Организация игровой деятельности в рамках региональной стратегии «Доброжелательная школа»Статья на
статья (старшая группа)

Мильченко Юлия Николаевна

Статья на тему "Доброжелательная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_igrovoy_deyatelnosti_v_ramkah_dobro_mo.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности в рамках

региональной стратегии «Доброжелательная школа»

подготовила воспитатель старшей группы Мильченко Ю.Н.

Мы знаем, что дети – это наше будущее. Будущее, которое обязательно станет светлым и прекрасным! Ведь от того, каким вырастет новое поколение, зависит и судьба страны, и жизнь ее граждан – пожилых и молодых,  больших и маленьких. И, в конечном итоге, будущее нашего общего дома – планеты Земля!

Наше будущее не может быть без настоящего. Уже сейчас, когда Правительством России взят курс на инновации и модернизацию, мы, педагоги, идем в ногу со временем. Понимая всю важность момента, мы ко всему подходим серьезно, особенно к  настоящему и будущему нашего дошкольного образования, нашего детского сада.

Мы участвуем в проекте «Доброжелательный детский сад» –  это когда море положительных эмоций, улыбок и радости, как для детей, так и для взрослых.  В коллективе царит атмосфера доверия, уважения и внимания друг к другу.

Используя современные инновационные образовательные технологии, с детьми работает команда единомышленников, счастливых людей, ведь в основе их деятельности лежит любовь к профессии и детям. В наших руках оказалось самое дорогое – дети, такие разные и непохожие друг на друга.  К каждому из них нужно подобрать свой «ключик», суметь увлечь, заинтересовать, завоевать доверие и любовь. Отдавая детям частичку своей души, свои знания, мы, педагоги,   строим будущее ребенка, развивая и совершенствуя его внутреннее «Я», его индивидуальность.

«Доброжелательный детский сад» – это еще и богатая предметно- развивающая среда, насыщенная различными развивающими играми и яркими игрушками, учитывающая интересы мальчиков и девочек.  А мы знаем, что для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Условно выделяют три вида игр:

1) игры по инициативе ребенка (творческие),

2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактическиеподвижные игры),

3) народные игры (созданные народом).

Большую роль в «Доброжелательном детском саду надо уделить сюжетно-ролевым играм «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д.. Осознавая, что игра – не  настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. К сюжетно-ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.

Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетом литературного произведения, театрализация, сказка-перевод.  Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.

Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций – они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, а это всё воспитывает в детях доброжелательность.

Еще один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки), с которого дети создают разные вещи по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Важно, чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи.

При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

В реализации программы «Доброжелательный детский сад» очень важны подвижные игры, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадание мячом в цель, пролезания под веревкой и т.п.).

Важное место в старшем дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т.д.

«Доброжелательный детский сад» – это координирующий центр работы с семьёй дошкольника, где родители полноценные участники воспитательно-образовательного процесса. Общие интересы, радости, дела сплачивают родителей и детей, помогая тем самым преодолеть эмоциональную изоляцию семьи. Здесь мы подключаем народные игры, игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т.д.). Они – неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый.

В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т.п. С этой целью Доброжелательный детский сад привлекает  мам, пап, бабушек и дедушек. Проводятся мероприятия с родителями, где важную роль занимает игра. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные игры и подвижные игры-забавы.

Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. Важное требование – развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания, перспектив развития; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т.д.

В состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.

«Доброжелательный детский сад» – это детский сад, в который малыши приходят без слез, где родители довольны, а педагоги могут с уверенностью сказать: «Быть педагогом – это призвание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план игровой организации игровой деятельности в педагогическом процессе в первой младшей группе в первую половину дня.

Игра - основной вид деятельности детей. Игровая деятельность основная форм организации педагогического процесса т.к. это самоценная форма активности ребенка, в которой происходит развитие возрастных ...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Диплом «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации»

АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке«Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятел...