовательных областей:

Духовно-нравственная культура.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Педагогические технологии:

ИКТ.

Игровые.

Здоровьесберегающие.

Личностно-ориентированные.

Материалы:

Альбомные листы А4, простые и цветные карандаши.

Словарная  работа: Христиане. Храм. Крест. Колокола. Молитва. Алтарь. Аналое. Иконостас.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, Д/и «Жилое и нежилое».

Организованная-образовательная деятельность.

ХОД   ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент
Дети стоят в кругу. Круг добра «Хорошее настроение».

 Воспитатель:  Ребята, сегодня у меня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. (Воспитатель передает из своих рук красное сердечко со словами : «Дарю тебе, Вова,  хорошее настроение» Дети передают друг другу сердечко с пожеланиями хорошего настроения друг другу.

Воспитатель  - Дети закройте глаза и прислушайтесь, что мы слышим? Звучит запись колокольного перезвона. (Ответы детей)

  Воспитатель- Правильно, это колокольный звон. Где его можно услышать? (Ответы детей).

Воспитатель - Правильно голоса колоколов можно услышать у церквей ,      храмов,  , соборов,  которых в нашем городе много.

Сегодня мы с Вами познакомимся с православным храмом, узнаем чем он отличается от других зданий и для чего он нужен всем нам.
 II.Основная часть

Просмотр презентации

Слайд 1

«Церковь- Дом Божий». «Храм, убранство, церковная утварь».

Слайд 2

Этот дом – не просто дом, Он красивый и с крестом. (Храм) Что такое храм? Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений.

Слайд 3

Мы подходим к ограде храма. Прежде чем вступить на его территорию, православные следуют обычаю – крестятся и молятся. Войдем на территорию храма и осмотрим ее.

Как вести себя в Храме.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.

Заходить в церковь нужно спокойно, без спешки. Обязательно выньте руки из карманов и в течение всего времени, которое вы будете находиться в церкви, не суйте их туда. Вести громкий разговор и смеяться, играть и бегать в храме нельзя. Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову платком.

Памятка мальчику:

Памятка девочке:

Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...

Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Эта традиция означает выражение смирения, преклонения перед Богом и Его святынями.

Слайд 4

Для чего люди приходят в храм? В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога. Как ещё называют верующих людей? Во что они верят? Христиане – люди, которые верят в Бога И исуса Христа Чему христиане учат своих детей? Верить в Бога, слушаться, надеяться на его помощь, любить всех людей, молиться.

Слайд 5

Храм иногда называют церковью. Эти слова похожи по значению, но все же отличаются. Слова храм и собор означают здание. А когда говорят Церковь, то подразумевают не только строение, но всех верующих людей. Церковь учит людей правильному, или еще говорят праведному, пути в жизни.

Физкультминутка

МЫ с друзьями строим храм,  (дети стучат кулачок о кулачок)

Помогают людям нам.  (повороты влево в право)

Мы кирпичики кладем  (сели руками изображаем )

Выше, выше Божий дом!  (Дети встают поднимая постепенно руки вверх)

Славно спорятся дела!  (Дети опускают руки )

Вот какие купола!  (Поднимают руки вверх ладони «крышечкой»)

Самый главный купол нужен? НУЖЕН!  (дети разводят руки)

Мы сомкнем все руки дружно!  (Дети сходятся руки соединяют в один большой купол)

Колокол дремавший разбудил поля (обе руки внизу, машут влево вправо)

Улыбнулось солнцу сонная земля (подняли руки вверх ладоши в сторону)

(Дети садятся.)

Слайд 6 (1)

 Сейчас мы входим в православный храм, он разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь. Входя в храм, христиане останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Мы оказались в притворе, здесь расположены свечные и иконные лавочки.

Слайд №6 (2)

Самая большая часть храма – место для прихожан, собравшихся на церковную службу. Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.

Слайд №7

На всех стенах висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи. Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых. Люди молятся перед иконами. Молитва обращена не к доске и не к рисунку. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Слайд 8(1)

 В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма.

Слайд №8 (2)

 Наш взгляд останавливается на иконостасе. Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма. Иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря.

