Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию «Церковь - Дом Божий». «Храм, убранство, церковная утварь».
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:
Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; церковным убранством, обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной - образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию на тему:
«Церковь - Дом Божий».
«Храм, убранство, церковная утварь».
для воспитанников старшей группы
(по учебно-методическому комплекту «Мир Православия»)
Цель:
Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; церковным убранством, обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о храме как о Божьем доме.
- Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения,
отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.
- Рассказать о храме как о доме Божием.
- Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого
создания и сохранения его красоты, добра.
Развивающие:
- Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.
- Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов
окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).
- Развивать эстетическое восприятие, способность передавать
красоту храмов в виде рисунка.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к
своему краю, к семье.
- Воспитывать старательность, усидчивость.
Материал для ООД:
- презентация
- мультимедийный проектор,
- экран,
- компьютер.
- листы бумаги формата А 4,
- краски
План ООД:
- Начало занятия – слушание звон колоколов.
- Дать понятие «православные христиане».
- Беседа на тему : «Православный храм» в сопровождении презентации
- Дети рисуют храм Божий и слушают музыку
- Физкультминутка.
- В конце занятия создаётся выставка детских работ
Интеграция образовательных областей:
Духовно-нравственная культура.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Педагогические технологии:
ИКТ.
Игровые.
Здоровьесберегающие.
Личностно-ориентированные.
Материалы:
Альбомные листы А4, простые и цветные карандаши.
Словарная работа: Христиане. Храм. Крест. Колокола. Молитва. Алтарь. Аналое. Иконостас.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, Д/и «Жилое и нежилое».
Организованная-образовательная деятельность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент
Дети стоят в кругу. Круг добра «Хорошее настроение».
Воспитатель: Ребята, сегодня у меня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. (Воспитатель передает из своих рук красное сердечко со словами : «Дарю тебе, Вова, хорошее настроение» Дети передают друг другу сердечко с пожеланиями хорошего настроения друг другу.
Воспитатель - Дети закройте глаза и прислушайтесь, что мы слышим? Звучит запись колокольного перезвона. (Ответы детей)
Воспитатель- Правильно, это колокольный звон. Где его можно услышать? (Ответы детей).
Воспитатель - Правильно голоса колоколов можно услышать у церквей , храмов, , соборов, которых в нашем городе много.
Сегодня мы с Вами познакомимся с православным храмом, узнаем чем он отличается от других зданий и для чего он нужен всем нам.
II.Основная часть
Просмотр презентации
Слайд 1
«Церковь- Дом Божий». «Храм, убранство, церковная утварь».
Слайд 2
Этот дом – не просто дом, Он красивый и с крестом. (Храм) Что такое храм? Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений.
Слайд 3
Мы подходим к ограде храма. Прежде чем вступить на его территорию, православные следуют обычаю – крестятся и молятся. Войдем на территорию храма и осмотрим ее.
Как вести себя в Храме.
Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.
Заходить в церковь нужно спокойно, без спешки. Обязательно выньте руки из карманов и в течение всего времени, которое вы будете находиться в церкви, не суйте их туда. Вести громкий разговор и смеяться, играть и бегать в храме нельзя. Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову платком.
Памятка мальчику: | Памятка девочке: |
Прежде чем зайти в собор, | Скромную надень одежду, |
Эта традиция означает выражение смирения, преклонения перед Богом и Его святынями.
Слайд 4
Для чего люди приходят в храм? В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога. Как ещё называют верующих людей? Во что они верят? Христиане – люди, которые верят в Бога И исуса Христа Чему христиане учат своих детей? Верить в Бога, слушаться, надеяться на его помощь, любить всех людей, молиться.
Слайд 5
Храм иногда называют церковью. Эти слова похожи по значению, но все же отличаются. Слова храм и собор означают здание. А когда говорят Церковь, то подразумевают не только строение, но всех верующих людей. Церковь учит людей правильному, или еще говорят праведному, пути в жизни.
Физкультминутка
МЫ с друзьями строим храм, (дети стучат кулачок о кулачок)
Помогают людям нам. (повороты влево в право)
Мы кирпичики кладем (сели руками изображаем )
Выше, выше Божий дом! (Дети встают поднимая постепенно руки вверх)
Славно спорятся дела! (Дети опускают руки )
Вот какие купола! (Поднимают руки вверх ладони «крышечкой»)
Самый главный купол нужен? НУЖЕН! (дети разводят руки)
Мы сомкнем все руки дружно! (Дети сходятся руки соединяют в один большой купол)
Колокол дремавший разбудил поля (обе руки внизу, машут влево вправо)
Улыбнулось солнцу сонная земля (подняли руки вверх ладоши в сторону)
(Дети садятся.)
Слайд 6 (1)
Сейчас мы входим в православный храм, он разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь. Входя в храм, христиане останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Мы оказались в притворе, здесь расположены свечные и иконные лавочки.
