Конспект НОД в старшей - подготовительной группе на тему «Мой родной край - Дорога жизни»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

 Голдина Людмила Васильевна

Конспект НОД  старшая - подготовительная группа на тему «Мой родной край - Дорога жизни» Подготовила Воспитатель 1 квалификационной категории Голдина Людмила Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_moy_rodnoy_kray_-_doroga_zhizni.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "РАХЬИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ"

ДО ВАГАНОВО

Конспект НОД в старшей - подготовительной группе на тему

 «Мой родной край - Дорога жизни»

                                                                                            Подготовила

Воспитатель 1 квалификационной категории

Голдина Людмила Васильевна

2022 год

Цель:

формировать у детей патриотические чувства и представления о героизме; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Задачи:

- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине,

- развивать у детей интерес к истории своей страны,

- формировать знание детей об одном важном этапе истории во время ВОВ и ценностное отношение на примере подвига ленинградцев в период блокады.

Оборудование:

 Мультимедиа; аудиозаписи; свеча «Памяти»;

 макет «Дорога Жизни».

Предварительна работа:

Чтение стихов и художественных произведений по теме ВОВ; слушание военных песен; просмотр презентаций на тему: «Блокадный Ленинград».

Ход НОД:

Слайд 1 (название беседы)

Воспитатель - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о городе - герое Ленинграде. А кто из вас знает, как сейчас называется этот город?

 (Ответ детей – Санкт-Петербург)

Правильно, давайте посмотрим на экран как выглядит этот город сейчас.

      слайд 2

Воспитатель – Санкт - Петербург – один из красивейших городов мира.  Этот город сохранился в памяти народа как символ мужества, стойкости, героизма, непокорённости.

Звучит тревожная музыка

Слайд 3- начало войны

Воспитатель

«Июнь. Россия. Воскресенье.
 Рассвет в объятьях тишины.
 Осталось хрупкое мгновенье
 До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
 Смерть поведёт парад-алле,
 И навсегда погаснет солнце
 Для миллионов на земле.
Июнь. Россия. Воскресенье.
 Страна на грани: быть не быть…
 И это жуткое мгновенье
 Нам никогда не позабыть…   (Д.Попов)

Воспитатель -22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города. Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война! Вой воздушных сирен, непрекращающиеся бомбежки. Свистящие пули, раненые, умершие людей, недавно мечтавших о счастье. Искаженные от ужаса лица. Грохот орудий. Всё это война.

Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты, они разрушали города и сёла, убивал мирных жителей.

Началась Великая Отечественная война.

Воспитатель – Ребята, когда началась Великая Отечественная война? (Ответ детей)

Впервые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками. Дети, а кто из вас знает, как называется эта песня? (Ответы детей - эта песня называется «Священная война»). Правильно эта песня называется «Священная война», давайте её послушаем.

звучит песня «Священная война»

Воспитатель - Наш народ как один поднялся на защиту своей Родины.

Слайд 4


Нелегко пришлось советским солдатам на этой войне. Они стояли насмерть, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои за города и сёла, за деревни, за каждый дом.

Одним из самых трудных испытаний для нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной Войны была блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941г.

Слайд 5

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.
Враг подступал к городу.  На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики. В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт.

Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон.  Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…».        
 Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Слайд 6

Воспитатель - Город оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите, на карту.

Слайд 7.

Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа? (Ответы детей - на кольцо)


Воспитатель - Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. Началась блокада Ленинграда. Ребята как вы понимаете слово «блокада»? (Ответы детей - Фашисты окружили Ленинград со всех сторон, у жителей и защитников не было возможности получать помощь, продукты, лекарства из других городов. Это и называлось блокадой.) Молодцы!

Воспитатель - 900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем ленинградцы выстояли. Самым страшным испытанием стал голод. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов продовольствия. Хлеб выдавали по карточкам. На целый день выдавали маленький кусочек черного хлеба.  Ежедневная норма хлеба составляла всего150- 250 г. Это был маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. (показать размеры блокадной нормы хлеба). Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.

Слайд 8


– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба (Ответы детей) Люди голодали и умирали от голода.
Воспитатель - Ребята , посмотрите на экран, кто знает как называется этот памятник?

Слайд 9

(Ответы детей – «Дорога- Жизни»).

