Влияние взаимоотношения поколений на развитие общества
статья

Киосе Дарья Михайловна

В современном мире особое внимание уделяется детству. В городах и сельской местности распространены центры умственного и физического развития детей, школы искусств, развивающие любовь к музыке и художественному искусству. Данная тенденция появилась неспроста. Взросление – важный этап формирования личности. В данный период формируются основные черты характера, происходит процесс социализации, усвоение общечеловеческих норм и ценностей. Естественно, вопросам детства посвящали целые теории, исследовались особенности детского развития.

В основном курсе педагогики и психологии профессиональной деятельности у студентов есть возможность в рамках учебного курса ознакомиться с теориями Маргарет Мид и Лойда Демоза (де Моза). Особенный интерес представляет способность рассмотреть данную тему со стороны мужчины и женщины, проанализировать их мнения относительно проблем детства, выявить сходства и различия.

Маргарет Мид является автором теории детской культуры, в которой выделяет три типа: постфигуративный, кофигуративный, префигуративный. Классификация сложилась на основе преимущественного взаимодействия подрастающей генерации с определённым поколением. То есть при постфигуративном типе культуры дети перенимает опыт у старших, при кофигуративном – у ровесников, при префигуративном не только молодые люди перенимают жизненный опыт старших, но и взрослые познают разного рода инновации благодаря молодёжи. Исходя из этого, мы можем наблюдать разные темпы развития общества и ориентир на время: если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная - на настоящее, то префигуративная - на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших.

Лойд Демоз в своей теории эволюции детства повествует об изменении отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания с особенностями развития цивилизации в каждый период. Автором выделено шесть различных доминирующих моделей, начиная со стиля детоубийства, существовавшего вплоть до четвёртого века, и заканчивая современным помогающим стилем. Нам удаётся проследить ослабевание проекций и возвратных реакций, покалечивших судьбы миллионов людей, признание в детях личности, постепенному установлению поддерживающих отношений, лишённых абьюзивного воздействия.

Оба автора наблюдают взаимосвязь между событиями детства и развитием общества. О каком прогрессе может идти речь, когда с детства пресекаются желания в исследовании окружающего мира, а психическое состояние с ранних лет травмировано? Также в теориях прослеживается постепенное улучшение отношений между родителями и детьми, признание молодого поколения, их потребностей и желаний.

Работа Маргарет Мид определённо вызвала особый интерес при изучении, поскольку на сегодняшний день мы имеем возможность ознакомиться со всеми типами развития культур, проанализировать их, опираясь не только на рассуждения автора, но и на свои впечатления, выявить схожие и отличные черты.

Бесспорно, теоретическое знание данных положений можно применить в воспитательной деятельности. Например, теория Демоза наглядно показывает, что происходит с личностью при неправильных методах воспитания, а труд Мид – взаимосвязь между генерациями  и темпами развития общества. То есть, следуя работам Лойда, при установлении дружеских и толерантных отношений, удаётся сформировать волевых успешных людей, способных преодолеть возникающие трудности, а Мид объясняет, что необходимо организовывать досуг таким образом, чтобы с ранних лет у детей развивался потенциал в различных сферах деятельности, был интерес к изучению нового, что в дальнейшем мы сможем наблюдать качественных изменениях социального прогресса.

Отечественный писатель-романтист и гениальный мыслитель, Лев Николаевич Толстой, в своих произведениях подтверждает важность детских лет, предоставляет возможность осознать, что старшему поколению также необходимо сохранять духовные ценности и лучшие черты характера: "Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни ".

Безусловно, проблема детства будет рассматриваться и в дальнейшем, поскольку будущее зависит от того, что мы передаём потомкам.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние взаимоотношения поколений на развитие общества

В современном мире особое внимание уделяется детству. В городах и сельской местности распространены центры умственного и физического развития детей, школы искусств, развивающие любовь к музыке и художественному искусству. Данная тенденция появилась неспроста. Взросление – важный этап формирования личности. В данный период формируются основные черты характера, происходит процесс социализации, усвоение общечеловеческих норм и ценностей. Естественно, вопросам детства посвящали целые теории, исследовались особенности детского развития.

