Консультация "Роль игры в развитии связной речи детей"
консультация

Мазур Елена Владимировна

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_razv._rechi.odt28.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль игры в развитии связной речи    детей. 

   

                    Воспитатель МБДОУ № 29  Мазур Елена Владимировна.

                                           

      Говорить умеют почти все. Но говорить правильно- единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение- одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими, знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, человек реализует себя как личность. Конечно, о человеке, как личности составляют мнение не только по словам. Главное это то, что и как он делает, что оставляет после себя. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи.

          Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В первую очередь развитая личность  обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры, т. е. владеет умениями правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным и постоянно расширяющимся словарным запасом, умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре с другим человеком, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное, умеет вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, спрашивать, отвечать на вопросы, возражать, объяснять, спорить.

            Речь- самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею- серьезная наука и немалое искусство.

Развитию речи детей в ДОУ отводится ведущая роль. Важной ее частью является связная речь.

Связная речь- это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с ОНР эта форма самостоятельно не формируется. Часто бывает нарушено зрительное внимание и память, слуховое внимание и память. Большинство детей страдают моторной недостаточностью. Нужна систематическая работа по речевому развитию, ориентированная на овладение детьми правильной устной речью, как средством общения, развития речевых способностей и личностных качеств. Все это реализуется в процессе общения и разных видах деятельности.

              Задача воспитателя- стимулировать содержательное, продуктивное общение ребенка со взрослыми и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельности в процессе обучения- является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Общественность в жизни ребенка- это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид  его деятельности- это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их речи, продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе обогащаемого запаса представлений развивать речь.

Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их речи. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении с окружающей средой , воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь, стимулировала их к воспроизведению в игре, а значит и в речи, своих положительных, лучших сторон. Таким образом педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

  1. организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих детей.

  1. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

  1. Руководя наблюдениями детей содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

  1. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовало росту и развитию речи более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей старших детей.

  1. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства развивать связную речь детей.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит даже если играет один, манипулирует предметами не стимулирующими к разговору. Например нагружает кирпичики на грузовик.

Но есть игрушки, значение которых , как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него живое существо.

Особенно значительна роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игры с куклами, при условии правильной организации и педагогического руководства ими не только раскрывают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни, но и развивают связную речь.

            Особого внимания к себе требуют подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые детям бывает трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения- уже путь к развитию речи. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам с ней не знакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или иную игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.

Особое значение для развития речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стихотворение, предписывающее то или другое игровое действие («Совушка», «Лохматый пес», «У медведя во бору»). В течение игры стихи или считалочки прочитываются не один раз. Не удивительно ,что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. Чтобы у детей возникал интерес к играм воспитатель должен тщательно продумывать оборудование для проведения игр -оно должно быть ярким, красочным. В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры.

             Особое значение имеют дидактические игры и игры с дидактическими игрушками. Игрушки подбираются по категориям.

  1. Люди: фигурки детей, рабочих,  сельских тружеников, солдат.

  1. Дидактически оборудованная кукла:

а. мебель.

б. платье.

в. обувь.

г. белье.

д. посуда.

е. предметы жизненного обихода.

  1. Жилища людей, их окружение, строения разных типов.

  1. Средства передвижения.

  1. Животные домашние и дикие.

  1. Птицы домашние и дикие.

  1. Овощи, фрукты, грибы и т. д.

  1. Орудия труда.

Дидактические игры с мелкими игрушками ведутся главным образом с детьми среднего возраста. Личным участием в игре воспитатель вводит детей в понимание того, чего от них ждут. Воспитатель использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. Дети играя с мелкими игрушками развивают и мелкую моторику и обогащают словарный запас.

В дидактических играх воспитатель закрепляет знания детей , полученные на занятиях. Проводятся такие игры как «Где мы были, что видели?» Игра с Петрушкой. «Кто на чем поедет.» «Одеваем куклу». «Кто пришел?» Все эти и другие игры закрепляют знания детей по лексическим темам, учат их составлять простые предложения и небольшие рассказы, использовать в речи прилагательные, предлоги, глаголы, что в конечном итоге приводит к развитию связной речи.

        Большие возможности для развития речи детей открываются благодаря сюжетно- ролевым играм. В процессе игры, особенно сюжетной, ребенок все время говорит. Характерной чертой речи ребенка во время целенаправленной игры является наличие в ней многих вопросов, которые возникают как результат детских дум в деятельности и общении. Речь ребенка в процессе такой игры как бы продвигает игру. У детей создаются предпосылки для развития правильных рассуждений, особенно в тех случаях, когда они пользуются знакомым материалом.

            И еще одна форма развития речи детей- игра- драматизация. Любовь детей к сказкам общеизвестна. Их привлекают сказочные персонажи, их занимательные действия, звучный язык. На первых порах дети имитируют отрывочно отдельные эпизоды, играют с одной игрушкой- персонажем сказки и говорят при этом только часть текста. Как развернуть игру ребенок еще не знает. Здесь на помощь ему приходит воспитатель. Он помогает ребенку оформить цель игры, сам включается в нее в качестве участника, присоединяет к ней других детей. Впоследствии дошкольники, зная текст, играют самостоятельно.

Игры- драматизации дети хорошо начинают вести по своей инициативе лишь тогда, когда они хорошо запомнили тексты. В сою очередь участие в игре помогает лучше запоминать их.

Также можно использовать настольный театр. Представления о кукольном театре часто являются поводом для возникновения самостоятельных игр в «театр». Во время этих игр обогащается словарь, пополняются знания детей, что способствует и развитию связной речи.

Игра- драматизация приобретает форму вполне самостоятельной игры. В этой игре развивается интонационная выразительность речи, выразительность движений, жестов, вызываются коллективные переживания.

           Работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:

  1. Заботиться о расширении круга представлений детей на базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.

  1. Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.

  1. Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.

  1. Продумывать обстановку, в которой живут и играют дети и заботиться о постепенном расширении их социальных связей.

  1. Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития связной речи фактором первостепенного значения.

  1. Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное общение- всех сотрудников детского сада.

Только соблюдая все эти условия мы сможем добиться хорошего результата в развитии связной речи детей.

           

             

      

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Роль театрализованной игры в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного...

«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР - РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»    Доклад на тему:«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему:«Роль дидактической  игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...