"Проектная деятельность, как одна из форм нравственно - патриотического воспитания дошкольников".
консультация на тему

Голдина Елена Григрьевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность, как одна из форм нравственно- патриотического воспитания дошкольников».

Мастер класс воспитателя 1КК Голдиной Е.Г.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95»

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

«Она начинается с малого – с любви

к своей семье, к своему дому.

Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к её истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству».   Л.С. Лихачев

Чувство патриотизма многогранно по содержанию и воспитание патриотических чувств начинается уже в дошкольном возрасте. Сначала это привязанность к своей семье, детскому саду, городу, а дальше это любовь к родным местам, позже, это гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Именно поэтому, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образования. И согласно ФГОС в дошкольном образовательном учреждении у детей необходимо воспитывать патриотические чувства. Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Мы знаем, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. С любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого раннего детства. Система гражданско-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

- создание развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал).

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что сам он может любить. На основе чувства любви и можно воспитать в человеке такие качества, как нравственность и патриотизм. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, что способствовало бы их нравственному становлению в будущем.

 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения и снятия зажатости ребенка, а также обучение художественному воображению и развитию чувственности – это путь через игру, фантазирование и сочинительство.

Для решения данной проблемы мною разработан проект по теме: «Воспитание любви к родному краю, через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Актуальность данного проекта заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. 

Проект  носит информационно-познавательный, социальный характер, включает в себя все виды детской деятельности

Цель проекта: формировать у детей развитие познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, интереса к истории своего родного края.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному краю.
  2. Активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
  3. Знакомство детей с народными обычаями и обрядами, быть знатоком народных игр, песен, сказок своего родного края.
  4. Реализация познавательной и воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание картин или предмета старины, предмета декоративно-прикладного искусства, через игру, слушание и обыгрывание сказки, рисование, лепку, театрализованные игры.

На протяжении многих лет изучаю проблему нравственно – патриотического воспитания дошкольников, через знакомство с историей нашего народа, края, народной культурой, природой, бытом людей, живущих рядом. Основным направлениям своей педагогической деятельности, считаю создание предметно – развивающей среды, способствующей воспитанию гражданина, патриота, установление тесных связей с семьей.

Для решения всех задач по данной теме, в группе создан мини – музей «У лукоморья», где мы разместили различные виды театра, атрибуты к инсценировкам, дидактические игры, дидактические пособия и литература, художественную литературу, музыкальные инструменты. Для ознакомления детей с народным творчеством были подобраны художественные и литературные произведения, сценарии  для постановки спектаклей и инсценировок.

Создавая предметно – развивающую среду для развития устного народного творчества, мы решили сделать музыкальные инструменты своими руками. В решении этой задачи нам помогали дети, и родители воспитанников. Музыкальные инструменты изготовлены из подручного материала, из которого можно извлечь звук. Немного фантазии и желания, и в результате получаем «шумелки», «стучалки», «шуршалки», «звенелки». Эти загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, а дошкольники познают мир через игру. Главное создать атмосферу  радости, обеспечить  право детей на выдумку и творчество. Только в такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность. Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, следовать своему индивидуальному пути развития.

Для развития патриотического воспитания, мы уделили большое внимание изготовлению дидактических игр своими руками.

В нашей группе оформлен уголок патриотического воспитания, его содержание помогает нам воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Материалы, размещенные в уголке, можно разделить на несколько направлений по патриотическому воспитанию, они включают в себя направления:

  • «Моя семья». У нас есть альбом с семейными фотографиями, который помогли мне сделать родители. Мир ребёнка начинается с его семьи. Рассматривая альбом с фото «Моя семья», подчеркиваю ценность семейных отношений, воспитываю уважительное отношение к членам семьи, приглашаю родителей рассказывать о семейных традициях.
  • «Народные костюмы России»: д/игры «Из бабушкиного сундука», «Маша – растеряша», «Собери матрешку».
  •  «Наши предки – славяне» - созданы д/игры: «Восенушка – осень», «Готовь сани летом», «Ремесла», «Чем пахнут колосья?».
  • «Мой родной город» - создала д/ игры: «Собери Герб города, страны», «Промышленный Воронеж», «Знаменитые места», «Городские загадки», «Наш старинный город Воронеж», «Строительство. Флот. Корабли», «Кто, кем и где работает?».
  •  «Природа нашего края. Заповедник» - сделаны д/игры: «Рыбный промысел», «Возле леса жить, голодному не быть», «Лекарственные травы», «Узнай птицу нашего края», «Собери герб заповедника», «Где живет капелька?».

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлена на решение многих задач

и для  получения хорошего результата:            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

  1. Дети знают историю города и его  достопримечательности.
  2. Проявляют творческую инициативу и самостоятельность в выражении своих впечатлений (в творческих рассказах, рисунках).
  3. Проявляют познавательную активность.
  4. Проявляют желание действенного участия  в жизни своего города (ДОУ, группы).

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию . Тема проекта: "Мой город, моя улица".

Проект знакомит детей с названием улиц, на которых они живут. Дети узнают о том, что на улицах кроме жилых домов есть другие здания: почта, магазины, киоски и т.д. Подобран тематический материал, сост...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для педагогов «Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО»...

Презентация к семинару на тему: «Формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Презентация к семинару на тему: «Формы нравственно-патриотического  воспитания дошкольников»...

доклад на тему : «Проектная деятельность, как одна из форм военно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

В последнее время в нашей стране  произошло много сложных и противоречивых событий, одно из них, это фальсификации фактов Великой Отечественной войны, попытки ее переписать. В связи с этим м...