"Экологический театр как одна из форм нетрадиционного экологическому воспитанию дошкольников"
статья

Анастасия Владимировна Замотаева

выступление для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ "Детский сад № 43 комбинированного вида"

ДОКЛАД

"Экологический театр как одна из форм нетрадиционного экологическому воспитанию дошкольников"

(в рамках педсовета №1)

Подготовила:

воспитатель Замотаева А.В.

г. Саранск, 2022 г.

Экологический театр как одна из форм нетрадиционного экологическому воспитанию дошкольников

На сегодняшний день остро стоит вопрос экологической безопасности. Человек в процессе своего развития внес в природу много неблагоприятных изменений. А, ведь, в природе много необыкновенных чудес! Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны.

Взрослое поколение людей задумалось: как изменить ситуацию? как помочь природе? как научить молодое поколение бережно относиться к природе? как маленькому человеку помочь научиться беречь природу?

Ответ - через игру и театр! Игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте ребенка. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Игра и театр помогут маленькому ребенку понять сложный язык экологической культуры.

Экологический театр – это нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей; это соединение двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия, имеющее своей целью формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности.

Цель экологического театра - формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитии чувства коллективизма, ответственности, формировании опыта нравственного поведения.

Задачами экологического театра являются:

1. Совершенствование форм и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию.

2. Развитие творческих способностей детей.

3. Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.

4. Привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.

С чего начинается экологический театр?

Театрализованная деятельность с воспитанниками начинается с изучения объектов окружающего мира, их характерных особенностей и признаков. Играя роль растения или животного ребёнок начинает сопереживать своему герою.

Для формирования уважительного отношения к представителям природы, восприятию их как равных человеку можно предложить детям поиграть в игры – превращения. Например, превратиться в капельку воды, в лягушку, дерево, кита, вести себя как они, чувствовать себя как они, рассказать, что они могли бы подумать о людях, попросить их, если бы научились говорить.

Это достаточно важное достижение в экологической работе, так как современные дети более «черствые», не каждому ребёнку жалко кошку или собаку.

Также в процессе работы над экологическим театром необходимо изучать повадки животных, среду обитания, рацион питания, взаимодействие с другими обитателями леса.

С детьми старшего дошкольного возраста работа строится на сценариях экологической направленности. В этих сценариях нет сказочных героев, зато есть реальные - дети, которые загрязняют природу, ломают деревья и кустарники, разоряют птичьи гнезда, наносят непоправимый вред природе. Также в таких постановках должны присутствовать положительные герои, они призывают всех беречь природу и исправлять свои ошибки.

Играть роли овощей и животных проще, для этого также необходимо читать русские народные сказки, рассказы и стихотворения. Отрицательные же герои наиболее сложные для воспроизведения, и нужно очень постараться для того, чтобы передать основную линию героя.

С детьми можно сочинить и показать экологические сказки. Можно привлечь родителей к созданию сказок - принять участие в постановке, подготовить костюмы, инвентарь к сказкам.

Считается, что театрализовано-экологическая направленность даёт возможность выявить и развить в ребёнке задатки, заложенные в нём от рождения. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра и уважительного отношения к природе окружающего мира. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными образами, стремясь подражать им в своей жизни. В процессе формирования экологической культуры ребята, перевоплощаясь в сказочных героев и следуя за ними, получают знания о взаимоотношениях с окружающим миром, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.

Невозможно воспитать ребенка, если взрослые сами не воспитаны. Экологическое воспитание дошкольников в некоторой степени зависит от взрослых. Театральные остановки на экологические темы носят воспитательный и познавательный характер, учат любить окружающий мир и видеть в нем много прекрасного.

Задача экологического театра – объяснить детям необходимость бережного отношения к природе, основные правила поведения в природе. Театрализация экологической информации помогает детям глубже понять и запомнить её суть, пробуждает простые человеческие чувства сострадания, желание помочь, необходимость действовать; воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей.

Экологический театр открывает для педагогов и детей новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести её до других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника

В настоящие время, когда ребенок получает большой поток информации, в том числе и негативного содержания, существует острая необходимость на ранних этапах развития личности привить потребность в освое...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...

Экологическая акция как одна из форм экологического просвещения и взаимодействия с родителями в ДОУ

Одной из наиболее действенных форм просвещения и взаимодействия с родителями являются акции. Слово «акция» сейчас на слуху и кажется, что организовать её очень легко – дай объявление...

Презентация опыта работы "Краеведение как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Презентация опыта работы воспитателей и старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 77 "Машенька"...