Слайд №6 (2)
Самая большая часть храма – место для прихожан, собравшихся на церковную службу. Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.
Слайд №7
На всех стенах висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи. Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых. Люди молятся перед иконами. Молитва обращена не к доске и не к рисунку. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.
Слайд 8(1)
В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма.
Слайд №8 (2)
Наш взгляд останавливается на иконостасе. Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма. Иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря.
Слайд №9
В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. В середине Царские врата. Через них проходить имеют право только священнослужители. Через две другие двери, северную и южную в алтарь входят помощники священнослужителя. Справа от Царских врат расположена икона Спасителя. Слева икона – Богоматери.
Самая главная часть храма Алтарь (от латинского – “возвышенное место”). Это самая священная часть храма. Алтарь находится в передней части храма и алтарем храм всегда обращен на восток. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Поэтому алтарь находится по отношению ко всему остальному пространству храма на некотором возвышении. Алтарь и все, что в нем – величайшая святыня, поэтому в него может входить только священник и те, кому священник разрешит. К священнику принято обращаться со словами “батюшка” без имени, или “отец” с добавлением его имени: например, отец Георгий, отец Иоанн.
Слайд № 10(1)
В храме всегда есть Распятие Господне, на нем изображен Иисус Христос в момент Его Крестных страданий. Рядом с Распятием расположена квадратная тумбочка для свечей, называемая канун. Сюда ставят свечи за упокой душ умерших людей. Поминают своих умерших родственников, молятся о них.
Свечи – их ставят к иконам и просят у Бога и Святых помощи в добрых делах, здоровья для своих близких и всех людей, мира на земле. Если вы хотите, то можете тоже поставить свечи (желающие ставят свечи к иконам).
Слайд №10 (2)
Центральное паникадило – то есть гигантский светильник, раньше вместо электрических лампочек (их просто не было) использовали восковые свечи
Слайд 11
Крыша храма – купола. Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу. У храма может быть один купол, на других храмах бывает и три купола и пять и семь и больше. Число куполов имеет значение. Один купол значит, что у Церкви одна Глава – Христос. Три устраивают в память о Святой Троице. Пять куполов – это Господь Иисус Христос и четыре автора Евангелий. Семь куполов – означают основные Таинства Церкви. девять – Силы Небесные, тринадцать – Христос и двенадцать Его учеников, тридцать три – по числу лет земной жизни Иисуса Христа.
Слайд 12(1)
У храма мы видим высокую башню – колокольню. На ней располагаются колокола. Колокольню иначе называют еще звонницей. Она очень высокая, чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.
Слайд 12 (2)
Для чего звонят в колокола?
Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на собрание, или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым».
Воспитатель – А сейчас Арсений и Даша прочитают нам стихи.
«Алтарь», «Я рисую».
Пальчиковая гимнастика
А теперь давайте мы вместе поиграем нашими пальчиками:
Тук-тук молотком тут и там (дети имитируют стук молотка).
Дети строят новый храм
Молоточком застучали, (повернулись вправо – влево)
И гвоздики в доски быстро забивали
Строят крышу и крыльцо (руки вправо-влево)
Получилось хорошо.
Вот идет маляр с ведром (ходьба на месте)
Он покрасит новый храм. ( плавные движения руками вверх-вниз)
Слайд 13
Страница прописи для раскрашивания
Воспитатель - Многие художники передавали красоту храма в свих картинах, для вас ребята художник Юрий Андреевич Черепанов нарисовал вот такую иллюстрацию и рисунок. Чем они отличаются? (Ответы детей?)
Воспитатель – Как мы можем сделать, чтобы картинка вверху была яркой и красивой? (Ответы детей)
А теперь я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую. И каждый из вас изобразит храм, который он видел.
Воспитатель тихо включает музыку (аудиозапись № 52)
III.Итог:
- О чём мы сегодня говорили? (Храм)
- Чей это дом? (Божий)
- Чем он отличается от обычного дома? (У него купола, крест, колокола)
- Для чего люди приходят в храм? (разговаривать с Богом, молиться)
- Что Вам сегодня понравилось на занятии? (Красивый внешний вид храма. золотые купола соборов, колокольный перезвон)
- Ребята, вы молодцы! Каждый из вас очень старался выполнить свою работу аккуратно и ярко. И у нас с вами получилась целая выставка картин. Давайте оформим выставку наших работ. Пусть все родители полюбуются на творчество своих детей.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга
3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012.
3. «Мир Православия». Г.Д.Зубова Наглядные материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-42830-1450019241.png)
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет ,тема занятия " Праздник Пасхи"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения; Расширять представления детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-1056815-1536742448.jpg)
КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»
КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-1050666-1534876599.jpg)
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»
Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба. Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»
Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...