статья 2021
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Москвитина Любовь Юрьевна

Интеллектуальный турнир «в мире профессий»

как одна из современных технологий работы педагога

по профессиональной ориентации детей с ОВЗ

Аннотация. Интеллектуальный турнир с детьми подготовительной группы предполагает изучить уровень осведомленности о профессиях раз-ных категорий. Такая форма проведения диагностики удовлетворяет по-требности детей в игре и позволяет структурировать знания детей о про-фессиях.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, профориентация, интеллектуальный турнир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiya_2021_g.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Москвитина Л. Ю.

МАДОУ «Детский сад № 482 г. Челябинска»,

Россия

Интеллектуальный турнир «в мире профессий»

как одна из современных технологий работы педагога

по профессиональной ориентации детей с ОВЗ

Аннотация. Интеллектуальный турнир с детьми подготовительной группы предполагает изучить уровень осведомленности о профессиях раз-ных категорий. Такая форма проведения диагностики удовлетворяет по-требности детей в игре и позволяет структурировать знания детей о про-фессиях.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, профориентация, интеллектуальный турнир.

L. Y. Moskvitina

MADOU «Kindergarten No. 482 of Chelyabinsk», Russia

Intellectual tournament «in the world of professions»

as one of the modern technologies of the teacher's work

on professional orientation of children with disabilities

Annotation. An intellectual tournament with children of the preparatory group involves studying the level of awareness of professions of different catego-ries. This form of diagnosis meets the needs of children in the game and allows you to structure the knowledge of children about professions.

Keywords: children with disabilities, career guidance, intellectual tourna-ment.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. До-школьное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и ши-роким выбором профессий. Профессиональное самоопределение взаимосвя-зано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

К подготовительной к школе группе у детей формируются четкие пред-ставления и знания о профессиях. Чтобы закрепить и обобщить эти знания мы решили использовать такую форму как интеллектуальный турнир.

Дети группы делятся на команды по 4-5 человек. Каждая команда рас-полагается за стол напротив мультимедийного оборудования. На столы ста-вятся емкости для складывания фишек за правильный ответ. В процессе игры ведущий может положить командам дополнительные оценочные фишки за оригинальность ответа или быстроту, или сплоченность команды в выполне-нии задания.

Цель образовательной деятельности (турнира): закрепление пройденно-го материала с детьми и решение интеллектуальных задач, с помощью разно-образных логических заданий.

Задачи:

1. Создать детям положительный эмоциональный настрой в течение тур-нира; создавать оптимальные условия детям в ходе турнира, позволяющие дошкольникам реализовать свои интеллектуальные и творческие способности.

2. Активизировать их интеллектуальную активность через игровые упражнения, вопросы, задания и проблемные ситуации.

3. Повысить уровень ориентации воспитанников в мире профессий, по средствам проведения познавательного мероприятия.

Ход Интеллектуального турнира «В мире профессий»

Разминка. Загадки о профессиях близких людей.

– Маша любит расчесывать куклам волосы и заплетать косички подруж-кам. Кем она мечтает стать?

– Вова часто рассматривает чертежи деталей из дерева и очень любит, когда папа берет его на работу, где пахнет свежим деревом. Кем работает па-па Вовы?

– Коля очень любит вкусные булочки, рогалики и печенье, и когда вы-растит хочет работать в пекарне. Кем хочет стать Коля?

– Сосед Никиты очень серьезные человек. Каждый день он ходит на ра-боту в форме, а когда Никита с мамой идут в садик, он всегда радостно здо-ровается и помогает им перейти дорогу, останавливая движение машин. Кем работает сосед Никиты?

– Петя перевязывает лапки игрушечным медвежатам и зайчатам. Кем представляет себя Петя?

– Таня очень любит ходить с мамой в магазин. Они часто покупают свежие булочки и вкусные яблоки у Нины Петровны. Кем работает Нина Петровна?

– Свежее парное молоко – это чья заслуга?

– Мальчик Иван очень талантлив. Через месяц его картины первый раз примут участие в городской выставке юных талантов. Как можно назвать Ивана?