Воспитатель - Фашисты находились очень близко к городу. Единственное место, которое оставалось не захваченным врагами – небольшая полоска воды на Ладожском озере. Именно по этой полоске в город было решено проложить дорогу, которая свяжет осажденный город с остальной страной. Эту дорогу стали называть «Дорогой жизни».

Слайд 10

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала «Дорога Жизни»–пульс блокадного Ленинграда.

Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру.

12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по «Дороге Жизни» шли баржи.

 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой «Дороге Жизни» пошли грузовики полуторки.

Слайд 11

Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. Много машин провалилось под лёд или были подбиты фашистами.  Но продолжали доставлять в блокадный Ленинград пропитание и эвакуировать детей, женщин, больных.

 С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, «Дорога Жизни» жила сама и дарила жизнь великому городу.

Слайд 12


Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Воспитатель – Ребята, а почему эту дорогу прозвали «Дорогой жизни»? Как вы думаете? (Ответы детей)

-Что могли везти по «Дороге жизни»? (Ответы детей).

- Как назывался грузовик, на котором возили продовольствия? (Ответы детей).

Воспитатель – В январе 1944 года наши войска Красной армии перешли в наступление. Тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага.

18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады. В честь этого прогремел салют. Люди радовались, не скрывая слез.

Слайд 13

Воспитатель –

Люди Ленинграда,  вы - герои!
 Подвиг ваш бесценен на века!
 Пусть не будет больше горя.
 Никогда, никогда, никогда!
 Память о блокаде Ленинграда
 С трепетом в сердце храним.
 За мужество, силу, отвагу
 Ленинградцам спасибо говорим!» 


За мужество и героизм город Ленинград получил звание ’’Города- героя’’.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен мемориал, который называется «Разорванное кольцо» - «Дорога Жизни».

Слайд 14

Звук метронома, зажженная свеча, минута молчания.

Вы слышите родные Ленинградцы

Уже разорвано проклятое кольцо,

В слезах от радости и счастья

Сегодня каждое лицо.

Воспитатель – Наша беседа подошла к концу, вы внимательно слушали рассказ, сегодня вы еще больше узнали о блокаде Ленинграда
А теперь  вы можете рассмотреть наш  макет «Дорога Жизни» и рассказать о блокадном Ленинграде и как «Дорога Жизни» помогла выжить блокадным ленинградцам.
Ребята рассматривают макет и рассказывают о том, что сегодня узнали  из нашей беседы
.

Слайд 15

Вопросы детям по теме беседы:

1.Когда началась блокада Ленинграда?

2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

3.Как вы понимаете, что такое блокада?

4. Почему в городе сложилось тяжелое положение?

5.Какое было самое страшное испытание для жителей блокадного Ленинграда?

6.Сколько граммов хлеба в день получали ленинградцы?

7. Что такое «Дорога жизни»?

8. Где она проходила?

9.Что везли по «Дороге жизни»?

10.На чём возили продовольствие и боеприпасы в блокадный Ленинград?

11. Как называлась машина, которая курсировала по «Дороге Жизни»?

12.. Кто освободил ленинградцев и когда?

Воспитатель – Ребята, вы все большие молодцы! Вы очень много сегодня узнали и запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей подготовительной группы на тему "Мой родной край - Татарстан"

Занятие для детей подготовительной группы, включающее региональный компонент...

Конспект занятия в старше - подготовительной группе на тему: «Как мы устроены»

Цель:5 – 6 дать первоначальное представление о строении человеческого организма6 – 7расширять представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов; учить прислуш...

План-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему: «Мой родной Пермский край»

Задачи:- Систематизировать знания детей о Пермском крае, о городах, реках, полезных ископаемых.- Совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий, эстафет.- Развивать патри...

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы на тему "Герб Курского края"

Конспект  интегрированного занятия для подготовительной группы "Герб Курского края" освещает две образовательные области: "Познание" и "Художественное творчество". Данное занятие поможет познаком...

Комплексное занятие в подготовительной группе на тему «Мой родной край»

Цель: формировать представление детей о Хабаровском крае, о городе, в котором они живут.Задачи: Ø расширить и закрепить знание детей о Хабаровском крае, родном городе;Ø обогатить новыми знаниями об ис...

Познавательно-игровая викторина в подготовительной группе на тему:"Знатоки родного края"

Цель: развивать разносторонние качества личности ребенка.Задачи:1.    Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.2.    ...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе на тему: «Мой родной край»

Данное занятие поможет формированию у детей через средства музыки умения и желания сохранять природу....