«Познавательное развитие дошкольников через призму поисковой деятельности»
статья (старшая группа)

Агеева Елена Геннадьевна

Под качеством образования понимается не усвоение ребенком определенной суммы знаний, а умение их самостоятельного приобретения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Статья

Тема: «Познавательное развитие дошкольников через призму поисковой деятельности» 

Подготовила: воспитатель Агеева Е.Г.

2022

Под качеством образования понимается не усвоение ребенком определенной суммы знаний, а умение их самостоятельного приобретения. Исходя из этого актуальной является проблема познавательного развития детей. В данной статье на основе теоретического и эмпирического исследования раскрывается роль поисковой деятельности в познавательном развитии ребенка. Призванием дошкольного образования является обеспечение саморазвития и самореализации ребенка, способствование развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств познавательного развития дошкольников представляет актуальную проблему, которая требует теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, имеющая вектор на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. В практике дошкольных учреждений недостаточно учитываются особенности и дидактический потенциал поисковой деятельности дошкольников в формировании познавательной активности. Использование поисковой деятельности детей, особенно самостоятельной, характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации. Это подтверждают результаты проведенного нами эмпирического исследования по представленной теме.

Исследование проводилось в 3 этапа:

 констатирующий, формирующий и контрольный, в котором приняли участие дети старшей группы.

Общее количество участвовавших детей  14 человек, среди них 7 мальчиков и 7 девочек. В нашем исследовании мы использовали методику экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей старшего дошкольного возраста, разработанную в «Институте развития одаренности» И. С. Авериной, Е. И. Шабановой, Е. Н. Задориной. Данная методика включает в себя четыре субтеста, каждый из которых содержит по пять заданий. По первому субтесту мы выявили уровень словарного запаса и определили, что большинство детей  65 % (9 человек) имеют средний уровень, а 35 % (5 человек)  низкий. По второму субтесту мы можем судить о понимании качественных и количественных соотношений. Было заметно, что все дети испытывают затруднения в оценке соотношений между предметами и явлениями. Уровень развития логического мышления у большинства дошкольников  92 % (13 человек) ниже среднего и только у одного ребенка соответствует возрастной норме. По данным третьего субтеста по выявлению логического мышления мы наблюдаем, что показатели низкого уровня перевешивают  86 % (12 человек), нежели показатели среднего уровня  14 % (2 человека). И по данным четвертого субтеста мы можем судить о развитии математических способностей. Здесь у большинства исследуемых  72 % (10 человек) наблюдаются показатели ниже средних, дети испытывали затруднения при выполнении математических заданий на сообразительность. У 28 % (4 человека) количество правильно решённых задач соответствует возрастной норме, то есть достаточному уровню развития. В целом, изучив результаты первичной диагностики (констатирующий этап) детей старшего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что для большинства  92 % (13 человек) характерен недостаточный уровень интеллектуального развития, что обусловлено недостаточным уровнем их познавательного развития. Проанализировав теоретические источники, результаты диагностики, наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что эффективным средством познавательного развития может быть организация поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста, основанная на технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. Проведение первичной диагностики и анализ теоретических источников позволили определить направления работы с дошкольниками по их познавательному развитию через организацию их поисковой деятельности.

 Алгоритм организации поисковой деятельности формировался следующим образом:

1. Ребенок ищет проблему, которую нужно решить

2. Дает разные варианты для решения данной проблемы

3. Проверяет предлагаемые решения на практике

4. Анализирует, делает возможные выводы.

Правила выбора темы:

1.Тема должна быть увлекательной для ребенка, должна быть ему интересна 2.Тема должна иметь решение, оно должно принести пользу детям. Они должны получить новые полезные знания, умения, навыки

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Решение задач осуществлялось в 2 вариантах: Дети не знали результат эксперимента, а просто его проводили. Это способствовало им получить новые знания; Дети предугадывали результат эксперимента и проверяли, насколько правильны были их догадки. Организация поисковой деятельности проходила в форме взаимодействия взрослого и ребенка, что послужило развитию у детей активности, самостоятельности, умению ставить задачи, принимать решения, пробовать и не бояться, что может что-то получится неправильно, вызывало стремление к достижению конечного результата, способствовало эмоциональному комфорту, социальному и познавательному развитию. Для проверки эффективности формирующего этапа работы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности мы провели повторную диагностику. Анализ полученных данных показал, что у большинства детей  85 % (12 человек) наблюдаются средние показатели словарного запаса, у 15 % (2 человека)  высокий уровень словарного запас. Эти данные свидетельствуют о том, что развитие словарного запаса данных детей соответствует возрастной норме. У детей сформировалось умение связно и образно высказываться об известных им предметах и явлениях, употреблять разнообразные синтаксические конструкции, как средства выразительности речи, уместно и точно употреблять образные слова и выражения в беседах, употреблять разнообразные языковые средства при построении связных высказываний. О понимании качественных и количественных соотношений мы судим по показателям, полученным в ходе выполнения второго субтеста. И в данном случае заметно, что 22 % (3 человека) по-прежнему испытывают затруднения в оценке соотношений между предметами и явлениями, хотя заметны качественные изменения по показателям тестовых оценок. Если при первичной диагностике у данных детей отмечался низкий уровень развития понимания количественных и качественных соотношений, то по результатам повторной диагностики, мы можем заметить переход к показателям, приближенным к возрастной норме. Тем не менее, у дошкольников сформировались причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Уровень развития логического мышления также у большинства дошкольников 50 % (7 человек) достиг среднего уровня, что соответствует возрастной норме. У 28 % (4 человека) детей исследуемой группы отмечаются высокие показатели по данному субтесту, то есть эти дети показывают большую осведомленность и более высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. По данным четвертого субтеста мы можем судить о развитии математических способностей. Здесь у 28 % (4 человека) выявлен высокий уровень математических способностей), у большинства исследуемых детей 44 % (6 человек) наблюдается средний уровень, и лишь 4 ребенка при выполнении математических заданий по-прежнему испытывают небольшие затруднения. В целом, проанализировав результаты повторной диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы можем говорить о том, что средний и высокий уровень развития уровнялись, 50 % на 50 %, соответственно по 7 человек, то есть для группы характерен достаточный уровень интеллектуального развития. Таким образом, в процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей. Наше исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что поисковая деятельность является действенным методическим средством в познавательном развитии дошкольников.

Список литературы:

1. АбдрахмановаА. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.// Вестник Томского государственного педагогического университета.  2015.  № 3.  С. 38-41.

2. Габова И. А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста И. А. Габова // Теория и практика общественного развития.– 2014.– № 9.– С. 52-54. 3. Римашевская Л. С. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности /Л. С. Римашевская//Дошкольное воспитание.  2017.  № 6.- С.13-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)

 Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...

Из опыта работы по теме:«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности».

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....

«Познавательная активность дошкольников через призму детского экспериментирования»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего его мира. А особенно в дошкольном возрасте. Как говорится в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, по...

Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"

Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность...

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности...

«Развитие личностных качеств дошкольников через призму изобразительной деятельности»

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников...