страна фантазилия
проект (подготовительная группа)

Волохова Ирина Владимировна

проект, креативное мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект111.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Воронцовский детский сад» Полтавского района Омской области

Проект

«Страна Фантазилия»

                                                                 Подготовила  воспитатель:

Волохова Ирина Владимировна.

   

Воронцовка 2020

Пояснительная записка

Творчество – это копать глубоко,

смотреть в оба, слышать запахи,

 смотреть сквозь, протягивать руку

 в завтрашний день,

петь в собственном ключе.

Дж. Гилфорд

Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.

Ответственный воспитатель:, Волохова И.В.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: октябрь 2020 – март 2021г.

 Работа в данном направлении будет продолжаться в дальнейшем.

Этапы реализации проекта:

Первый этап:

Аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, разработка проекта., взаимодействие с Воронцовской сельской библиотекой.

Второй этап:

 Практический: методическая работа с педагогами ДОУ, внедрение дидактических игр направленных на развитие креативного  мышления в образовательный  процесс, взаимодействие с родителями.

Третий этап:

 Обобщающий: итоговая диагностика, оценка результатов, создание кейса «Занимательные упражнения, для развития креативного мышления»

Актуальность темы проекта: Современное общество всё больше предъявляет требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяет такое свойство личности, как креативность. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. От тёх до семи лет это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.  

Новиза:

Новизна проекта заключается в создании системы применения форм, методов и средств развития креативного мышления детей для раскрытия их индивидуальности.

Цель:  

Развитие креативного мышления и воображения старших дошкольников, посредствам дидактических игр..  

Задачи:

Развивать образное мышление и смекалку;

Развивать креативное воображение, фантазию; сообразительность;

Развивать творческие способности;

Совершенствовать умение анализировать и делать выводы

Развивать речь, память;

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и  выполнить ее самостоятельно

Итоговый продукт проекта:

Создание кейса «Занимательные упражнения и игры, для развития креативного мышления»

План работы:

Мероприятие

Сроки реализации

  1. Изучение передового педагогического опыта, методической литературы
  2.  Входная диагностика
  3. Знакомство детей с технологией «Друдлы»
  4. Взаимодействие с Воронцовской сельской библиотекой.

Октябрь 2020-

ноябрь2020

  1. Просмотр мультфильмов «Хозяева Геоны» (Союзмультфильм, 1991г), «Контакт»

 (Союзмультфильм, 1978г)

  1. Проведение НОД  «Мир неизвестной  планеты »
  2. Мастер класс для педагогов ДОУ  «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники игры друдлы».
  3. Изготовление и использование дидактических игр и упражнений:

«Что ты видишь?»

«Волшебная  мозаика»

«Хорошо- плохо»

«Дорисуй предмет»

Декабрь 2020-

Январь 2021

  1. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
  2. Выставка работ «Невероятная картина»
  3. Создание кейса «Занимательные упражнения и игры, для развития креативного мышления»,
  4. Итоговая диагностика.

Февраль2021-

Март2021

Литература :

  1.  Сунцова А.В., Курдюкова С.В. «Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста».,

Санкт –Петербург 2014г

  1. Васильева А.С. « Формирование навыков креативного мышления у дошкольников через литературное творчество», Тюмень 2019г.
  2. Гин С.Н. «Мир фантазии»  Москва 2000г;
  3. Дьяченко О.М. « Воображение у дошкольников» Москва 1986г.;
  4. Лыкова И.А. « Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2014г.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-v-stranu-fantazii.html 
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ 
  4. https://galautdinova-ozgdou30.edumsko.ru/articles/post/1451912 
  5. https://infourok.ru 

Приложения

Картотека дидактических игр направленных на развитие креативного мышления и творческого воображения

  1. «Что ты видишь?»

Цель: Развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.

Задание: Изображенные в этом задании фигуры – основа рисунка. Предложить детям пририсовать к ним то, что они считают нужным, раскрасить цветными карандашами и придумать название.

  1. «Волшебная мозаика».

Цель: Развитие  умений  детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

  1.  «Хорошо-плохо

Цель: Развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

  1.  «На что похоже?»

Цель: Продолжать развивать умения находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия ; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете ; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.). Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

  1.  «Что это такое?»

Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого

цвета, игра продолжается.

Далее можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Игровая техника «Друдлы»:

Д рудлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». Техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу, который был автором – юмористом и использовал друдлы в качестве развлечения для публики Чем полезна техника друдлы? - развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей; - развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»; - развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Когда я придумываю названия, я также проговариваю слова. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?».

Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. Играть в друдлы можно и вербально, и не вербально.

Итак, нам для работы понадобятся такие и подобные им картонные карточки, на которых изображены всевозможные элементы из линий и кругов. Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, машинной строчке, кардиограмме, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д. Количество их может быть разным: от простых до сложных. Рассмотри несколько возможных вариантов использования друдлов.

1. Упражнение «Придумай название друдлу». Можно предложить задание ребёнку одному, а можно поиграть всей семьёй. Чтобы придумать больше интерпретаций, необходимо составить ассоциативные ряды, смотреть на рисунок под разными углами, некоторые части рисунка делать объёмными, соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями. За каждое название – фишка. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

2. Упражнение «Что за зверь (кухонный предмет и т.п.)». Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например разных зверей. При затруднении ребёнку предлагайте свои версии. Объясняйте, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет.

Что делать, если малыш настаивает на единственном правильном ответе - поверните картинку на 90 градусов.

3. Упражнение «Дорисуй картинку». Перед ребёнком положить лист, на котором нарисован друдл. Предложить дорисовать и назвать рисунок. Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

4. Упражнение «Что я нарисовал (а)». Нарисуйте друдл сами и предложите ребёнку угадать, какое название вы придумали для этого друдла.

5. Упражнение «Придумай и нарисуй друдл». Предложите ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но вам не говорить. А вы постарайтесь отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.

Как видите, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, потренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.

Предлагаю взять эту технику на своё вооружение. Так как у этих загадок широкий возрастной диапазон в друдлы могут играть люди любого возраста для расширения их кругозора. Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться. Учитесь сами видеть необычное в обычном и научите этому детей.

C:\Users\Admin\Desktop\креативность\1490754_5.jpeg

Диагностический инструментарий. Входная и итоговая диагностика

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Э.Торренса

 «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

hello_html_5be4adeb.jpg

Ключ к тесту Э.Торренса.

1.Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2.При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки:

  • рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
  • рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
  • осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3.Если две (или более) незаконченных фигур  использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

·— обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Э.Торренсу:

10 — плохо

10—14 — ниже нормы

15—19 — несколько ниже нормы

20—30 — норма

31—35 — несколько выше нормы

36—40 — выше нормы

>40 — отлично


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Конспект коррекционно-развивающее занятие«Путешествие в страну Фантазилию»

Преодоление чувства тревоги, и страха, укрепление нервно-психическое здоровье детей. ...

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа

Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...

«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

   Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность.     Задачи:  Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...

Конспект НОД по конструированию из природного материала по замыслу на тему «Страна - Фантазилия»

Конспект НОД по конструированию из природного материала по замыслу на тему «Страна - Фантазилия»...