Доклад на тему_ _ Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников как средство познавательных способностей детей_ 2021 г.
материал

Чернецкая Дарья Владимировна

 Доклад на тему_ _ Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников как средство познавательных способностей детей_ 2021 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малиновская СОШ филиал МКОУ "Глубоковская СОШ Завьяловского района" структурное подразделение детский сад

   

СЕМИНАР

на тему :


     « Экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников

как   средство развития познавательных      
способностей детей»

                                                                  Подготовила : Чернецкая Д.В.

2021г.

1.Вводная часть.

Слайд № 1.Сегодня на семинаре я хочу поделиться своим опытом работы на тему: «Экспериметально - исследовательская деятельность как   средство развития познавательных     способностей детей»

Экспериментирование требует от воспитателя умение грамотно планировать эту деятельность. Отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблемой, разработать перспективный план изучения материала, составить серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход позволит постепенно знакомить детей с каким-то явлением, рассмотреть его с разных сторон.

Когда детям даётся возможность экспериментировать, дети могут выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе исследовательской деятельности развивается память у ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.

СЛАЙД № 2.3

И так, экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального развития дошкольника.

СЛАЙД № 4 (цели и задачи)

Цель: развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
  • Формировать навыки проведения элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Для осуществления экспериментальной деятельности с детьми, необходимо создание методической системы работы по детскому экспериментированию.

  • Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей дошкольников.
  • Создание условий для детского экспериментирования.
  • Разработка конспектов игр и занятий по экспериментированию.
  • Организация с детьми совместных экспериментов в повседневной жизни.
  • Предварительная работа, побуждающая детей к экспериментальной деятельности (проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий).
  • Сбор информации об исследуемом объекте.

Построение предметно-развивающей среды для детской экспериментальной деятельности.

  • Оформление уголка экспериментирования.
  • Подбор оборудования и материалов.
  • Разработка картотеки игр и занятий экспериментов.
  • Составление перспективного плана по экспериментальной деятельности.

2.Основная часть

СЛАЙД № 5 (уголок экспериментирования)

В группе  создана мини-лаборатория « Познай-ка», в которой находится необходимое оборудование.

 Материал и оборудование распределены  по разделам (секторам) и расположены в доступном для детей месте.

  • Слайд № 6.7.8Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)
  • Слайд № 9 Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)
  • Слайд № 10 Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.
  • Сектор-материалы и оборудования. (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.

 Мелкий и сыпучий материал находится в контейнерах. Детская лаборатория постоянно обновляется и пополняется.

СЛАЙД № 11  (Техника безопасности)

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на воспитателе.

Перенос  традиционных занятий в центры воды и песка даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое.
  • Развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
  • Интенсивно развиваются все познавательные функции (память, мышление, восприятие, внимание), а также речь и моторика.
  • Развивается предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

СЛАЙД № 12 ( герои центра)

В процессе экспериментирования у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. А  помогать  в работе нам помогают любознательные персонажи из сказок и мультфильмов.

СЛАЙД № 13 ( виды экспериментирования)

Эксперименты можно разделить на 2 группы :

 Демонстративные: Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами

Плюсы 

  • Является менее трудоемким
  • Прост в методическом отношении
  • Исключены ошибки при проведении опытов
  • Проще следить за соблюдением дисциплины
  • Уменьшен риск нарушений правил безопасности

             и возникновения непредвиденных ситуаций

  • Проще решаются вопросы гигиены

Минусы 

  • Объект находится далеко от детей
  • Объект виден под каким-то одним углом зрения
  • Сведена до минимума личная инициатива детей
  • Низкий эмоциональный уровень восприятия
  • Затруднена индивидуализация обучения
  • Пассивность детей
  • Восприятие осуществляется в основном с помощью

 одного ( зрительного ) анализатора

Фронтальные

 Когда в аудитории имеется много объектов,

и они находятся в руках у детей.

