План по самообразованию 2021-2022
методическая разработка (младшая группа)

Максимова Анна Рудольфовна

Основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии, через дидактические игры. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2021-2022.docx45.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Селиванихинский детский сад комбинированного вида

СОГЛАСОВАНО:                                                       УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим Советом                                             Заведующий МКДОУ

МКДОУ Селиванихинский детский сад                     Селиванихинский детский сад

Протокол № ____ от  _____ 20___ года                        ____________/Овсянникова А.А./

                                                                                     Приказ от _______20 ___г.№ ____

План по самообразованию воспитателя

за 2021-2022 учебный год

по теме: «Дидактические игры в предметно-развивающей среде»

Второй младшей группы «Пчелки»

Общеобразовательной направленности

Воспитатель: Максимова А.Р.

       

2021-2022 гг.

Актуальность выбранной темы

Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в развивающую предметно-пространственную среду.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС ДО является созданная развивающая предметно-пространственная среда.

В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих. Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии, через дидактические игры. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание развивающей предметно-пространственной среды.

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей среды через дидактические игры.

Задачи:

1. Изучить методики, технологии по организации развивающей предметно-пространственной среды;

2. Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду во второй младшей группе «Пчелки»;

3. Разработать картотеку дидактических игр

4. Сформировать развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с современным государственным стандартом.

Этапы реализации плана

1 этап – Теоретический.  

  • Изучение методической литературы по денной теме.  
  • Анализ предметно-пространственной среды в группе на  степень  соответствия  РППС требованиям ФГОС ДО.  

 2 этап - Организационно-содержательный.  

  • Разработать план создания РППС групп по видам дидактических игр.  
  • Выделить  центры  организации  определенного  вида  деятельности  детей, составить перечень необходимого оборудования для каждого центра.  
  • Изготовить компоненты (дидактические игры) предметно-пространственной среды для поддержки индивидуальности  и  инициативы  детей
  • Организовать  взаимодействие  с  родителями  и  пополнить  развивающую предметно-пространственную  среду  группы  дидактическими  играми.

 3 этап - Контрольно-аналитический.  

  • Анализ предметно-пространственной среды в группе на  степень  соответствия  РППС требованиям ФГОС ДО

Изучив принципы, приёмы, виды, направления, разработала план по пополнению необходимым материалом в предметно-развивающую среду.

Реализация проекта   сделала группу интересной для детей, которые становятся более инициативны, самостоятельны, коммуникативные в игровой деятельности.

В течение учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно - развивающей среды: т. е. я уделяла внимание организации разнообразных дидактических игр.

Разработав и выполнив план по улучшению предметно-развивающей среды, через дидактические игры, я вовлекала детей в индивидуальную и групповую деятельность.

Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогло разработанные и пополнение центров предметно-развивающей среды дидактическими играми.

В своей работе дидактические игры я использую на занятии, играю совместно с детьми в сюжетно-развивающие игры, а также на индивидуальных занятиях. Дети могут использовать игры в свободное время, игры находятся в доступном положении.

В работе с родителями проводились консультации, индивидуальные беседы: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста», «Использование дидактических игр в жизни детей», «Роль игры в жизни ребенка».

Папка передвижка «Роль дидактических игр в семье и в детском саду», «Речевые игры по дороге в детский сад». Проведено родительское собрание «Игра в жизни ребенка», целью которого было повысить интерес родителей в игре с ребенком.

Выступление на педагогическом совете с презентацией «Дидактические игры в предметно-развивающей среде»

В результате проведенной работы можно сделать вывод: в ходе реализации заметно повысился уровень профессионального мастерства по данной теме. Преимущество создаваемой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной  самостоятельной  деятельности.  А также большое преимущество в пополнении методической копилки (дидактических игр), которые пригодятся на последующие года. Работая над разработкой дидактических игр по центрам среды, можно добиться определенных результатов. Выполняя различные дидактические упражнения дети второй младшей группы повысили свой уровень в познавательном развитии. После оборудования предметно-развивающей среды, добилась результатов, улучшив вариативность, доступность, насыщенность, транспортируемость, полифункциональность,  безопасностью. В процессе дидактических игр у дошкольников формировались память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.  Я не собираюсь останавливаться на достигнутом.  Поиск  инновационных  подходов  к организации предметно-развивающей среды продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия.

План по самообразованию

Этапы работы

Сроки

Формы работы

Вывод\результат

Теоритический

Сентябрь

Анализ предметно-пространственной среды в группе

Изучить нормативные документы

Подборка методической литературы для организации работы

Изучить принципы и приемы организации развивающей среды группы

Создание условий для развития инновационной предметно-развивающей среды в ДОУ.

Составление картотеки метод. Литературы

Октябрь

Выделить центры организации определенного вида деятельности детей, составить перечень необходимого оборудования для каждого центра.

Перечень оборудования для каждого центра

Октябрь-ноябрь

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Создание картотеки дидактических игр и упражнений

Практический

Октябрь-ноябрь

Разработать консультации для родителей.

