Конспект итогового занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Мы-ученые» с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Щукина Евгения Васильевна

        Цель: совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша».

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить и обобщить полученные знания о температуре, свете и магнитном поле.

2.Учить задавать вопросы, выслушивать ответы детей.

Развивающие:

 1. Развивать произвольное внимание, диалогическую речь и мыслительную активность, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос, активизировать словарь детей; 

2. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;

3. Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  2. Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности,
  3. Воспитывать усидчивость; интерес и умение работать в группах, коллективе.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

      «Центр развития ребенка-детский сад №14»  г.о. Саранск

Конспект итогового занятия

по экспериментально-исследовательской деятельности

«Мы-ученые»

с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»

                                                                           

                                                                       

                                                                         

                                                                         Подготовила: Щукина Е.В..

        Цель: совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша».

Задачи:

Образовательные: 

1.Закрепить и обобщить полученные знания о температуре, свете и магнитном поле.

2.Учить задавать вопросы, выслушивать ответы детей.

Развивающие: 

 1. Развивать произвольное внимание, диалогическую речь и мыслительную активность, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос, активизировать словарь детей;  

2. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;

3. Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:  

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  2. Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности,
  3. Воспитывать усидчивость; интерес и умение работать в группах, коллективе.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:  ноутбук, интерактивная доска, лотки с набором для экспериментов лаборатории «Наураша» «Температура», «Свет», «Магнитное поле», емкости.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности:

  • наглядный,
  • экспериментирование,
  • наблюдения,
  • метод демонстрации алгоритма.

 Словарная работа: корреспондент, исследователи, ученые, опыты, интервью.

Активизация словаря: магнитное поле, «кольцевой и плоский магнит», «магнитные и немагнитные материалы», «магнитные полюсы», «освещенность», «температура», «комфортная температура».

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

1. Проделывание опытов с магнитом, светом, температурой.

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

Ход занятия.

Формирование положительной мотивации.

Здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли,
До чего же хороши!

Здравствуй небо! (поднять руки).

Здравствуй Земля (приседают).

Здравствуйте мои друзья (руки вперед).

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук).

Будем дружно мы играть.

В путешествие хотим опять! (идут по кругу)

Педагог: Ребята, посмотрите здесь какое – то письмо…. В детский сад для подготовительной группы от Наураши…. Прочтем?

Ответы детей.

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нравится с вами проводить разные опыты и сегодня я принял решение пригласить вас к себе в страну Наурандию, в мою лабораторию.

Педагог: Ребята нас пригласили в «волшебную лабораторию» Наураши. Но прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно выбрать ученых, исследователей и корреспондента. (выбираем и одеваем бэйджики) 

- Дети, а кто такой корреспондент? (Ответы детей: человек, специально отправленный за информацией)

- Я буду у вас корреспондентом.  Будет задавать вам вопросы, а вы должны ответить на них.

Корреспондент:

- Скажите, а кто такой Наураша?

Ответы детей: (Наураша – это мальчик, маленький исследователь, ученый, помощник воспитателей и друг детей)

- А кто такой исследователь?

Ответы детей: (Человек, который что-то исследует, изучает).

- А кто же такие ученые?

Ответы детей: (Это очень умные люди, которые проводят разные опыты, эксперименты, работают в лабораториях).

- А где живет Наураша?

Ответы детей: (Наураша живет в стране Наурандии, в цифровой лаборатории)

- А что такое цифровая лаборатория?

Ответы детей: (Лаборатория на компьютере)

- А знаете ли вы друзей Наураши?

Ответы детей: (Фиксики, Кибер – крыс, Робот – силач, Знайка, Самоделкин, Винтик, Шпунтик.)

Педагог: Корреспондент задавал много интересных вопросов, а вы правильно отвечали.

Уважаемые ребята! Нам предстоит трудная задача: выполнить опыты исследователям, а ученым рассказать полным ответом, что же провели исследователи и почему так получилось. Вы готовы?

Ребята, займите места за столами так, чтобы за каждым столом сидели по 4 человека, 2 исследователя и 2 ученых. Прежде чем мы начнем работать, нам необходимо сделать гимнастику для глаз.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

- Итак, начнем со стола со схемой розового цвета. Рассмотрите свою схему и расскажите исследователи, что на ней изображено.

Ответы детей: (На ней изображены два стакана с водой, в одном стакане пресная вода, а в другом соленая вода), надо в стаканчики с водой бросить яйцо.

        Педагог: Рассмотрите схему с желтым цветом.

