Программа по здоровьесбережению "Растём здоровыми"
рабочая программа

Денисова Антонина Петровна

Программа предназначена для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovesberezheniyu.docx243.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     В настоящее время большое внимание в нашей стране уделяется здоровью и его сохранению.

Слова В.А. Сухомлинского о здоровье детей актуальны и в наши дни. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

        В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи.

 Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

       Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

«Но забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка -  это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил,  не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский.

Цель программы: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. совершенствование их физического развития. Формирование осознанной установки у детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных качеств личности, активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.

Задачи:

  • Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе и в детском саду.
  • Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной работы в  ДОУ.
  • Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;
  • Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
  • Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
  • Повышение валеологической,  медико-психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Показатели результативности:

1.Снижение уровня заболеваемости

2.Овладение нормами и правилами здорового образа жизни

3.Формирование активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью

4.Активизация родителей к совместной деятельности по воспитанию здорового ребёнка и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье

 Принципы работы по здоровьесбережению:

 Принцип активности и сознательности —  участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению  детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех участников образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников.

Принцип безопасности -  все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Принцип доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принцип системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса.

Принцип оздоровительной направленности —  укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

ПЛАНИРОВАНИЕ

по использованию оздоровительной системы в режиме дня

Утренняя гимнастика:

I часть - дыхательная гимнастика:

II часть -  ритмическая гимнастика:

• Пальчиковая гимнастика;

• Общеразвивающие упражнения;

• Танцевальные упражнения;

Перед занятиями:

• Точечный массаж, массаж биологически активных зон.

• Занятия физкультурой 3 раза в неделю – 1 на прогулке.

Физкультминутки в ходе непосредственно образовательной деятельности:

• Дыхательные упражнения;

• Пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка:

• Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

• Оздоровительная ходьба, бег.

После сна:

• Гимнастика пробуждения;

• Дыхательная гимнастика;

• Пальчиковая гимнастика;

• Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).

2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).

3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе):

4. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.

5. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.

6. Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.

7. Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня ребенка.

8. Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.

9. Строго соблюдать время, отведенное для сна.

10. Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

11. Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

12. В летний период:

• хождение босиком по траве, земле, асфальту;

• игры детей с водой;

• все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.

• использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.

 13. Проводить контрольное обследование детей в группах детского сада.

Профилактическая работа

1.Лечебно-профилактическая работа. (Старшая медсестра детского сада, врач-педиатр):

  • физиопроцедуры;
  • ЛФК- дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие;
  • фитотерапия – ингаляции, отвары, настои из трав;
  • витаминотерапия – ревит, глюконат кальция, аскорбиновая кислота;
  • иммуномодуляторы – дибазол, оксолиновая мазь, элеутерококк.

2. Физкультурно-оздоровительная работа. (Руководитель физвоспитания, воспитатели):

  • Занятия физкультурой в разных формах;
  • подвижные игры и физические дыхательные упражнения в помещении и на свежем воздухе;
  • утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями;
  • дыхательная гимнастика во время режимных моментов в течение всего дня;
  • дыхательная гимнастика после сна;
  • релаксационные техники;
  • спортивные игры и соревнования;
  • босохождение;
  • точечный массаж и пальчиковая гимнастика.

Модель двигательного режима

Виды занятий и форма двигательной

                   деятельности            

         Особенности организации

1.Физкультурно-оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

Ежедневно, на открытом воздухе или в зале, длительность в соответствии с возрастом 5-12 минут

Физкультминутки

Ежедневно, на занятиях с преобладанием утомления и статических поз 3-5 минут

Подвижные игры и физические упражнения

Ежедневно, на занятиях и во время прогулки 5-25 минут

Ходьба по «дорожкам здоровья» в сочетании с воздушными ваннами

Ежедневно, после дневного сна в течение 5-7 минут

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения детей, не более 10 минут

Занятия кружка «Здоровье»

2 раза в неделю

2.Специально организованные занятия в режиме дня

По физической культуре

3 раза в неделю, 1 – на прогулке

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей

3.Физкультурно-массовые занятия

Недели здоровья

2-4 раза в год

Физкультурные праздники

2-3 раза в год

Физкультурный досуг

1-2 раза в месяц

4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья

Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Коррекционные технологии (проводятся специалистами).

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Технология БОС

Обучение по предлагаемой программе существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное  состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение уровня  ОРЗ и гриппа в 3 – 4 раза), помогает сформировать правильное речевое дыхание.

В основе технологии БОС лежит дыхание по Сметанкину (дыхание животом, дыхание на выдохе, диафрагмально-релаксационное дыхание). Для дошкольников «Институт БОС» разработал учебное электронное пособие «Учимся и оздоравливаемся», которое включает в себя следующие части: «Азбука здоровья», «Здоровая математика» (книги и диск). Дидактический материал в пособии открывается на экране компьютера в заданном ритме, под который ребенок подстраивает свое дыхание во время занятий.