Составить план мероприятия для родительского собрания

Родительское собрание «Игра в жизни ребенка»

Папки-передвижки

Практический

Октябрь-апрель

Изготовление и оформление дидактического материала

Оформление центров детей:

  • Изготовление альбомов Предметных картин
  • Картотека дидактических игр по видам
  • Дидактические игры с применением картинок
  • дидактические игры на развитие мышления

Контрольно-аналитический

Январь

Проведение родительского собрания «Игра в жизни ребенка»

Представление родителям дидактических игр и упражнений, используемых в детском саду.

Апрель

Участие в методической копилке. Выступление на педсовете

Презентация результатов проделанной работы

Анализ предметно-пространственной среды в группе по окончанию проекта

Выставка работ по разработанной теме

Фотогазета «Учимся играя»

Теоретическая часть

После изучения методического материала, было усвоено, что при создании ППРС необходимо руководствоваться следующим требованиям:

Принципы

Дидактические игры

Среда должна быть:  

содержательно-насыщенной  

трансформируемой  

полифункциональной  
вариативной  

доступной  

безопасной

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса предметно - пространственная среда определяется видом дошкольных образовательных учреждений, содержанием воспитания  культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Содержательно-насыщенной  –  включать  средства  обучения  (в  том  числе технические,  материалы  (в  том  числе  расходные,  инвентарь,  игровое, спортивное  и  оздоровительное  оборудование,  которые  позволяют  обеспечить игровую,  познавательную,  исследовательскую  и  творческую  активность  всех категорий  детей,  экспериментирование  с  материалами,  доступными  детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие  в  подвижных  играх  и  соревнованиях;  эмоциональное  благополучие детей  во  взаимодействии  с  предметно-пространственным  окружением; возможность самовыражения детей;

Трансформируемой  –  обеспечивать  возможность  изменений  РППС  в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональной  –  обеспечивать  возможность  разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

Доступной  –  обеспечивать  свободный  доступ  воспитанников  (в  том  числе детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья)  к  играм,  игрушкам, материалам,  пособиям,  обеспечивающим  все  основные  виды  детской активности;

Безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению  надежности  и  безопасность  их  использования,  такими  как санитарно-эпидемиологические  правила  и  нормативы  и  правила  пожарной безопасности.

Игры с предметами

Поскольку основной вид деятельности детей 3-4г. — предметно-игровая, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в этом возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом). Планируя предметные игры с самыми маленькими воспитанниками, педагог должен продумать такие моменты:

  • Организация места для игры. Если игру проводят сидя, это должен быть один или несколько составленных вместе столов, чтобы за ним могли удобно расположиться все участники игры и педагог.
  • Подбор материалов. Предметы, природный материал, игрушки должны быть полностью безопасны. Детям третьего года не рекомендуется играть с фасолью, горохом, лучше дать им каштаны, листья, крупные прочные ракушки, деревянные некрашеные чурочки, брусочки.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:

  • Изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.
  • Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности.

Словесные игры

Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»). Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:

  • способствуют формированию правильного звукопроизношения;
  • развивают связную речь;
  • активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка;
  • способствуют обогащению, пополнению словаря;
  • учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы;
  • развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

Приёмы

При проведении дидактической игры со второй младшей группой наиболее целесообразными приёмами являются:

  • внезапное появление объектов, игрушек;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
  • создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
  • обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);
  • сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет);
  • изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
  • показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
  • демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
  • элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).

Виды дидактических игр и требования к их проведению

Правильно организовывать и систематически проводить дидактические игры необходимо с самого первого пребывания малыша в детском саду. К организации дидактических игр во второй младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

  • Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
  • Участие в игре должно быть добровольным.
  • У маленьких детей очень развита подражательность. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
  • Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
  • Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

В  соответствии  с  ФГОС  ДО  и  общеобразовательной  программой  ДОО развивающая  предметно-пространственная  среда  создается  педагогами  для развития  индивидуальности  каждого  ребенка  с  учетом  его  возможностей, уровня  активности  и  интересов.  Для  выполнения  этой  задачи  РППС  должна быть:

Направления

Физическое

развитие

Познавательное

развитие

Речевое

развитие

Социально –

коммуникативное

Художественно –

эстетическое

развитие

Центры

Двигательный центр  Центр здоровья

 

Центр

математики

 Центр

конструктивной

деятельности  

Речевой

центр

Центр

книги

 

 

Центр игры

Центр

безопасности

Центр

патриотизма

Центр

изобразительной

деятельности

Центр музыки и  театра

По  результатам  проведенной  самооценки  развивающей  среды  можно сделать следующие выводы:  отмечается  недостаток  в нехватке раздаточного и демонстрационного материала, дидактических игр по тематике; в неполной степени реализуются требования к вариативности и доступности среды, трансформируемости пространства, насыщенности развивающей среды,

Характеристика  изменений,  которые  может  привнести  реализация проекта в развитие:

I. Воспитанников:

1)  Повышение  детской  активности,  инициативности   и любознательности;

2)  Формирование у ребенка созидательной, творческой позиции;

3)  Ребенок принимает роль субъекта деятельности;

4)  Ребенок  испытывает  удовольствие  от  процесса  познания, воспринимая  его  как  процесс  решения  загадок  и  осуществления открытий;

5)  Ребенок вовлечен  в эмоционально насыщенные виды деятельности.