Ведущий: Вы отгадали загадки о профессиях близких людей. Как из-вестно все профессии делятся на пять категорий. И наш турнир построен именно по такому принципу. Несколько заданий по одному типу профессий. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. А в конце тур-нира будут выявлены победители. Итак, начнем

Первая категория: «Человек-Человек» и вы понимаете, что к этому ти-пу профессий относятся те, в которых профессия человека связана со взаи-модействием с другими людьми.

– Разгадай ребус: УЧИТ + (рисунок елки) – учитель

– Укажи лишнее: на слайде врач и предметы: шприц, фонендоскоп, руль, стоматологическое зеркало.

– Что сначала что потом? На слайде действия врача: слушает пациента, слушает дыхание, измеряет давление, пишет.

– Игра «Ассоциации». Ребята, сейчас я буду произносить высказывания, связанные с профессиями парикмахера и продавца. Все что относится к про-фессии продавца- вы обозначаете зазывающим жестом, а если это относится к профессии парикмахер- делаете движения пальцами- ножницы. «Как вас подстричь? А челку покороче?» «Какой вам размер босоножек принести по-мерить?», Касса, Ножницы, Упаковка товара, Модельная стрижка, «Сколько килограмм мандарин взвесить?», Кресло, Фен. (дети молча показывают ассо-циативные знаки)

– «Что не так». На слайде изображение класса с учениками, где вместо учителя повар.

Аналогии:

Учитель учит, врач – …

Врач – поликлиника, учитель – …

Врач – больной, учитель – …

Учитель – указка, врач – …

Вторая категория: «Человек-природа» Профессия человека связана со взаимодействием с природой.

– Разгадай ребус: рисунок цветы, зачеркнута Ы, меняется на О + ВОД – цветовод

– Укажи лишнее: на слайде фермер и предметы: будильник, стог сена, зонтик, трактор.

– Что сначала что потом? На слайде последовательность земледелия: комбайн пашет, зеленые всходы, колосья пшеницы, комбайн убирает пшени-цу с поля.

– Игра «Ассоциации». Ребята, сейчас я буду произносить высказывания, связанные с профессиями агронома и ветеринара. Все что относится к про-фессии агронома- вы обозначаете поглаживанием ладошки указательным пальцем другой руки (агроном изучает спелость зерна), а если это относится к профессии ветеринар – поглаживание руки другой ладонью (ветеринар гла-дит собаку). Ассоциации: ошейник, «Вашей собаке нужно поставить привив-ку», «Весной надо вести удобрение», полив растений, «Кто пахать не ленит-ся, у того хлеб уродится», витамины для животных, уборка урожая, осмотр животного. (дети молча показывают ассоциативные знаки).

– «Что не так». На слайде изображен летчик на огороде с овощами.

Аналогии:

Садовод – сад, рыбак – … Рыбак- рыба, садовод – … Рыбак- удочка, са-довод – …

Третья категория «Человек – знаковая система» Профессии человека связаны со счетом.

– Разгадай ребус: программист

– Укажи лишнее: на слайде программист и предметы: накопитель, ком-пьютер, авоська, планшет.

– Что сначала что потом? На слайде последовательность изобретения робота: ученый пишет, ученый думает, ученый общается с другими учеными, робот.

– Игра «Ассоциации». Ребята, сейчас я буду произносить высказывания, связанные с профессиями бухгалтера и ученого. Все что относится к профессии бухгалтера – изображаете счет на калькуляторе, а если это относится к профес-сии ученого – изображаете как смотрите в микроскоп. Ассоциации: калькуля-тор, пробирки, начисляет зарплату, микроскоп, операция с деньгами, банк, экс-перимент, исследование, печать, бухгалтерский отчет, микроскоп, пробирки, Нобелевская премия. (дети молча показывают ассоциативные знаки)

– «Что не так». На слайде изображен пожарный в лаборатории.

Аналогии:

Бухгалтер – бухгалтерский отчет, а ученый – … исследователь – микро-скоп, а программист– …

Четвертая категория «Человек – художественный образ» профессии людей связаны с творчеством.

– Разгадай ребус: артист

– Укажи лишнее: на слайде балерина и предметы: пуанты, пачка, от-вертка, сцена.

