«Волшебная соль»
план-конспект занятия (старшая группа)

Хейсина Валентина Аркадьевна

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Открытое мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности

Тема: «Волшебная соль»

Подготовила: воспитатель Хейсина В.А.

2022

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Предварительная работа.

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

Наблюдение «Как мама использует соль?»

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

- Ребята, давайте с вами поздороваемся:

Доброе утро, доброе утро!

Мы друг другу говорим

Рады встрече, рады встрече

Руки все соединим.

С добрым утром, с добрым утром!

Будем вместе мы играть

Песни петь и сказки слушать,

Танцевать и рисовать.

- Какие еще слова приветствия мы с вами знаем? (здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, добрый день, привет)

 - Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости.

- Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и садятся на стульчики)

Хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку:

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна.

(соль)

Педагог. Правильно, это соль. Прежде чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли. (ответы детей могут сопровождаться опытами-доказательствами.)

Ребята не забывайте при работе с солью необходимо соблюдать правила:

не пробовать соль на вкус

не трогать руками глаза,

соблюдать тишину

не толкать соседа во время работы

сначала посмотри, а потом повтори

выполнил и положи на место

Теперь моя очередь поделиться в вами знаниями. Но сначала мы как настоящие исследователи проведем опыт. (на среднем столе - емкости). Возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим» и поставим в холодильник в мороз. Через некоторое время посмотрим, что произойдет.

А пока я расскажу вам о соли. (рассказ педагога сопровождается презентацией на экране мультимедийного оборудования)

В древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.

- Как вы понимаете слово «выпаривание»?

- Вы когда-нибудь видели, как закипает чайник?

- Что выходит из носика? (пар)

- Во что превращается вода, которая кипит?

Вот также из морской воды выпаривают соль. Воду нагревают, она превращается в пар, а соль остается. Этот процесс и называется выпаривание.

Соль – это пищевой продукт, мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле – это обработанная соль, люди сделали ее пригодной для пищи, а соль, которую добывают на рудниках имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская. (1 стол с образцами, детям предлагается рассмотреть разные виды соли.)

Каменную соль добывают в глубоких рудниках (показ презентации на мультимедийном оборудовании). Как она туда попала? Все очень просто. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. В древности, когда еще на земле не было людей, на месте этих гор был океан. А потом морская вода испарялась, а соль кристаллизировалась.

- А что это за слово «кристаллизировалась»? (Превращалась в кристаллы.)

Морская соль добывается из моря путем испарения воды под воздействие Солнца (показ презентации на мультимедийном оборудовании).

В морской соли есть полезные минеральные вещества, значит, и сама соль полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене)

Конечно это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. слишком большое ее количество может нанести вред. Поэтому все хорошо в меру.

В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались и поэтому ее называли «белым золотом». И имела она очень высокую цену. Холодильников тогда не было.

- Как люди хранили продукты? (они их засаливали)

- А как вы думаете, почему соленые продукты хранятся дольше?

Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам.

- А вы знаете где еще кроме пищи используют соль?

В гололед улицы посыпают солью.

-А почему, сейчас узнаем.

В начале занятия мы с вами как настоящие исследователи начали эксперимент

- Что мы сделали? (взяли две емкости со льдом, одну из них «посолили» и поставили в холодильник в мороз)

- А сейчас подумайте и скажите для чего люди в гололед посыпают дороги солью? (Педагог приносит емкость с холодильника.)

- Что произошло с водой? (лед, который был посыпан солью – растаял)

Вывод: соль растворяет лед. В гололед улицы посыпают солью.

Не только для пищи и здоровья используют соль, но и для творчества. При помощи соли можно создавать картины.

- Сейчас мы нарисуем рисунок, который будет называться «Радуга», мы с вами уже подготовили «Радугу» из соли и нам осталось ее лишь разукрасить.

- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе

Пальчиковая игра

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

(Самостоятельная работа детей. Под музыку )

Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски. (Дети рисуют на листах картона с нанесенным слоем соли на клей ПВА, используя прием примакивания. Дождаться полного высыхания.)

- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают

Физкультминутка

Мы сидели , мы устали

Дружно все мы рисовали

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора

Встали дружно, потянулись

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись

Всем гостям мы улыбнулись

- Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.

- Посмотрите и скажите

- Каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)

- Давайте покажем наши рисунки гостям.

(Дети показывают гостям рисунки)

- Ребята, можно ли сказать про соль: Что она- волшебная? (ДА)

- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная

Итог занятия:

- Ну, что мои юные исследователи, вам понравилось наше занятие.

- Какая бывает соль? (морская, каменная)

- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).

- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)

- Ребята благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа

Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....

Волшебная соль

В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но  возможно её можно ещё сократить или у...