Слайд №9

     В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. В середине Царские врата. Через них проходить имеют право только священнослужители. Через две другие двери, северную и южную в алтарь входят помощники священнослужителя. Справа от Царских врат расположена икона Спасителя. Слева икона – Богоматери.

Самая главная часть храма Алтарь (от латинского – “возвышенное место”). Это самая священная часть храма. Алтарь находится в передней части храма и алтарем храм всегда обращен на восток. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Поэтому алтарь находится по отношению ко всему остальному пространству храма на некотором возвышении. Алтарь и все, что в нем – величайшая святыня, поэтому в него может входить только священник и те, кому священник разрешит. К священнику принято обращаться со словами “батюшка” без имени, или “отец” с добавлением его имени: например, отец Георгий, отец Иоанн.

Слайд № 10(1)

     В храме всегда есть Распятие Господне, на нем изображен Иисус Христос в момент Его Крестных страданий. Рядом с Распятием расположена квадратная тумбочка для свечей, называемая канун. Сюда ставят свечи за упокой душ умерших людей. Поминают своих умерших родственников, молятся о них.

Свечи – их ставят к иконам и просят у Бога и Святых помощи в добрых делах, здоровья для своих близких и всех людей, мира на земле. Если вы хотите, то можете тоже поставить свечи (желающие ставят свечи к иконам).

Слайд №10 (2)

   Центральное паникадило – то есть гигантский светильник, раньше вместо электрических лампочек (их просто не было) использовали восковые свечи

Слайд 11

   Крыша храма – купола. Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу. У храма может быть один купол, на других храмах бывает и три купола и пять и семь и больше. Число куполов имеет значение. Один купол значит, что у Церкви одна Глава – Христос. Три устраивают в память о Святой Троице. Пять куполов – это Господь Иисус Христос и четыре автора Евангелий. Семь  куполов – означают основные Таинства Церкви. девять – Силы Небесные, тринадцать – Христос и двенадцать Его учеников, тридцать три – по числу лет земной жизни Иисуса Христа.

Слайд 12(1)

   У храма мы видим высокую башню – колокольню. На ней располагаются колокола. Колокольню иначе называют еще звонницей. Она очень высокая, чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.

Слайд 12 (2)

Для чего звонят в колокола?

   Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на собрание, или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым».

Воспитатель – А сейчас Арсений и Даша прочитают нам стихи.

«Алтарь», «Я рисую».

Пальчиковая гимнастика

     А теперь давайте мы вместе поиграем нашими пальчиками:

Тук-тук молотком тут и там (дети имитируют стук молотка).

Дети строят новый храм

Молоточком застучали, (повернулись вправо – влево)

И гвоздики в доски быстро забивали

Строят крышу и крыльцо (руки вправо-влево)

Получилось хорошо.

Вот идет маляр с ведром (ходьба на месте)

Он покрасит новый храм( плавные движения руками вверх-вниз)

Слайд 13

Страница прописи для раскрашивания

Воспитатель - Многие художники передавали красоту храма в свих картинах, для вас ребята художник Юрий Андреевич Черепанов нарисовал вот такую иллюстрацию и рисунок. Чем они отличаются?  (Ответы детей?)

Воспитатель – Как мы можем сделать, чтобы картинка вверху была яркой и красивой? (Ответы детей)


А теперь я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую. И каждый из вас изобразит храм, который он видел.

Воспитатель тихо включает музыку (аудиозапись № 52)
III.Итог:

- О чём мы сегодня говорили? (Храм)

- Чей это дом? (Божий)

- Чем он отличается от обычного дома? (У него купола, крест, колокола)

- Для чего люди приходят в храм? (разговаривать с Богом, молиться)

- Что Вам сегодня понравилось на занятии? (Красивый внешний вид храма. золотые купола соборов, колокольный перезвон)


- Ребята, вы молодцы! Каждый из вас очень старался выполнить свою работу аккуратно и ярко. И у нас с вами получилась целая выставка картин. Давайте оформим выставку наших работ. Пусть все родители полюбуются на творчество своих детей.

Список использованной литературы:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.

2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга

3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012.

3. «Мир Православия». Г.Д.Зубова  Наглядные материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения;       Расширять представления детей ...

КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»

КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»

Конспект занятия по духовно -  нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...