Доклад "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"
консультация

Тищенко Анастасия Владимировна

Доклад "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc37.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_dokladu_1.pptx752.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 21 «Надежда»

Ступинского муниципального района

ДОКЛАД

на тему:

«Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»

Подготовила:

Тищенко Анастасия Владимировна,

воспитатель 1 квалификационной категории

СТУПИНО – 2017

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

«Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»

В дошкольных учреждениях стремятся совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопам. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Задачи, которые стоят перед воспитателями, следующие:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения пальчиковых игр. Неоценима роль пальчиковых игр и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов пальчиковые игры способствуют ускорению развития речи.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.

1. а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска»;

б) Движения сопротивления: игра «хома-хомячок».

2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.

3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки».

4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.

5. Игры с мозаикой.

6. Пальчиковые игры с пластилином.

7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.

8. Действия с толстыми нитками.

9. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.

10. Действия с мелкими предметами, игрушками.

11. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

Материалов по пальчиковым играм существует сегодня великое множество, вы сможете подобрать упражнения на любой возраст и любые возможности ребенка.

Целенаправленный, систематический курс пальчиковых игр в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи.

Список используемой литературы:

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

5. Кольцова М. М «Развитие моторики».

6. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ »

Слайд 2

Пальчиковые игры это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Слайд 3

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется). Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга , что стимулирует развитие речи. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость , а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Слайд 4

Правила выполнения: ВОСПИТАТЕЛЬ ПРОГОВАРИВАЕТ ТЕКСТ; ПОКАЗЫВАЕТ И ПРОГОВАРИВАЕТ; ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕЛАЕТ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ; ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки . Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.

Слайд 5

Упражнения разделяются на три группы: I группа. Упражнения для кистей рук : развивают подражательную способность , достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; учат напрягать и расслаблять мыш цы ; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое. II группа. Упражнения для пальцев условно статические : совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений . I I I группа. Упражнения для пальцев динамические : развивают точную координацию движений ; учат сгибать и разгибать пальцы рук ; учат противопоставлять большой палец остальным.

Слайд 6

Упражнения для кистей рук Пальчиковая гимнастика ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить

Слайд 7

«ФИЛИН» Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас . «Петушок» Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Слайд 8

Упражнения для пальцев условно статические Коза: Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем. Зайчик: Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек: Бегаем указательным и средним пальцами по столу. Ёжик: Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

Слайд 9

Игры с палочками Они не требуют никаких приспособлений Помогают развитию речи и мышления .

Слайд 10

«домик» « ГРИБОК »

Слайд 11

«КАЧЕЛИ» «РАКЕТА»

Слайд 12

«Игры с прищепками» Развивают мелкую моторику рук; Развивают образное мышление, пространственное воображение; развивают навыки конструирования сложных моделей. Развивают фантазию, творческий потенциал .

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковых игр, гимнастик и упражнений в формировании речи у детей старшего возраста с речевыми нарушениями

Задача данного проекта - систематизировать материал по развитию мелкой моторики рук. Даны диагностические тесты и критерии их оценки.Разработан примерный план проведения пальчиковых игр в старшей и по...

Использование пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей докшольного возраста

использование коррекционно-развивающих игр и упражнений в развитии речи дошкольников...

Использование пальчиковой гимнастики в течении дня.

Изпользование пальчиковой гимнастики в различных видах деятельности в течении дня с детьми средней группы....

Проект «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр» (младшая группа).

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мел...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...