мастер-класс о методе «Кубик Блума»
материал

Чеботова Мария Владимировна

Применение игрового оборудования «Кубика Блума» на основе нескольких современных технологий дает возможность использования его во всех группах дошкольного возраста и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы и имеется накопленный запас знаний, так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. А более слабые ребята не будут чувствовать себя невостребованными (личностно-ориентированная технология). Если ответ даётся неполный, то другие дети (педагог) могут его дополнить и исправить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubik_bluma.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

мастер-класс о методе

«Кубик Блума»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

        Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

        Эта притча тесно связана с ФГОС, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ (технологии развития критического мышления), разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

        Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

         Правила игры с Кубиком довольно просты:

  1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
  2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
  3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
  4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Методика использования кубика «Блума»

1. Понадобится обычный бумажный кубик, на гранях которого написано:

- Назови.

- Почему.

- Объясни.

- Предложи.

- Придумай.

- Поделись.

2.Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать

3.Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д. Например, сказка К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», назовите главных героев сказки или назови, кто написал эту сказку.

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы, которые происходят с предметами, явлениями.

Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Объясни: Поступки гостей, поведение, отношение к мухе-цокотухе.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.

-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?

-Ты уверен в поступке комара?

Предложи. Ребенок  должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.

Например. Предложи: Другой сюжет, концовку, название произведения

Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например. Придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.

Придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений.  Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению»

И так далее.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно, организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях. "Кубик Блума" универсален.

Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии - когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Мастер-класс

Давайте, разделимся на 2-3 группы. Каждая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Каждой группе придется выбрать предмет (развитие речи, ознакомление с окружающим миром) А сейчас выберем тему НОД. Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи », « Поделись», «Придумай»)

Применение «Кубика Блума» на НОД на тему «Квадрат»:

Объясни что такое квадрат? (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи, как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай, что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Применение «Кубика Блума» на НОД по грамоте

-Назови, какие бывают звуки?

-Сравни гласные и согласные звуки

-Объясни : для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки

-Предложи сыграть в игру «Лилипуты и великан»

- Почему дни согласные твердые, другие мягкие

-Придумай слова, которые бы начинались с согласного звука.

- Молодцы, справились с данием.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. 

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. Сравни заданный предмет (явление) с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Например:

Применение «Кубика Блума» по теме «Осадки, дождь»:

Опиши: - Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни: - В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимойочень редко.

Предложи ассоциацию:  - Грусть.

Сделай анализ:- Дождь — это вода, которая накапливается в небе.

Примени: - Можно собирать её для полива комнатных растений.

Почему: - Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Применение игрового оборудования «Кубика Блума» на основе нескольких современных технологий дает возможность использования его во всех группах дошкольного возраста и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы и имеется накопленный запас знаний, так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. А более слабые ребята не будут чувствовать себя невостребованными (личностно-ориентированная технология). Если ответ даётся неполный, то другие дети (педагог) могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос «Кубика Блума» помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Кубик Блума"

Сценарий педагогического мастер-класса на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»...

Мастер – класс для педагогов Кубик Блума- технология развития критического мышления.

Познакомить педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Мастер-класс "Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании критического мышления у детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса через процесс активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольн...

Мастер-класс «Использование игрового оборудования «Куб знаний» на основе метода «Кубик Блума» в работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель мастер-класса : передача опыта педагогам по внедрению в образовательный процесс игрового оборудования «Куб знаний», на основе современных и инноваци...

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...

Мастер – класс для педагогов «Применение кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер – класса: познакомить с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе с детьми....

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии» Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии»Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенк...