Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.
рабочая программа (старшая группа) на тему

Пономарева Ирина Петровна

 Пояснительная записка

Формирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д. Задачи  сохранения и укрепления здоровья детей,    решаются    в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Образование» и Приоритетного национального проекта   «Здоровье». 

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это состояние полного физического (соматического), душевного (психологического) и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.

Для  детей с ОВЗ навыки заботы о своем здоровье являются особенно важными. Формирование у них когнитивных и поведенческих представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) будет способствовать адаптации к условиям окружающей среды, поддержанию и укреплению здоровья, а также решению многих социальных вопросов, среди которых снижение заболеваемости, возможность самореализации, подготовка к социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, создание оздоровительной программы «Тропинка к здоровью» обусловлено необходимостью  совершенствования   системы здоровьясбережения, имеющейся в образовательном учреждении С(К)НШ-ДС №2 г. Нерюнгри,  возрастающими требованиями к дифференцированному подходу к оздоровлению и физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ 

Цель программы:   создание у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;   профилактика психосоматических заболеваний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 11

Развлечение по валеологии  «Пять органов чувств»

 для детей старшей группы

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам, доборе утро улыбчивым лицам!

Становятся в круг – релаксационное упражнение “доброе утро”.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и давайте возьмём с собой колобка. Сейчас весна и мы начнём путешествие необычно “ручейком”. Вот наш “Ручеёк” добежал до полянки .Давайте осмотримся – что вы видите? Глаза – орган зрения.

  1. Включается фонограмма

А что вы слышите? Чем слышите? Ухо – орган слуха. Чем может пахнуть весенняя поляна? Что поможет нам определить запах? Конечно нос – орган обоняния. А вот наш друг, Колобок не слышит и не видит этой красоты. Почему? У нас путешествие волшебное и я знаю, как ему помочь.

Прямо за этой поляной есть волшебная страна чувств. Мы сможем приобрести там органы чувств для нашего Колобка, но вы должны думать, правильно отвечать, решать небольшие проблемы.

Итак, в путь.

  1. Первым на пути у нас посёлок Зоркий.

Скажите хорошо или плохо когда человек не видит? Почему плохо?

Конечно же лучше видеть, давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза?

1) Посмотрите что стоит ближе к нам пирамидка или матрёшка?

Как вы определили?(посмотрели глазами) значит что могут определить глаза?(расстояние)

2) Найдите и ответьте где большая игрушка где маленькая? Что больше кукла или кубик? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза? (определить размер)

3) Посмотрим смогут ли определить форму? Как называется эта фигура?

4) Мешочек. Достань из мешочка красное яблоко. А кто достанет зелёный помидор? Можно ли на ощуп определить цвет? Я думаю вы хорошо работали и жители посёлка Зоркий приготовили для колобка орган зрения – глаза.

Расскажите Колобку, как нужно беречь глаза? А если человек плохо видит, ему прописывают очки. Как называется этот доктор? А ещё, чтобы не болели глаза, мы можем делать гимнастику для глаз.

  1. Гимнастика для глаз.

Путешествуем дальше.

  1. А вот и долина запахов. Какой орган мы здесь подключаем? Что может нос? Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки вылетают наружу.

И ещё пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.

Конечно нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? А если пекарством?

В долине Запахов жители вырастили волшебное дерево, где растут плоды с разными запахами. Если вы правильно определите запахи, жители подарят Колобку нос. Дети снимают плоды нюхают и определяют, что в них находится. Дарят нос. Расскажите как ухаживать за органом обоняния – носом?

  1. Теперь отправимся в деревню Слухачей.

Как вы думаете какой орган хорошо развит у этих жителей. Орган слуха – уши. Закройте глаза. Что вы услышали? Чем мы слышим? Уши помогают нам слышать звуки сообщают, что происходит вокруг нас.

1) Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим. Чем больше уши, тем больше звуков попадает и мы лучше слышим.

       6.    Проделаем такой опыт. (Фонограмма тихо).

1) Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху.

2) Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором или опять эту же воронку и произнести “мама”. Почему голос слышно лучше? Звук не рассеивается по всей площади.

3) Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.

А) Возьмём расчёску, натянем – она загудела.

Б) Если капнуть из леечки в таз, то услышали “кап”.

В) Если ударить по металлофону, другой звук.

Звук может быть сильнее или слабее, но он должен бежать по чему нибудь, по воздуху или воде.

4) 2 коробочки “телефон”. Как слышим? Звук голоса заставляет дрожать донышко коробки, оно – дрожать нить. По нити, как по проводу бежит от 1 коробки к другой. Так мы и слышим. Вот сколько опытов мы проделали и конечно колобку жители подарят орган слуха - уши. И как обычно ребята расскажут, как беречь ухо.

         7. Теперь нам предстоит пройти Море вкусов. Для чего человеку язык?

1) Помогает жевать (перемешивать пищу)

2) И конечно язык – орган вкуса. На языке расположены рецепторы, которые помогают определить разные предметы на вкус.

3) Берём палочку, мокаем в жидкость. Определяем какая (сладкая, кислая, солёная, горькая). Вы хорошо прошли испытание и колобку вручим орган вкуса - язык.

Итак, ребята, мы убедились, как важны и что действительно являются помощниками наши органы чувств .

Колобок очень доволен, он мне шепчет, что хочет в благодарность поиграть с вами.

        8.  Игра“какой орган узнает об этом?”

Яркий – глаза – красный

Ароматный – нос – запах

Сладкий – рот – кислый

Стучит – уши – музыка

Больно – кожа – горячо

Молодцы, ребята, вы хорошо закрепили какой орган за что отвечает.

Наше путешествие закончено.



Предварительный просмотр:

111  Приложение № 11

Развлечение  по валеологии «Сказка о зубной щетке и зубной пасте»

Воспитатель: Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно. (Раскрыть ладонь с солнышком) Это солнце заглянуло

Буд-то руку протянуло

Тонкий лучик золотой

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте подарим частичку хорошего настроения друг другу. Поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую добрую улыбку и подарите радость друг другу

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а ответив на них  вы узнаете о чём мы сегодня будем беседовать

Загадки: 1 Хвостик из кости, а на спинке щетинка (зубная щётка)

   2 Я не сахар, не мука,

 Но похож  на них слегка

По утрам всегда я

На зубы попадаю (зубной порошок)

Воспитатель:

- Ребята, я вам расскажу сказку про зубную щётку и зубную пасту, которые жили у девочки Саши. Она не любила по утрам чистить зубы, обижала свою зубную щётку и зубную пасту. У зубной щётки она выдернула половину волосков, а у зубной пасты отвинтила колпачок. И вот, когда наступила ночь, Саша улеглась спать, в ванной комнате произошло что- то необычное: зубная щётка горько плакала: «Я не могу больше терпеть, как эта девочка обращается со мной». «Давай убежим», - предложила зубная паста.

И вот они у нас в группе, в детском саду.

-Ой, а что это за плач? (появляется кукла Саша с перевязанной щекой)

Воспитатель: Как вы думаете ребята что случилось с Сашей?

Ответы детей

Саша:

А я не умею чистить зубы и у меня нет зубной щётки и зубной пасты. В стакане, где они стояли раньше, лежит записка: «Ушли искать защиты у ребят из детского сада»

Воспитатель: Ну что, ребята, научим Сашу правильно ухаживать за зубами?

Ответы детей

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться вместе с Сашей на экскурсию в стоматологический кабинет (просмотр презентации)

Воспитатель: Как называется кабинет?......

Врач?........

Врачом у нас сегодня будет…….(одевает халат). А у врача есть помощница, медсестра, она будет показывать карточки, чтобы Саша могла лучше запомнить

Врач подходит к столу берет макет зубов, зубную щетку и показывает действия правильной чистки зубов на макете.

Воспитатель: Чистить зубы надо сверху - вниз, от корней зубов к их кончикам. Каждый зуб должен быть прочищен не менее 10 раз с одной стороны и столько же раз с другой стороны.

Когда мы едим, мелкие частички пищи скапливаются между зубов. Если их вовремя не убрать, то на зубах образуется большое количество микробов, которые со временем могут разрушить весь зуб. Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером. Перед тем, как чистить зубы, надо вымыть руки, вымыть с мылом щетку, поместить пасту на всю длину щетки. Когда зубы почистили, хорошо прополощите рот водой и промойте щетку с мылом, а затем поставьте щетку в стаканчик или подставку

Воспитатель: Ребята, чтобы зубы были здоровыми и красивыми за ними нужно не только ухаживать, но и знать что вредно и что полезно для зубов

Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши, и скажите "Да-да-да", за неправильный совет говорите "нет-нет-нет" и потопайте ногами.

