Экспериментально - исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
методическая разработка по окружающему миру

Вяткина Светлана Петровна

Доклад на тему: "Экспериментально -исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 49»

Доклад на тему:

Экспериментально -исследовательская деятельность

с использованием цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии»

воспитатель Вяткина С.П.

Работа по экспериментально - исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации была начата мною в 2014 году в подготовительной группе. Достаточно большой опыт накоплен в этом направлении, с одной стороны, экспериментирование – это не новое направление в деятельности дошкольных учреждений, но и оно требует изменений, новшеств, использования современных технологий. Если, тогда пять лет назад, можно было объяснить ребёнку, опираясь на схемы, таблицы, плакаты, то нынешние дошкольники - это более информированные, мобильные, достаточно коммуникабельные личности, готовые к новым жизненным экспериментам, поэтому и сама экспериментальная деятельность должна соответствовать им.

Одним из современных оборудований, способствующих организации детского экспериментирования является специальная детская цифровая лаборатория, которая состоит из 6 модулей: температура, свет, звук, электричество, магнитное поле, сила. Эта программа направлена на развитие элементарных физических и химических представлений путём самостоятельной лабораторной поисково-познавательной деятельности с использованием цифрового оборудования.

 В чём суть и особенность этого продукта? Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают её как интересного игрового партнёра, со всеми плюсами и минусами виртуального общения. Особенностью данного продукта является то, что, используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, игра становиться живой по настоящему, когда ребёнок исследует реальный мир, а не виртуальный мир. При этом Наураша, мультипликационный герой, общается с ребёнком, рассказывая о различных явлениях, советует, как лучше провести опыт и живо реагирует на маленького экспериментатора, делая остроумные замечания и комментарии.

В своей группе по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лабораторией мною организован кружок «Наураша». Освоение программного материала кружка «Наураша» рассчитана на один учебный год. Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут. В кружковую группу входит шесть человек. Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию я использовала диагностику исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).

Задачи педагогической диагностики:

1.Выявить наличие интереса детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

2.Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

3.Выявить экспериментальным путём уровня растворимости различных веществ в воде.

При организации деятельности экспериментирования с использованием цифровой лабораторией решаются  следующие задачи:

-формирование целостной картины мира и расширение кругозора;

-развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

-развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;

-формирование первичных ценностей представлений о себе, о здоровье, здоровом образе жизни;

-освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

 В процессе работы в лаборатории ребёнок полноценный участник (субъект), партнёр взрослого, здесь он юный исследователь, учёный, а не просто старший дошкольник.

 В игровой форме вместе с персонажем Наурашей дети учатся измерять и сравнивать температуру, силу, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, электричества.

Для фиксации результатов экспериментов используется журнал исследования.

Для поддержания интереса к опытам используются разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности:

-познавательная беседа;

-эксперимент;

-игра

Каждое занятие состоит из пяти этапов:

-постановка проблемы;

-актуализация занятий;

-выдвижение гипотез- предложений;

-проверка решения;

-введение в систему знаний.

Основная форма проведения занятий- научные опыты.

Организация деятельности экспериментирования предполагает взаимодействие детей в парах или подгруппах, тем самым дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать своё, учатся самостоятельно принимать решение, проявлять творчество, инициативу.

Работа ведётся по перспективному плану, каждая тема расписывается на количество часов.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применение знаний на практике.

Используя экспериментирование при решении проблемы познавательно- исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ

Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для новых открытий в опытно-экспериментальной деятельности совместно с дошкольниками и педагогами.

Современные дошкольники очень рано приобщаются к современным мультимедиа устройствам и гаджетам, и совершенно естественно воспринимают их как интересного игрового партнера, со всеми плюсами ...

Конспект итогового занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Мы-ученые» с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»

      Цель: совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша».Задачи:О...