Ответы детей: (На ней нарисовано 2 квадрата и фонарик), надо фонариком посветить на одну картонку и на другую.

Педагог: Рассмотрите схему с голубым цветом.

Ответы детей: (На ней нарисован магнит. Необходимо найти предметы, которые магнитятся и которые не примагничиваются.)

Педагог: Приступаем к опытам. Один исследователь выполняет свой опыт, а ученые помогают ему. А другой исследователь будет выполнять задание, которое предложит Наураша.

Эксперимент со свечой и лампочкой.

Ученый: (Над свечой температура была выше, чем над лампочкой, потому что лампочка маленькая и температура не высокая, а свеча – это огонь и было горячо).

Педагог: давайте накроем лампочку и свечу банкой. Как, вы думаете, что произойдет? (Свеча погаснет без доступа воздуха)

- Какой вывод вы можете сделать? (для поддержания огня нужен воздух)

Педагог: А сейчас ученый расскажет нам, что же происходило за столом с розовым флажком.

Ученый: Мы бросили яйцо в стаканчики с пресной водой и соленой водой. В стаканчике с пресной водой яйцо утонуло, а в стаканчике с соленой водой яйцо всплыло.

Педагог: Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит). Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердили это с вами  экспериментом. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает.

- Предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, /хлопают в ладоши/

Кто живет у нас в квартире? /поднимают плечи/

Раз, два, три, четыре, пять /прыгаю на месте/

Всех могу пересчитать. /считают пальчики/

Папа, мама, брат, сестра,

Бабушка и дедушка, /показывают ладошкой/

Кошка Мурка, два котенка, /наклон вправо, влево/

Мой сверчок, щенок и я. /повороты вправо и влево/ 

Вот и вся моя семья. /хлопают в ладоши/.

 

- Продолжаем работать в «волшебной» лаборатории.

Ученый рассказывает, что делали за столом с желтым цветом.

Ответы детей: Мы включили фонарик и посветили на картонку белого цвета и ничего не увидели с другой стороны, а потом на картонку черного цвета и увидели, как фонарик отражается с другой стороны.

Педагог: Есть вопросы к нашим исследователям и ученым?

Педагог: Ученый и исследователь подойдите к Наураше, он предлагает вам выполнить задание.

Создать темноту, яркий свет и комфортный свет.

Дети рассказывают об игровых измерениях.

Ответы детей: (Поместили датчик в темное место, там было темно, потом направили на люстру – очень яркий свет, и создали комфортный свет).

Педагог: а что же происходило за столом с голубым цветом?

Ответы детей: (У нас надо было разобрать предметы с магнитным полем и не магнитные). Мы разложили предметы, которые магнитятся и которые не магнитятся.

Педагог: для вас Наураша тоже приготовил задание.

Расстояние до магнита, сравнение двух магнитов, сложение магнитов.

Ответы детей: (Не две гирьки поднялись, потому что от датчика до магнита было расстояние; измеряли кольцевой магнит и плоскостной – при измерении кольцевого магнита большая гирька то поднималась, то опускалась, при сравнении с плоскостным магнитом – две гирьки поднялись и крепко держались, потому что датчик соприкасается с магнитом. При сложении магнитов гирьки также  поднимались вверх и крепко держались.)

Педагог: Ребята, наше путешествие в «волшебную лабораторию» закончилось. Сейчас корреспондент задаст несколько вопросов нашим гостям и нам.

Корреспондент:

- Вам понравилось в лаборатории Наураши?

- А как вы считаете, ученые и исследователи справились со своим заданием?

- «Имя» тебе понравилось путешествие в лабораторию? А что тебе понравилось больше всего?

- «Имя»  как ты считаешь, справилась ли ты с заданием?

- «Имя»  что тебе сегодня было легко, а что сложно выполнять?

Педагог: Ребята, вы все отлично справились с заданиями, и Наураша остался вами довольный, и за это хочет вас поблагодарить. Вот такие подарки он дарит вам на память о путешествии в «волшебную лабораторию».

На этом наше путешествие закончилось, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Мы ученые" с применением цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии".

Конспект занятия с применением цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии", модуль "Температура"....

Экспериментально - исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Доклад на тему: "Экспериментально -исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"

Цель: формировать представления детей о свете.Задачи: - познакомить детей с понятием «свет», «комфортный свет», «освещенность»;- объяснить как освещенность влияет н...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" по модулю "Магнитное поле"

Цель: формировать представления детей о магнитном поле и магните.Задачи: - познакомить детей с понятием «магнит», «магнитное поле», «магнитное поле Земли», «м...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...