1. Постоянно нужно есть  фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу, если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши

2. Не грызите лист капустный, он совсем совсем не вкусный лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад, это правильный совет? (нет-нет-нет)

3. Навсегда запомните, милые друзья, не почистив зубы, спать идти нельзя. Зубы чистите всегда и ответ ваш? (да-да-да)

4. Зубы вы почистили и идете спать, захватите булочку сладкую в кровать? это правильный совет (нет-нет-нет)

5. Чтобы зубы укреплять, полезно гвозди пожевать. Это правильный совет? (нет-нет-нет)

6. Запомните совет полезный, нельзя грызть предмет железный, Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши

7. Вы ребята не устали, пока советы вам давали? Был ваш правильный ответ, что полезно, а что нет.

Ребята, смотрите, у нас в группе появился какой- -то сундучок. Давайте посмотрим, что там.

Ответы детей

Воспитатель: Здесь кто- -то приготовил для всех подарки – зубные щётки (раздаёт щетки) Ой! Одной щётки не хватает. И как быть?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, ребята, своими зубными щётками делиться нельзя, потому что это предмет индивидуального пользования. А какие предметы индивидуального пользования вы знаете? Давайте проверим. На столе лежат предметы. Возьмите в руки, предметы индивидуального пользования, а предметы общего пользования оставьте на столе.

Обсуждение

-  Какие предметы вы держите в руках? А что можно сказать о тех предметах, которые остались на столе? (ответы детей)

Воспитатель – Правильно, этими предметами можно делиться и предлагать друг другу, а предметами индивидуального пользования может пользоваться только тот, кому они принадлежат.

- Ну, что, Саша, ты теперь  знаешь  как нужно ухаживать за зубами?

Саша:

- Да, знаю.

Воспитатель:

Мы с ребятами принимаем тебя в общество здоровых зубов и возвращаем тебе твоих беглецов. А ещё мы дарим тебе карточки, чтобы ты не забывала, как нужно правильно чистить зубы. До свиданья, Саша!

Воспитатель: Сейчас Илюша расскажет стихотворение «Чтобы зубы не болели»

Воспитатель: Да, здоровые зубы влияют на красивую улыбку. А что делает улыбку красивой?  Хорошо, когда у всех здоровые и красивые зубы. Послушаем произведение В. Шаинского «Улыбка» и улыбнёмся друг другу.



Предварительный просмотр:

Приложение №

Тема:  «Рабочие инструменты» человека.

I. Беседа по теме.

— Отгадайте загадку: «Что мягче всего на свете?» (Руки.)

— Сегодня мы будем говорить о больших помощниках, «рабочих инструментах» каждого человека.

-  Вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится о пользе ног и рук.

«Без него, как без рук».

«У меня руки связаны».

«Золотые руки».

«Глаза страшатся, руки делают».

-   Почему руки, ноги можно назвать «рабочими инструментами» человека?

-   Что мы делаем с помощью рук, ног?

— Руки наши — труженицы. С рождения им нет покоя. Человек своими руками может сделать столько прекрасных дел!

— И чтобы они не уставали, были быстрыми, ловкими в движении, крепкими, сильными, помогите им.

 

- Как можно тренировать ноги и руки? (Делать зарядку, бросать мяч, кататься на лыжах, велосипеде, бегать босиком и т.д.).

II. Оздоровительная минутка.

Упражнение 1

Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного — улучшает работу желудка, среднего — кишечника и позвоночника, безымянного - печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами (массаж).

Упражнение 2 - Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

III. Игра-соревнование «Кто больше?»

— Где можно и где нельзя бегать босиком? (Дети приводят примеры.)

IV. Как беречь ноги:

•     Содержать их в чистоте.

•     Носить удобную обувь.

•     При плоскостопии  выполнять специальные упражнения (катать валик, ходить босиком, делать массаж стопы и др.).

V. Это полезно знать!

- Чтобы определить, страдает ли человек плоскостопием, достаточно рассмотреть след, оставляемый его ногой. Если след от пятки и плюсны (пальцев) соединяется тонкой перемычкой, плоскостопия нет. Если же отпечатывается вся ступня, можно предположить плоскостопие. (Можно провести практическое занятие.)

VI. Задание на дом:

— Пусть каждый из вас сделает подушечку с камушками для массажа стоп и принесет в д\сад.

VII. Уход за ногтями:

•        Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов. Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах— раз в 2—3 недели (растут медленнее). Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой возле ногтя заусеницы следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать одеколоном. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление. (Выполнение практического упражнения.)

