опыт оформления уголка уединения.
рабочая программа

Янжима Цыдыпова

представлен небольшой доклад: опыт оформления уголка уединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_oformleniya_ugolka_uedineniya_v_starshey_gruppe.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт оформления уголка уединения в старшей группе представляет воспитатель МАДОУ детский сад №8 «Аюна»

Цыдыпова Янжима Баировна

Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок постоянно находится в условиях коллективных отношений, независимо от своих насторений, переживаний, привычек. Бывает время у ребенка, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, детскими переживаниями. Он испытывает разные эмоциональные состояния. Задача педагога – не подавлять и искоренять эти эмоции у ребенка, поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста, а уметь грамотно найти подход и решить возникшую проблему, проводить ребенка в уголок уединения.

Цель: создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течении дня.

Задачи:

 учить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной

форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато

переутомлением.

 Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего

настроения, способам обрести уверенность в себе.

 Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.

 Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести

к минимуму возможные ссоры в детском коллективе.

При оформлении уголка уединения ориентировалась на возраст воспитанников. Возраст детей 5-6 лет, старшая группа. Дизайн уголка уединения «Шатёр», что подходит для детей старшей группы. Размещается около окна групповой комнаты, отгораживается с помощью легкой вуалью, закреплённой на карнизе. Шатёр не переносится, но видоизменяется. Может трансформироваться в уютный уголок отдыха, где размещается мягкое кресло и столик, что делает возможным посидеть с книжками, порисовать, полепить, помечтать, подумать, отвлечься. Также эта зона может трансформироваться в подиум показа моды или  в сцену для выступления «маленьких звездочек», что очень нравится детям. Еще есть в группе переносной «домик», который тоже служит маленькой «норкой» уединения, для отдыха. Она удобна тем, что ее можно перенести в любое место, без острых углов, легкая в сборке. Когда дети в ней не нуждаются, убирается также легко и не занимает много места.

Уголок уединения соответствует: требованиям ФГОС ДО:

  1. безопасности, нет острых углов.
  2. одна из низ мобильная -удобная,
  3. шатер трансформируется, что вызывает определенный интерес у детей, предметы, наполняющие уголок уединения постоянно пополняются,
  4. пространственная среда содержательно-насыщенная, есть дидактические пособия, которые постоянно там находится, но и которые периодически убираются.
  5. Доступная для всех детей.
  6. Использованы не яркие, кричащие цвета , а наоборот –успокаивающие, приглушенные тона.

Важнейшая составляющая зоны отдыха, конечно же, наполняющие её предметы, ведь детям нужно чем-то заниматься.  Их можно разделить на 3 группы:

1 группа - предметы для выражения негативных эмоций;

2 группа - предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную

функцию;

3 группа -пособия для развития эмоциональной сферы.  

 Предметы для выражения негативных эмоций (для снятия агрессии, гнева):

  • подушки для битья, для выплескивания гнева физическими упражнениями, действиями;
  • «Стаканчик гнева», это красиво оформленный стакан с изображением «злого солнышка» с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.  
  • «Коврик злости» - это маленький коврик из грубой пряжи черно-белого цвета, где ребенок разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться, а начинает смеяться, улыбаться.
  •  «коробка примирения»-, сделанная своими руками, с прорезью для рук. Поссорившиеся дети просовывают руки в коробку каждый со своей стороны и разрешают конфликт, мирятся, в дальнейшем даже эту коробку используют в игре. заглядывают в прорези, что вызывает у детей радостное настроение, смех, улыбки. дуют  туда руг на друга.
  •  Зеркало для хорошего настроения, куда нужно взглянуть, увидеть своё отражение, что заставляет само собой улыбнуться, поднять настроение. Девочкам прихорашиваться, мальчикам изучать себя.
  • Также есть музыкальные «дуделки», которые помогают детям забыть о негативных эмоциях, меняет настроение в лучшую сторону. Особенно Интересует детей разные звуки, которые они слышат.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию (приемы саморегуляции)