Плюсы» фронтальных наблюдений:

  • Хорошо видны мелкие детали
  • Возможность рассматривания со всех сторон
  • Высокое эмоциональное состояние
  • Включение всех анализаторов
  • Процесс обучения индивидуализирован

Минусы» фронтальных наблюдений:

  • Трудно найти много объектов
  • Сложнее написать конспект
  • Труднее установить контакт с детьми
  • Несинхронность в работе детей
  • Труднее следить за ходом процесса познания,

 за качеством усвоения знаний каждым ребенком

  • Повышается риск правил безопасности и

 возникновения различных непредвиденных

 или нежелательных ситуаций

СЛАЙД № 14 ( карточки)

В работе использую схемы, модели, алгоритмы по которым дети  определяют свойства тех или иных предметов, явлений.  Имеется картотека схем – опытов, карточки – схемы для индивидуальной и групповой работы. Вся экспериментально – исследовательская работа строится  на  основе календарно – тематического планирования по темам недели.

СЛАЙД № 15

Успешность педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка»

  • Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
  • Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
  • Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
  • Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познай-ка», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.

Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.

Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности.

В ходе исследования были проведены опыты, в результате которых закрепили знания о прозрачности, текучести, разных состояниях воды, а затем мы провели новый опыт с бумажным цветком лотоса.

2 февраля была проведена опытно – экспериментальная деятельность во II младшей группе «Почему снег тает». Для поиска нужной информации ребятам были предложены специальные приборы для исследования, такие как, лупа, мерные стаканчики и ложки. По итогам занятия воспитанники сделали выводы о цвете, запахе и температуре снега.

В период с 18 февраля по 18 марта в старшей группе была проведена экспериментальная деятельность «Лук-Лучок», целью которого бала вызвать у детей интерес к выращиванию репчатого лука в комнатных условиях. По результатам проектной  работы воспитанники совместно с воспитателем изготовили Леп-бук и презентовали продукт своей творческой деятельности на родительском собрании;  

В ходе проекта "Волшебница вода", целью одного из экспериментов ( «Как пьют цветы») было формирование представлений детей о важности воды для растений, а так же демонстрация на опыте движение воды по цветку. В окрашенную разными цветами воду поместили цветы белого цвета. Уже через 1 час мы заметили изменения. Цветок который стоял в воде более насыщенного зеленого цвета начал зеленеть.

4 июня в рамках дня геологов, мы не только рассматривали различные виды почв, но и проводили эксперимент «Вулкан».

Ребята сделали выводы, что «извержение вулкана» произошло благодаря взаимодействию некоторых веществ, это уксусная кислота и сода.

В ходе образовательной деятельности во II младшей и старшей группах также проводились такие эксперименты и  опытнические игры,  как «Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Что тяжелее?», «Окрашивание воды» и т.д.

3.Заключительная часть. В итоге хотелось бы сказать : Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Становится очевидным, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментальной деятельности в практику работы детского сада.

Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

В итоге своего семинара хотелось бы раздать буклеты о детском экспериментировании и развитии познавательной активности.

Какое бы будущее не пророчили образованию и воспитанию, но оно не мыслимо без роли воспитателя.. Поэтому меняется время, меняются взгляды на роль воспитателя в системе воспитания. Чтобы остаться востребованным и идти в ногу со временем воспитателю необходимо постоянно вести работу по совершенствованию своего педагогического мастерства, творчества. Спасибо за внимание.

Слайд№16  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....

Доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников".

Доклад по самообразованию на тему "Развитие игровой деятельности дошкольников"....

Презентация " Создание мини-музея как средство познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены методические пособия и дидактические игры (авторские) через реализацию педагогического проекта....

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников"

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников"...

Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"

В данном докладе подробно раскрываю  понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание...

«Камешки «Марблс» - как средство познавательны способностей детей дошкольного возраста»

Игры с камушками оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает люб...

Доклад на Тему: «Особенности экспериментальной деятельности дошкольников в разных возрастных группах.»

Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становитс...