VIII. Итог. О каких «рабочих инструментах» человека вы узнали сегодня?



Предварительный просмотр:

Приложение № 22

Тема:  Формы закаливания  организма

  1. Игра. «Ручеек здоровья». . Какие правила сохранения здоровья вы знаете и соблюдаете?

Игра заключается в том, чтобы дети по очереди рассказывали о том, что они делают для своего здоровья.

  1. Беседа. О закаливании

При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, далее к таким, как возбудители инфекционных заболеваний. Это достигается закаливающими процедурами. Закаливанием называют получение организмом стойкости для сопротивления болезням.

Итак  тема нашего занятия сегодня: «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

  1.  Формы закаливания организма

Совместное построение схемы «Формы закаливания».

ЛАСКОВОЕ СОЛНЦЕ        

Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай загорание в кружевной тени деревьев 3 - 4 минуты, с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2 - 3 минуты пребывания на солнце. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени.  

СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

Воздух - свежий, чистый - полезен всем ребятам. Можно принимать воздушные ванны на солнце и в тени.  старайтесь во время воздушных ванн побольше двигаться.  

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

Главные оздоровительные свойства воды: помогает коже выделять вредные продукты обмена веществ в организме (при обтирании) и очищает от болезнетворных микробов (при купании, принятии ванн). Закаливание водой можно начинать с обтирания или обливания.  

Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой.  

БОСОХОЖДЕНИЕ

Хождение босиком - отличное закаливание. Почему? На наших стопах собрано много нервных окончаний, влияющих на работу внутренних органов. Значит, занимаясь босохождением, мы помогаем нашему организму лучше работать. Где ходить босиком? В летнее время сначала по теплой прогретой солнышком дорожке, по речному мелководью,   по опавшей хвое. Чтобы не было плоскостопия, полезно ходить по песку, по камушкам.  

 . Ребята, вы уже много узнали о том, как правильно закаляться, о видах закаливания. И сейчас я проверю, кто слушал внимательно.  

  1. Игра “Клуб закаливания”

Текст табличек «Закаливание»:

Умывание холодной водой лица, рук, груди

 Полоскание горла

 Хождение по камушкам

 Загорание на солнце

Каждая команда выбирает (как билет) перевернутые таблички - рисунки “Закаливание”. Затем    рассказывает о правилах проведения процедуры закаливания.

  1. Гимнастика маленьких волшебников
  2. Итог.
  3. Релаксация

 

 



Предварительный просмотр:

                                                                                   Приложение №

Тема: Скелет – наша опора

Беседа по теме.

-   Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (Нет.)

-   Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть.

Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет — это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. (Показ рисунка скелета.)

-  Посмотрите на рисунок. Череп похож на шлем. Что он защищает? (Мозг.)

—  Что защищает грудная клетка? (Сердце, легкие.)

-   Назовите части скелета, покажите, где они находятся. (Череп, скелет верхних конечностей, грудная клетка, скелет нижних конечностей, позвоночник).

-   О худых людях иногда говорят: «У него только кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле? Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы.Мышцы — главные силачи. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться. Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

Упражнение 1

Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется. Мышц очень много, они разные.

—  Какое значение имеют мышцы?

-   Как они помогают человеку? (Мышцы позволяют прыгать, поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, петь и т.д.)

-   Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения
человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.

—  Что поможет это сделать? (Физкультура и спорт.)

Упражнение 2

Попробуйте определить силу ваших мускулов. Обхватите одной рукой, например левой, предплечье правой руки и начните разжимать и сжимать правый кулак. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете?

- Мы напрягаемся, производим работу. На руке появилось твердое образование, оно твердеет. Расслабились, мышца снова становится мягкой. Что напоминает двигающийся мускул?

II. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей» 

III. Это интересно!

Мышцы напоминают маленьких мышат, бегающих под кожей. Вот почему слово «мышца» очень похожа на слово «мышь». Оно происходит от слова «мышь», а мускул — от латинского слова «мус-кулус», т.е. мышонок.

-   Что кроме упражнений может укрепить кости и мышцы?
 - (Здоровая Пища.

-   Какие продукты употреблять? (Те, в которых в большом
количестве соли кальция, — творог, молоко; также полезны овощи, фрукты.)

IV. Если случилось несчастье.

— Что нужно делать, если повреждена мышца или кость? (Важен покой, не двигаться, ждать, пока на помощь кто-то придет. Если сломана кость, на нее накладывают гипс. Необходим полный покой, иначе кость может неправильно срастись, ее будут ломать уже специально).

V. Итог. Что помогает укреплять мышцы и кости?