В основном курсе педагогики и психологии профессиональной деятельности у студентов есть возможность в рамках учебного курса ознакомиться с теориями Маргарет Мид и Лойда Демоза (де Моза). Особенный интерес представляет способность рассмотреть данную тему со стороны мужчины и женщины, проанализировать их мнения относительно проблем детства, выявить сходства и различия.

Маргарет Мид является автором теории детской культуры, в которой выделяет три типа: постфигуративный, кофигуративный, префигуративный. Классификация сложилась на основе преимущественного взаимодействия подрастающей генерации с определённым поколением. То есть при постфигуративном типе культуры дети перенимает опыт у старших, при кофигуративном – у ровесников, при префигуративном не только молодые люди перенимают жизненный опыт старших, но и взрослые познают разного рода инновации благодаря молодёжи. Исходя из этого, мы можем наблюдать разные темпы развития общества и ориентир на время: если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная - на настоящее, то префигуративная - на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших.

Лойд Демоз в своей теории эволюции детства повествует об изменении отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания с особенностями развития цивилизации в каждый период. Автором выделено шесть различных доминирующих моделей, начиная со стиля детоубийства, существовавшего вплоть до четвёртого века, и заканчивая современным помогающим стилем. Нам удаётся проследить ослабевание проекций и возвратных реакций, покалечивших судьбы миллионов людей, признание в детях личности, постепенному установлению поддерживающих отношений, лишённых абьюзивного воздействия.

Оба автора наблюдают взаимосвязь между событиями детства и развитием общества. О каком прогрессе может идти речь, когда с детства пресекаются желания в исследовании окружающего мира, а психическое состояние с ранних лет травмировано? Также в теориях прослеживается постепенное улучшение отношений между родителями и детьми, признание молодого поколения, их потребностей и желаний.

Работа Маргарет Мид определённо вызвала особый интерес при изучении, поскольку на сегодняшний день мы имеем возможность ознакомиться со всеми типами развития культур, проанализировать их, опираясь не только на рассуждения автора, но и на свои впечатления, выявить схожие и отличные черты.

Бесспорно, теоретическое знание данных положений можно применить в воспитательной деятельности. Например, теория Демоза наглядно показывает, что происходит с личностью при неправильных методах воспитания, а труд Мид – взаимосвязь между генерациями  и темпами развития общества. То есть, следуя работам Лойда, при установлении дружеских и толерантных отношений, удаётся сформировать волевых успешных людей, способных преодолеть возникающие трудности, а Мид объясняет, что необходимо организовывать досуг таким образом, чтобы с ранних лет у детей развивался потенциал в различных сферах деятельности, был интерес к изучению нового, что в дальнейшем мы сможем наблюдать качественных изменениях социального прогресса.

Отечественный писатель-романтист и гениальный мыслитель, Лев Николаевич Толстой, в своих произведениях подтверждает важность детских лет, предоставляет возможность осознать, что старшему поколению также необходимо сохранять духовные ценности и лучшие черты характера: "Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни".

Безусловно, проблема детства будет рассматриваться и в дальнейшем, поскольку будущее зависит от того, что мы передаём потомкам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние старшего поколения на воспитание детей»

«Бабушка и детство» - слова, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает всё доброе, незабываемое на долгие годы – уют в дом и вечную сказку, весёлую потеку и колыбельную песню...

Влияние старшего поколения на развитие детей

«Влияние старшего поколения на воспитание детей» — консультация для родителейСемья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Старшие члены семьи оказывают о...

Консультация для родителей: «Влияние старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка»

Цель данной консультации для родителей:  привитие эффективного воздействия старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка, наличие положительных взаимоотношений между стар...

«ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

В статье рассматривается аспекты современных отношений в семье между ребенком и родителями, как семья влияет на становление личности ребенка, какие типы детско-родительских взаимоотношений бывают....

Влияние дошкольной образовательной организации на развитие осознанного родительства в семьях воспитанников на современном этапе развития общества.

Для нас интересна семья, как социальная система, воздействующая на ребенка, как главный и основной компонент среды, в которой живет и формируется человек, и под воздействием которого могут форми...

Консультация для родителей на тему: «Влияние семьи и семейных взаимоотношений на нравственное развитие ребенка»

Перед каждой семьей стоит почетная и благородная задача – воспитание молодого поколения, способного защитить общество....