II.Педагогов: повышение профессиональной компетентности

III.Родителей: формирование родительской компетентности по теме.

Таким образом, изучив принципы, приёмы, виды, направления, были разработаны и пополнены центры предметно-развивающей среды дидактическими играми.

Направления

Предметно-пространственная среда

Результат

Физическое

развитие

Двигательный центр

Центр здоровья

Тренажер «Гимнастика для глаз»,

Дидактическая игра «Веселая дорожка»

 Познавательное

развитие

Центр математики

 Уголок природы  

Картотека игр по ФЭМП

Дидактические игры «Лото» по темам недель. Дидактические игры «Веселые машинки», «Веселая гусеница», «Цветные инструменты», «Веселый клоун», «Снеговичек».

Раздаточный материал, демонстрационный материал

Дидактические игры «Покорми зверят», «Сохраним природу», «Живое не живое», «Ушки для зверят», «Огородные дела», «Уложи зверят по кроваткам», «Тепло, холодно.»

 Речевое

развитие

Речевой центр

Центр книги

Дидактические игры «Лото, разрезные картинки», «Найди заплатку», «Домино», «Мемо», раздаточный и демонстрационный материал по тематике. Чистоговорки, артикуляционная  и дыхательная гимнастика, картинки на ориентацию в пространстве, на противоположности, скороговорки,

 Дидактические игры «Карлсон в гостях», «Найди дорогу», «Где чей домик», «Тележка с продуктами», «Что припутал художник», «Прятки», «Обобщающие понятия», «Найди отличия», «На развитие памяти», «Книга для мальчиков», «Лабиринт», «Веселые прищепки».

Лэпбук «Город-Профессии»,

Социально –

коммуникативное

Уголок пожарной безопасности

Уголок безопасного дорожного движения

Центр игры

Центр патриотизма

Картотека дидактических игр, картотека мирилок, считалок. Демонстрационный материал, папки-передвижки.

Дидактические игры «Собери пожарного», «Готовность к противопожарной безопасности».

Дидактические игры «Путешествия», Панорама, «Транспорт», «Телефон», «Машинки на дороге», «Светофор».

Дидактические игры «Полезно для зубов», «Сварим компот и суп», «Предметы по местам», «Интерьер»

Раздаточный материал для сюжетно-ролевых игр (Больница, Кухня, Парикмахерская, Магазин)

Дидактические игры «Собиралки», «Правила поведения - лото», «Уборка в комнате», «Одежда по сезонам», «Чувства», «Восприятия – Он и Она», «Что подарить?», «Семейные ценности», «Промыслы», «Подбери национальную одежду», дидактические игры по приобщению детей к истокам русской культуры

Лэпбук «Моя дружная семья», «Транспорт», «Путешествия», «Матрешка».

Художественно –

эстетическое

развитие

Центр

изобразительной

деятельности

Центр музыки и  театра

Дидактические игры «Веселые карандашики», «Веселые жучки», «Найди тропинку», «Музыкальная книжка»

Родительский уголок

Консультации для родителей:

1.«Дидактическая игра как средство

развития детей младшего

дошкольного возраста»

2.«Использование дидактических

игр в жизни детей»  

3.«Роль игры в жизни ребенка».

Папка передвижка «Роль дидактических игр в семье и в детском саду»

папка-передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

Родительское собрание «Игра в жизни ребенка»

Педагогический совет

«Дидактические игры в предметно-развивающей среде»

В ходе реализации  заметно  повысился  уровень  профессионального  мастерства по  данной  теме. Преимущество создаваемой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной  самостоятельной  деятельности.  А также большое преимущество в пополнении методической копилки (дидактических игр), которые пригодятся на последующие года. Работая над разработкой дидактических игр по центрам среды, можно добиться определенных результатов. Выполняя различные дидактические упражнения дети второй младшей группы повысили свой уровень в познавательном развитии. После оборудования предметно-развивающей среды,  добилась результатов, улучшив вариативность, доступность, насыщенность, транспортируемость, полифункциональность,  безопасностью

Положительный  эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании  посещать  детский  сад.  Я не собираюсь останавливаться на достигнутом.  Поиск  инновационных  подходов  к организации предметно-развивающей среды продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...

План по самообразованию 2021-2022

План по самообразованиюФинансовая грамотность детей старшего дошкольного возрастапосредством экономического воспитания...

План по самообразованию 2021-2022 г. «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста»

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний....

План по самообразованию 2021-2022

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

План по самообразованию 2021-2022

quot;Первые сюжетные игры детей и руководство ими"...

план по самообразованию 2021-2022

План по самообразованию по теме: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"...