  • Сенсорные игрушки – разные шнуровки, дети любят собирать пазлы, различные настольные игры, книжки возраста детей,особенной популярностью пользуются энциклопедии.
  • Разные виды театра. Так как уголок уединения совмещен с центром театра. Популярны книжки- сказки из фетра, сделанные своими руками. Эти книжки, составленные из мягких страниц, на которых выполнены тематические аппликации. В наборе с книгой предусмотрены герои сказок, таких как: Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Три поросенка, три медведя. Все вкладыши крепятся на липучки, вкладываются в кармашки. Развивают мелкую моторику, творческую способность, самостоятельно строят сюжет по своему замыслу, тем самым отвлекатся от негативных мыслей;
  • Популярная современная  игрушка «Поп-ит», снижает общий уровень тревожности, развивает мелкую моторику, концентрацию внимания, помогает выгружать бессознательный материал, благодаря тому, что человек перебирает в руках какие-то предметы, он переводит фокус внимания на них.
  • коробочка с фотографиями мам и пап, телефон для воображаемых звонков близким-  способствует снятию напряжения, поднятию настроения, чувствуют поддержку близких.
  • массажеры (мячики «Ежики» и перчатки с пуговицами)- шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, развивает мелкую моторику. Например,

Ежик в руки мы возьмем - берем массажный мячик

Покатаем и потрем - катаем между ладошек малыша

Вверх подбросим и поймаем - подбрасываем мячик вверх и ловим

И иголки посчитаем - нажимаем на шипы пальчиками одной руки ребенка

Пустим ежика на стол - кладем мячик на стол

Ручкой ежика прижмем - ручкой грудничка прижимаем мяч

И немножко покатаем - катаем ручкой мячик

Потом ручку поменяем - меняем ручку малыша и также катаем мячик;

  •  материалы для ИЗО деятельности (пластилин, цветное тесто, восковые мелки ит.д.) – снимает нервное напряжение мышц, отвлекает от негативных установок, развивает мелкую моторику руки, психические процессы.
  • кинетический песок, с различными формочками - развивает мелкую моторику, успокаивает, снимает раздражение — терапевтический эффект для детей, развивает тактильные ощущения, поднимает настроение.
  • Трубочки «огнедышащий дракон», «султанчики» -для дыхательной гимнастики.

Пособия для развития эмоциональной сферы - предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие.

  • Маски, микрофон - снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, поднимать самооценку; маска помогает примерять различные положительные роли, что способствует безболезненному выбору или решению различных ситуации, а микрофон вызывает восторг, ребенок представляет себя на месте звезд (артистов, кумиров) тем самым у ребенка исчезает чувство скованности,
  • Игрушки эмоции (резиновые, мягкие) позволяют посмотреть на свое настроение со стороны, побуждает к самооцениваю.
  • Стаканчики эмоций (стаканчик секрета, стаканчик грусти, стаканчик для криков). Стаканчик побуждает рассказать свой секрет, который его беспокоит, положить грустное настроение, или выплеснуть (крикнуть) свой гнев.  Снимает напряжение, успокаивает.
  • «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться

своим настроением, рассказать о своих мечтах. Подушка в виде солнышка, которое улыбается.

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности.

Литература:

  1. Радионова  О.Р.  Педагогические условия  организации  развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дисс. соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 187 с.
  2. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С.А. Лебедевой. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 165 с.
  3. http://rosinkaoskol.ru/new/doki/2016/rekomendacii_po_osnashheniju_ugolkov_uedinenij-uju.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Уголки уединения, релаксации в ДОУ. Требования ФГОС"

Презентация направлена на ознакомление с основами организации особых мест в группе детского сада, способствующих формированию эмоционально комфортной обстановки, сохранению и укреплению психического з...

Оформление уголка уединения в первой младшей группе

В требованиях ФГОС ДО развитие предметно- пространственной среды обращает особое внимание не только к обеспечению совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможно...

Рекомендации для оформления уголка "Уединения" в детском саду.

Нервная система дошкольника развивается слишком быстро,его психическое состояние весьма не устойчиво. Педагог должен уметь  регулировать детскую эмоциональную сферу. Ребёнка ни в коем случае нель...

Идеи оформления ширмы для уголка "Уединение"

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного до...

Консультация педагогов «Требования ФГОС ДО к оформлению уголка уединения в ДОУ»

   С введением ФГОС ДО одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Уголок уединени...

«Правила оформления уголка уюта и уединения» Буклет

Уважаемые педагоги!ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:      Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокой...

Методические рекомендации по оформлению в группе раннего возраста зоны отдыха - уголка уединения "Теремок"

Данная разработка носит рекомендательный характер из опыта работы, о том, как можно организовать пространство в детскому саду под зону отдыха....