Выступление на педагогическом совете: "Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
методическая разработка (старшая группа)

Смирнова Светлана Алексеевна

Выступление на педагогическом совете: "Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе  ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehanizmy_individualizatsii_2.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Смольковский детский сад»

«Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно- образовательном процессе  ДОУ»

Выполнила:                                                                                                         Смирнова Светлана Алексеевна                                                                        воспитатель высшей квалификационной категории

2022 год

Индивидуализация – это выделение индивидуальных

 особенностей из первоначального безразличия.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.

Слайд 2.  «Что же такое индивидуализация»?  Согласно энциклопедическому словарю «Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия». А безразличие -  это большая проблема для современного общества. 

Для начала разберемся с терминами:

Для того чтобы выстроить образовательный процесс с учетом принципа индивидуализации, педагог должен владеть определенными понятиями.

  • Индивидуализация
  • Индивидуализация образования
  • Индивидуальный  подход
  • Индивидуальность

Слайд 3.  «Индивидуализация и индивидуальный  подход.  В  чем разница?»

Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности.

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

 Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.

Всем известно, что дети обладают индивидуальными особенностями (семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности потребности ,сильные стороны, характер и темперамент, интересы, и самосознание), которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.

Индивидуализация образования - учет и развитие индивидуальных особенностей детей во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.

Что же такое индивидуальный подход?

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуальный подход

  • Есть норма
  • Поиск индивидуального «ключика» -особенности
  • Результат- достижение каждым  нормы

Слайд 4. Ситуации, когда воспитатели поторапливают отстающего от остальных ребенка на занятии или прерывают его рассказ, встречаются часто. С чем это связано? С тем, что в группе много воспитанников, и уделить внимание каждому не получается? Или педагоги не включают способы поддержки индивидуальности и инициативности детей в план работы?

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. У каждого ребенка свой путь развития, главное помочь ему легче и успешнее этот путь пройти.

 Как сказал Януш Корчак « Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания». В этом задача воспитателя.

Слайд 5. Теперь перейдем непосредственно к теме « Механизмы индивидуализации воспитательно - образовательной работы педагога в ДОУ»

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно- ориентированное взаимодействие педагога с детьми, одной из самых важных является задача индивидуализации образования, поддержка индивидуальности и инициативы детей. Главным принципом образования является не столько передача обучающимся знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, ребенок выступает субъектом своего собственного образования. Переход от образования к самообразованию, самовоспитанию предусматривает изменение характера деятельности дошкольника, когда он становится активным открывателем знания и собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты.

Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален. 

Слайд 6. Практика показывает, что  существует ряд противоречий, когда педагоги уделяют недостаточное внимание вопросам поддержки индивидуальности и инициативы детей:

  •  в содержательном разделе основной образовательной программы ДОО не отражены направления и способы поддержки детской инициативы;
  •  в группах отсутствуют условия для создания социальной ситуации развития детей;
  • дошкольники не проявляют инициативу и самостоятельность в процессе различных видов деятельности.

Поэтому встал вопрос, как организовать работу в ДОО по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей.

Слайд 7. В пункте 3.2.5 ФГОС ДО сформулированы основные компетенции педагога, опираясь на которые, можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса: ( они перед вами)

организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;

создать условия для того, чтобы дошкольники выражали свои мысли и чувства;

создать ситуации, в которых дети сами выбирают условия и участников совместной деятельности;

оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Слайд 8. Выстраиваем систему работы. Используя основные методы и приемы.

Распорядок дня должен включать различные виды деятельности : ООД, совместные занятия в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно.

Работа в небольших группах является одним из методом индивидуализации обучения. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий. Особенно эффективны для занятий с практическими исследовательскими действиями, требующими повышенной включенности. Это позволяет взрослым оказать нуждающимся  детям помощь, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации : тщательный отбор материалов.

Метод «строительных лесов». В основе этого метода - идеи Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тех знаний и умений, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, а  в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Иррадирующее обучение. (Иррадиация – распространение) Этот метод основан на признании различий интересов, мотивов и динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трёх основных действий.

1-е действие: "У нас появилась новая интересная игра. Тот, кто хочет научиться играть в неё, может прийти в центр науки". Или: "Я (имеется ввиду взрослый) сегодня буду работать в центре исследований. Я хочу научиться (узнать, посмотреть, найти и т. п.). "

2-е действие: "Арина и Никита, вы сегодня узнали что-то новое (научились, посмотрели, нашли, сделали., давайте расскажем об этом всем ребятам.

3-е действие: "Если вы хотите что-то узнать (сделать, найти.) можете обратиться к Арине и Никите.

 Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.

Слайд 9. В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:

1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.

Так, в сентябре согласно принятой в ДОО системе мониторинга следует выявить уровень сформированности достижений детей.

2 Этап- анализ полученной информации.

 На основе полученных данных необходимо заполнить индивидуальные карты развития воспитанников с рекомендациями.

3 Этап- определение целей и задач развития ребенка

Составляется перспективный (полугодовой) план индивидуального сопровождения развития детей группы. В нем педагоги указывают задачи, формы достижения результата и отмечают наличие или отсутствие положительной динамики.

4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.

Данная работа отражается в календарном плане, который предусматривает задачи для детей как со сформированными, так и с несформированными достижениями. Также в календарном плане предполагается свободное место для фиксации действий педагога с целью поддержки инициативы воспитанников.