Физкультурная

минутка

Динамическая пауза для профилактики

переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин.

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.

Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения.

Пальчиковая

гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами.

Артикуляционная

гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

Результативна только при качественном ее выполнении.

Бодрящая

гимнастика

Переход от  сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Формы проведения: на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу с разной температурой в помещениях и др. Длительность – 5-10 мин.

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия глазного напряжения.

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога

Дыхательная гимнастика

Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Ритмопластика

Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 мин.

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика ортопедическая

Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Рекомендуется детям с плоскостопием  и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Гимнастика корригирующая

Система индивидуальных  заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

Знание индивидуальных особенностей детей и методики обучения соответствующих движений.

Технологии  обучения здорового образа жизни

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Физкультурное

занятие

2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке 25 – 30  мин.

Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных  формах физкультурно-оздоровительной работы.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный массаж

Проводится в преддверии  эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время.

Проводится строго по специальной методике.  Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР - органов. Используется наглядный материал.

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин.

Игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Утренняя гимнастика

Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение,0 музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.

Формы проведения: подвижные игры, полоса препятствий, ритмическая гимнастика, традиционная, с предметами, сюжетная.

 Режим закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Закаливание детей включает комплекс мероприятий:

-оздоровительные прогулки, ежедневно

- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук

- полоскание рта после каждого принятия пищи водой комнатной температуры (прохладной)

- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре

- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

 Модель двигательного режима детей

Форма работы

Старшая группа

1

Утренняя гимнастика (ежедневно)

8-10 минут

2

Музыкальное занятие (2 раза в неделю)

25 минут

3

Физкультурное занятие (3 раза в неделю)

25 минут

4

Физкультминутка (ежедневно, по мере необходимости)

1-3 минуты

5

Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты (ежедневно)

10-15 минут

6

Физкультурный досуг (1 раз в месяц)

2 неделя месяца

7

Неделя здоровья (1-2 раза в год)

2 неделя января

8

День здоровья

Один день в первую неделю каждого месяца

9

Бодрящая гимнастика (ежедневно, после сна)

10-15 минут

10

Дыхательная гимнастика (ежедневно)

5-10 минут

11

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений

Ежедневно 5-10 минут

12

Игры с движениями и

Словами

(ежедневно)

10-15 минут

13

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно индивидуально и по подгруппам

Форма работы

Подготовительная группа

1.

Утренняя гимнастика (ежедневно)

10-12 минут

2.

Музыкальное занятие (2 раза в неделю)

30 минут

3.

Физкультурное занятие (3 раза в неделю)

30 минут

4.

Физкультминутка (ежедневно, по мере необходимости)

1-3 минуты

5.

Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты (ежедневно)

15-20 минут

6.

Физкультурный досуг (1 раз в месяц)

3 неделя месяца

7.

Неделя здоровья (1-2 раза в год)

3 неделя января, октября

8.

Бодрящая гимнастика (ежедневно, после сна)

10-15 минут

9.

Дыхательная гимнастика (ежедневно)

5-10 минут

10.

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений

Ежедневно 5-10 минут

11.

Игры с движениями и словами (ежедневно)

10-15 минут

12.

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно индивидуально и по подгруппам

Основные направления взаимодействия с семьями воспитанников

Задачи:

1.Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения.

2. Повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

3. Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье.

4. Оказать адресную квалифицированную помощь родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ и города.

Предусматривается:

1. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности по вопросам оздоровления детей — постоянно.

2. Ознакомление родителей индивидуально с результатами диагностики физического и психического состояния ребенка — в течение года.

3. Ознакомление родителей с содержанием и состоянием работы в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через организацию Дней открытых дверей (1 раз в год) и посещений родителями занятий и других мероприятий с детьми.

4. Проведение дней здоровья с участием родителей  — 1 раз в квартал.

5. Проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд — 2 - 3 раза в год.

6. Организация походов с выходом в зеленую зону с участием родителей.

7. Обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.

8. Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии).

9. Информация в родительских уголках, в папках-передвижках.

10. Консультации;

11.Устные журналы и дискуссии с участием педагога-психолога, медиков, специалистов по физвоспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания.

12. Семинары-практикумы;

13. Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

14. Деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.
  2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993. – 132с.
  3. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
  4. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.
  5. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
  6. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007
  7. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009
  8. Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. -  2002г.
  9. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и    Д., 2003  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.

«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...

Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста

Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...

Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.

Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...

"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста

Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...

Целевая программа по здоровьесбережению "Здоровому все здорово"

Целевая программа по здоровьесбережению....

Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...