– Что сначала что потом? На слайде последовательность рисования кар-тины.

– Игра «Ассоциации». Ребята, сейчас я буду произносить высказывания, связанные с профессиями портного и артиста. Все что относится к профессии портного- изображаете шитье иголкой, а если это относится к профессии ар-тиста- покажите любую эмоцию на лице. Ассоциации: мел, грим, сцена, ку-лисы, образ, ножницы, эскиз, «Какие пуговицы пришить к вашей блузке?», сценарий, костюмерная, выкройки, примерочная. (дети молча показыват ас-социативные знаки)

– «Что не так». На слайде изображены строители на цирковой арене.

Аналогии:

У художника в руках кисточка, а у дирижера ...

Художник создает картины, а дирижер….

Дирижер знает как руководить оркестром, а художник знает…

Художник работает в мастерской, а дирижер….

Пятая категория «Человек-Техника» Профессии людей связаны с ра-ботой с техникой, транспортом.

– Разгадай ребус: автомобилист

– Укажи лишнее: на слайде строитель и предметы: бетономешалка, ма-стерок, моток ниток и каска.

– Что сначала что потом? На слайде последовательность строительства дома.

– Игра «Ассоциации». Ребята, сейчас я буду произносить высказывания, связанные с профессиями строителя и плотника. Все что относится к профес-сии строителя – изображаете ладошками кладку кирпича, а если это относит-ся к профессии плотника – изображаете стук молотком. Ассоциации: котло-ван «Изготовлю подоконники без сучка и задоринки», бетономешалка, гвоздь и молоток, специальная одежда, каска. (дети молча показывают ассоциатив-ные знаки)

– »Что не так». На слайде изображен почтальон на стройке.

Аналогии:

У штукатура-маляра шпатель, а у автослесаря …

Автослесарь отремонтировал машину, а штукатур-маляр …

Штукатур маляр работает на стройке, а автослесарь …

Автослесарь взял моторное масло, а штукатур-маляр …

Игра «Самая…» Вам будут предложены некоторые необычные характе-ристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профес-сии являются самыми денежными? Ответ: банкир.

Итак, слушайте следующие характеристики:

– самая зелёная профессия (садовник, лесник, цветовод);

– самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар, продавец в кон-дитерском отделе);

– самая детская (воспитатель, помощник воспитателя, учитель, педиатр);

– самая ответственная (судья, прокурор, хирург);

– самая смешная (клоун, пародист);

– самая общительная (учитель, журналист, экскурсовод);

– самая белая (врач);

– самая начитанная (библиотекарь);

– самая высокая (монтажник-высотник);

– самая быстрая (гонщик);

– самая школьная (учитель);

Подведение итогов и награждение.

В нашем детском саду проведение интеллектуальных турниров стано-вится традицией. Детям нравится такая форма образовательной деятельно-сти, где интеллектуальное напряжение приводит к успеху.

Список литературы

1. Климов, Е. А. Как выбирать профессию. Москва : Просвещение, 2009., 2-е издание. – Москва : Просвещение, 1990. – 159 2. Овчарова, В. Н. Справочная книга школьного психолога. – Москва : Просвещение, Учебная литература, 1996. – 352 с.

3. Игры, обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. Петрусинского. – Москва : Новая школа, 2010. – 364 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2021.Статья "Лучшие друзья детей – это книги. "

laquo;Читателями на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух, рассказывали сказки. А еще – книгу любят те дети, чьи родители любят читать»...

2021 Статья "Свободная деятельность детей"

как организавать свободное время детей в группе...

Статья "Развитие речи детей через театрализованную деятельность 2.03.2021 г

Статья "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"...

статья на 8 марта 2021

статья на 8 марта 2021...

Календарно - тематическое планирование с 08.02.2021 по 12.02.2021 Тема: "Профессии. Кем бы я хотел стать".

Календарно-тематическое планирование с 08.02.2021 по 12.02.2021 Тема: "Профессии. Кем бы я хотел стать"....

2021 Статья "Эмпатия – путь к успеху ребенка"

В дошкольном возрасти важной частью воспитательной работы является формирование эмпатии у  детей....