Технология "Утренний круг"
методическая разработка

Использование технологии "Утренний круг" как инструмента взаимодействия педагога с детьми при совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_utrenniy_krug.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, воспитатель детского сада Метелица Прядуненко Екатерина Григорьевна, хочу поделиться с вами опытом работы по технологии Утренний круг.

           На самом деле эта технология не такая инновационная как мы думаем, она появилась уже достаточно давно и прочно укрепилась в дошкольном образовании. Например, "утренний сбор" пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой, еще в 80-е годы прошлого века. Эту технологию называют по-разному: детский совет, утро радостных встреч, групповой сбор. В программе «От рождения до школы», 2019 года, этот элемент в режиме дня появился под названием «утренний круг». Наш сад работает по программе «От рождения до школы», а наша группа берет элементы с программы «Про детей», т.к. на данный момент мы проходим обучения по этой программе.

«Утренний сбор» или «Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, настроиться на «работу», поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы и договориться о правилах. Утренний круг стал любимым моментом и для детей нашей группы. Дети, приходя в детский сад утром, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься; они быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности.

Именно на утреннем круге зарождаются и обсуждаются новые приключения, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы, а также планируются моменты, в которых дети становятся участниками образовательной деятельности. Воспитатель здесь несет функцию модератора, то есть он не главный, он просто направляет «сюжет» разговора в нужное, правильное русло. Это место для общения взрослых и детей, задающее смысл и стиль всей жизни группы. Возможность такой ежедневной тренировки навыка выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность. Утренний круг предназначен для эффективного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. 

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • Создаёт условия для общения детей и взрослых:
  • Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую ребята получили с момента предыдущей встречи.
  • Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
  • Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
  • Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
  • Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, ребенок ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
  • Работает над развитием навыков культурного общения. Ребята, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.
  • Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.

Взрослый показывает ребятам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений

  • Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
  • Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости.

Общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры.

Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение. Мы очень часто приветствуем друг друга объятиями. Приветствие может быть разным.

Мы с ребятами собираемся в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения у нас постоянные. У меня как воспитателя есть сигнал, приглашающий ребят на Утренний сбор, это – мелодия «Утро начинается». Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться. Например, сегодня рассаживаются по росту, завтра по — датам рождения или по очереди: мальчик-девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д.

Сейчас хочу представить вам как проходит приветствие в нашей группе. (видео 1)

Далее у нас идет обсуждение какой сегодня день, какая погода на улице и т.д. заполняем ленту времени. (фото)

Мы познакомились с этой технологией в пошлом учебном году. Как раз набрали малышей, и вместе с ними начали осваивать технологию Утренний круг. Не скрою было сложно, т.к. было мало говорящих детей, не все могли высказать свои мысли, а порой ребята не понимали, что от них хотят. Систематическое введение в свою работу технологии Утренний круг принес положительный результат, и уже к концу года, все с удовольствием принимали участие.

В утреннем круге прослеживается очень много направлений, речевое (рассказ как провел день или что было вчера) некоторые дети объясняют жестами, и мы угадываем или подсказываем, математическое (больше, меньше, лево, право, счет и т.д), физическое (некоторые игры перетекают в зарядку) и т.д.

После этого идет обсуждение планов на день, но бывает что планирование проходит не всегда «ровно». Во время обсуждения, кто-то из ребят вспоминает что не почистил сегодня зубы, и мы начинаем рассуждать на эту тему, записываем в планер, и на следующий день уточняем выполнил ли он то, что забыл вчера.

Важно помнить, что "утренний или вечерний круг" – это не занятие. Участие в нем не обязанность, а возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослым.

Таким образом, при использовании технологий: «Утренний круг» дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг!

Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг! ...

Конспект занятия по математике во второй младшей группе по теме "Круг.Свойства круга"

Конспект занятия по математике во второй младшей группе...

Компьютерная игра для дошкольников 6-7 лет с применением кругов Дьенеша "Распредели круги по лугу"(в кругах)

Игра делается в презентации. Чаще  нужен  один слайд, а предметы появляются на экране путём щелчка компьютерной мыши.  Предметы сканируются и помещаются в презентацию, с использованием ...

"Кругом зима, кругом бело...!"

МАОУ Пудинская средняя общеобразовательная школа   Конспект интегрированного занятияв старшей группе...

Формирование элементарных математических представлений. «Круг. Свойства круга» (для младшей группы)

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивнаяЦель: познакомить с кругом и его свойствами. Закрепление умения соотносить сенсорные эталоны с предмет...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада «Круг и шар. Конструирование из геометрической фигуры - круг»

Цель: Повышать познавательную  активность ребенка, научить  различать основные плоскостные и объемные фигуры.Задачи: Обучающие:-расширять знания детей о многообразии геометрических фигу...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...