Пособие по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе
презентация к уроку (подготовительная группа)

Воскобоева Лариса Мансуровна

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая , наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития детей. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с водой, снегом и т.д. 
Задача педагога – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. Поэтому исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Пособие по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе». Воспитатель: Воскобоева Л.М

Слайд 2

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая , наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития детей. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с водой, снегом и т.д. Задача педагога – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. Поэтому исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Слайд 3

Актуальность проекта Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Слайд 4

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы; Обучать плавному направленному выходу на предмет. Развивающие задачи: Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей; Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, Мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память. Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и активность; Воспитывать умение слушать друг друга, чувство Взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость; Воспитывать аккуратность в работе.

Слайд 5

Классификация экспериментов. По характеру объектов, используемых в эксперименте: -- Опыты с растениями; -- Опыты с животными; -- Опыты с объектами неживой природы; -- Опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов: -- В групповой комнате; -- На участке; -- В лесу, в поле и т.д. По количеству детей: -- Индивидуальные ( 1– 4 ребенка); -- Групповые (5 –16 детей); -- Фронтальные или коллективные ( вся группа). По причине их проведения: -- Случайные; -- Запланированные; -- Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

Слайд 6

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность Оснащение мини-лаборатории : -- Приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты. -- Разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл. -- Природный материал: мелкие камни, песок, ракушки, шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др. -- Технические материалы: скрепки, болты, гвозди и др. -- Разные виды бумаги: цветная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная. -- Красители: гуашь, акварельные краски, природные и пищевые красители. -- Медицинские приборы и материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, йод, зеленка, вата, марлевые салфетки. -- Прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, фольга, парафиновые свечи.

Слайд 7

Организовать увлекательную исследовательскую деятельность с детьми помогут пособия созданные своими руками. Сделать их очень легко. Достаточно небольшое количество подручных материалов и ваше собственное вдохновение. Дети с такими пособиями обычно, занимаются с большим удовольствием. Предлагаемое в нашей работе пособие способно разжечь инициативу в изучении окружающего мира. Заниматься дети могут, как одни, так и с воспитателем. Они максимально безопасны и трансформируемы. Можно в летнее время вынести на участок. Объяснение воспитателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

Слайд 8

На фото атрибут для экспериментирования с песком, глиной и водой.

Слайд 10

Мы хотим сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования при помощи этого пособия с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Сказка называется «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора». На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и цыпленок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Опыт № 1 Цветы кувшинки Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.

Слайд 11

Цыпленок захотел поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и с удовлетворением отметил, что она плавает. Цыпленок пошел дальше узнавать мир. Опыт № 2 Апельсин в соленой и пресной воде Он увидел апельсин и выбросил его в пруд. Что произошло с апельсином? Он не утонул!!! И даже если очень постараться, утопить его не удастся.Очищаем апельсин от кожуры и опускаем в воду. Апельсин утонул!!! Почему? Нет кожуры. Во второй стакан добавим в воду соль. Что видите? Почему? Апельсин поднялся? Потому что добавили соль. Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды. Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому апельсины в ней не тонут. Поэтому - то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.

Слайд 12

Опыт № 3 Помощь солнышку Дальше цыпленок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило цыпленка помочь ему высушить лужу. Как мы можем помочь солнышку? Правильно собрать воду разными предметами. Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

Слайд 13

Опыт №4 Замок принцессы Пены Высушив лужу, цыпленок пошел дальше и увидел пенный замок. В этом замке кто – то жил. Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке». .

Слайд 14

Опыт № 5 Следы на песке Нагулявшись, Цыпленок решил вернуться домой. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы. По этим следам он успешно вернулся к маме-курице. Взять в руки сухой песок и сыпать его струйкой. Затем мокрый песок. Палочкой, пальчиком оставить следы на сухом песке, затем на мокром песке. Давайте вспомним свойства мокрого песка? Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет

Слайд 15

Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Слайд 16

Опыты с магнитом. Цель: Расширить знания детей в процессе знакомства с магнитом и его свойствами. Опыт: «Найди с помощью магнита лишний предмет?» Выводы: Предметы, сделанные из железа, притягиваются магнитом. Предметы, сделанные из стекла, резины, дерева на магнит не реагируют. Опыт: «Манная крупа с секретом». Вывод: Магнит может притягивать предметы сквозь другие тела. Опыт: «Как влияет расстояние на магнит?». Вывод: Магнит действует на железные предметы на расстояние. Это расстояние называется - "магнитное поле". Опыт: «Как влияет вода на свойства магнита?». Вывод: железные предметы намагнитились и притянулись к магниту сквозь препятствие.

Слайд 17

Опыты с воздухом «Почувствуй воздух» Дети машут веером возле своего лица. Что чувствуем? (ответы детей). Вывод: воздух мы видим, но он везде окружает нас. Опыт Предложить детям обследовать пакет, узнать, что в нем, объяснить, почему они так думают и попробовать поймать воздух в целлофановый пакет. Опыт. Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать). Опыт Воздух внутри нас. Поставьте перед ребёнком стаканчик с мыльными пузырями и предложите выдуть мыльные пузыри. Обсудите, почему они называются мыльными, что внутри этих пузырей и почему они такие легкие, летают. Опыт предложить детям надуть шарики. Сделать вывод: воздух внутри нас.

Слайд 18

Достоинства метода экспериментирования: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование важно и для формирование самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Слайд 19

Итак, можно сделать вывод; Целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)

В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Учебно- методическое пособие "Комплексно- тематическое планирование в подготовительной группе с учетом ФГОС"

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группы по темам: "День знаний", "Неделя безопасности", "Детский сад", "Фрукты и овощи", "Ягоды, грибы"....

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...