Слайд 10.  Следующий этап – создать условия для выражения детьми чувств и мыслей. Динамичный ритм дня заставляет воспитателей постоянно подгонять медлительных детей и сдерживать активных. Однако для развития дошкольников большое значение имеет проживание ситуации в индивидуальном темпе. Для этого педагоги должны создавать благоприятные условия.

Например, в группе должен быть уголок, в котором интересно и полезно и замкнутым, и  гиперактивным   детям.

Ребенок выражает свои мысли не только словами, но и посредством творческой деятельности. Для этого можно провести е конкурс  уголков для творчества. В процессе подготовки к нему педагоги вместе с воспитанниками обновят и обогатят развивающую предметно-пространственную среду в группах.

Можно проводить  занятия с открытым концом. Такой тип образовательной деятельности позволяет не торопить воспитанников, дать каждому возможность высказаться.

Слайд 11. Создаем ситуации выбора условий и участников совместной деятельности.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности), оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности, позволяя подготовиться  к обучению в школе в целом, и обеспечивая  каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования

Слайд 12. Для обеспечения механизмов  индивидуализации необходимо создавать в группе особую комфортную атмосферу. Самое главное - обеспечение эмоционального благополучия. Уважать каждого ребенка и общаться с каждым ребенком, чтобы понимать его чувства и потребности, их интересы и возможности. Устанавливать правила взаимодействия с детьми и четко придерживаться  их, приучая детей, к позитивному общению друг с другом.

Хорошим проявлением индивидуализации в группе является утреннее обсуждение «Чем сегодня займемся в детском саду». Такое обсуждение традиционно и настраивает детей на день. Дети с интересом слушают предложения товарищей и сами становятся инициаторами.

 Во время занятий, игровой и свободной деятельности педагог должен предоставлять детям свободу в общении со сверстниками. В свободной деятельности воспитанники объединяются в микрогруппы на основе личных симпатий и интересов. Иногда дети открыто выражают и свои антипатии. Когда ребенок выбирает, с кем играть, он всегда интуитивно опирается на внутренний психологический комфорт в общении. Практика показывает, что самостоятельный выбор детьми партнера по образовательной деятельности не всегда педагогически целесообразен.

Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал  за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Слайд 13 Предметно- пространственная развивающая среда должна удовлетворять интересы детей таким образом, чтобы им было интересно играть, творить, выдумывать, в конечном итоге- развиваться!

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.

В целях индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды можно использовать оформление стендов, уголков:

Например:

«Уголок именинника». Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).  В нашей  группе есть шкафчик именинника.

 «Книга рекордов». Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в «Книгу рекордов».

Слайд 14. Используем приемы оказания не директивной помощи и поддержки детей. Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя, если подбадривают – он учится верить в себя. В этих условиях появляются желание и интерес к какому-либо виду деятельности.

К нeдиpeктивным методам взаимодействия можно отнести: диалог c ребёнком, беседу на основе активного слушания и применения техники «Я-сообщений», принятие негативных проявлений y воспитанника и т. д.

Гендерное взаимодействие детей  может тоже использоваться, как механизм индивидуализации воспитательно- образовательной работы детей в ДОУ.

Искать средства, создавать дидактические материалы, которые стимулируют детей проявлять себя в разных видах деятельности, быть активными, педагоги могут в ходе самообразования.

Слайд 15. Взаимодействуем с родителями

Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе. Если понаблюдать за общением родителей с детьми, можно обнаружить, что они:

часто используют приказной тон,

остаются равнодушными к рекомендациям воспитателей и специалистов;

не участвуют в совместных с ребенком мероприятиях, ссылаясь на занятость.

Чтобы решить эту проблему можно использовать эффективные формы взаимодействия: семейные гостиные, дискуссии, круглые столы, конкурсы семейного творчества. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребенка, но и в жизни группы.

Использование потенциала семьи, предоставление позитивной информации о ребёнке (события в течение дня, достижения, а также информации о том, с какими трудностями столкнулся ребёнок) и определение путей  преодоления этих трудностей. Вовлечение родителей в образовательный процесс («Гость группы», «Мастер-класс» и т. д.);

Слайд 16. Таким образом,  можно сделать вывод, что индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка.  Чем больше педагог планирует индивидуальной  работы с детьми, тем эффективнее его работа. Индивидуализация образовательного процесса позволяют распространяться на каждого ребенка.

 Механизмы реализации  индивидуализации способствуют развитию в ребенке всех его скрытых качеств, укрепление положительных и устранения недостатков.

От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма,  готовность отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается ребенком.

Наконец, индивидуализация обучения может быть просто необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

Слайд 17. «Одно из самых ценных человеческих качеств – индивидуальность. Оно приобретается от рождения, «даётся судьбой» и развивается искренностью».

                                                                                                           Д.С. Лихачёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете ДОУ "Реализация здоровьесберегающих проектов с использованием АМО технологий"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, на...

Сценарий и протокол педагогического совета "Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс"

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольника, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Использование проек...

«Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы» консультация для педагогов

Дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром освоения культурных ценностей....

Педагогический проект «Внедрение ТРИЗ технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Внедрение технологии ТРИЗ – РТВ в образовательный процесс ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды....

«Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы».

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, ...

Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе  ДОУ...