Конспект занятия в средней группе "масленица"
план-конспект занятия (средняя группа)

Луцевич-Валк Анна Владимировна

Конспект занятия в средней группе "масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_maslenitsa.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе

 «Широкая Масленица»

Цели:

Познакомить детей с народным праздником Масленица.

Задачи:

• Приобщить детей к культуре и истории русского народа.

• Познакомить детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми.

• Способствовать развитию интереса к культуре, истории русского народа.

Предварительная работа:

• Рассматривание репродукции картин Б. Кустодиева "Масленица", "Деревенская Масленица. Гармонист", В. Сурикова "Взятие снежного городка".

• Беседы о Масленице.

• Просмотр мультфильма "Ишь ты, Масленица!".

Ход занятия:

Воспитатель читает загадку:

Этот праздник знаешь ты,

На него печем блины.

Зиму прочь им прогоняем,

Весну красную встречаем.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о Масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Масленица – один из любимых праздников русского народа. Масленица - это проводы зимы. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Этот праздник связывали в старину со встречей весенних дней, отмечали широким гостеприимством, весельем и играми.

Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Ответы детей.

Воспитатель: Угадали, конечно же это блины! Яркие, румяные, ароматные!

А знаете ли вы, как зазывали Масленицу?

Ответы детей.

Воспитатель: В старину Масленицу зазывали вот такими словами: "Приезжай к нам в гости, Масленица, на широкий двор - на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. "

Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Блин считается символом солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

Воспитатель: Мы с вами уже говорили, что каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Да это понедельник, на масленичной неделе его называют— Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Давайте вспомним как называется второй день недели?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Вторник — Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

А кто помнит как же называется день недели, идущий за вторником?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, это среда, ее называли — Лакомка.

В этот день родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать (Загадывание загадок)

Дети отгадывают загадки:

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

Акак выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же это четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Воспитатель спрашивает как же называется пятый день недели.

Ответы детей.

Воспитатель: Пятница — Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — Золовкины посиделки.

В этот день молодые семьи приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.

Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: "Назови ласково"

Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Воспитатель: Ну вот мы и дошли до последнего дня Широкой Масленицы. Как же он называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Воскресенье, правильно. Его называют — прощенный день или проводы. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно просили прощения. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...