Проект: «Театр своими руками»
проект

 Карпутенко Нина Александровна

Театр обеспечевает условия для приобретения дошкольниками элементарных знаний и понятий, профессиональной терминологии театрального искусства, знаний о театральных профессиях, костюмах, атрибутах театра. Знакомство с особенностями театрального искусства, его видами, историей театра, рождением спектакля; формирование культуры зрителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetr.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Театр своими руками»

Тип проекта: искусство (дизайн и создание театральных кукол).

Название: создание театральных кукол

Участники проекта: дети

Сроки реализации: долгосрочный.

Актуальность проекта:

В работе по художественно-эстетическому восприятию важна продуманная организация театрализованной деятельности детей.

В организации своей работы мы используем подход, позволяющий реализовать основные этапы и логику театрализованной деятельности (А.И. Буренина):

- Мотивация к игре;

- Определение темы и цели игры;

- Выбор игровых средств;

-Апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели (апробирование различных вариантов);

- Достижение игровой цели;

- Осознание результатов игры.

- Благодаря этому создаются условия, при которых дети самостоятельно находят способ решения проблемы, что способствует развитию дошкольников, как художественно-эстетическому, так и личностно-творческому.

В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления:

  • Основы театральной культуры. Обеспечение условий для приобретения дошкольниками элементарных знаний и понятий, профессиональной терминологии театрального искусства, знаний о театральных профессиях, костюмах, атрибутах театра. Знакомство с особенностями театрального искусства, его видами, историей театра, рождением спектакля; формирование культуры зрителя.
  • Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
  • Основы актёрского мастерства. Развитие актёрских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения; формирование способности понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение.
  • Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучение приёмам кукловождения различных кукольных театров настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, «живая рука» и др.).
  • Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
  • Творческая театральная мастерская. Рисование различными материалами по сюжету спектакля; посильное участие в оформлении и изготовлении декораций, игрушек, кукол, костюмов, элементов к ним.
  • Проведение праздников, досугов, развлечений на основе театрализованной деятельности. Прививание детям любви к театральному искусству, развитие умений сопереживать героям сказок, оценивать поступки действующих лиц.

Так же важно продумать организацию  художественно-эстетической творческой развивающей среды.

Предметно-пространственная среда, обеспечивающая художественно - эстетическое и творческое развитие на основе театрализованной деятельности, должна иметь некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но подкрепляет их креативное поведение, представляет образцы творческого поведения для подражания, т.е. является основой для самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования, а также формирует целостное представление об искусстве.

Главное достоинство специально организованной среды заключается в том, что ребёнок постоянно находится в мире прекрасного. Искусство должно пронизывать образовательный процесс. Эстетически организованная среда обладает воспитательными возможностями, поскольку активирует и развивает у детей эстетическое восприятие и образное представление.

Цель работы: формировать художественно-эстетическое развитие личности дошкольника средствами театрализованной деятельности;

- развитие творческого и познавательного мышления в совместной деятельности детей, воспитателя и родителей в процессе создания театральных кукол;

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

приобщать к театральному искусству.

Задачи:

- Формировать интерес детей к миру театра;

- Развивать навыки работы с различными материалами;

- Развивать способность самостоятельно приобретать новые знания и умение решать проблемы;

- Развивать коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность и способность к самооценке и самоанализу;

- Способствовать формированию гармоничных детско-родительских отношений.

Проблема: отсутствие  у современных детей опыта восприятия театрального искусства (отсутствие театров), бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в саду и семье, театрализованные игры детей принимают характер примитивности и «свёрнутости» импровизаций, бедности используемых для создания образа средств выразительности, отсутствие готовности педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Ожидаемый результат: восприятие ребёнком театрального искусства, приобщение к театру, постановка сказки  с использованием самодельных кукол

Результаты и выводы: результатом совместно-творческой деятельности детей, воспитателя и родителей станет  создание мини-музея театральных костюмов и кукол. В ходе решения задач дети познакомятся с различными видами театра, сценической речью, познакомятся с основами театральной культуры, основами актёрского мастерства, работой актёров.

Создание эскизов, и самих театральных персонажей из разнообразных видов материалов будет способствовать развитию творческих способностей, воображения, сенсорной моторики пальцев рук, освоению навыков и умений в области изобразительной деятельности, формированию мотивации к дальнейшему обучению. А также на примере создания собственного кукольного театра дети будут знакомиться с содержанием и целью работы художника в зрелищных видах искусства.

Содержание проекта

Этап проекта

Деятельность воспитателя

Совместная партнёрская деятельность педагога с ребёнком

Взаимодействие с семьёй

1-й этап:

сентябрь, октябрь.

Начальный.

Цель: определение цели и срока проекта; изучение литературы, подборка материала, составление плана

Организация художественно-эстетической творчески развивающей среды.

Вхождение в проблему. Совместная деятельность с детьми: вживание в игровую ситуацию.

Основы кукловождения в театрах: Петрушки, на фланелеграфе – «Гуси – лебеди»

Доп.образование:  Мастерим для театра «Листопад» (реквизит – осенние листочки).

НОД: мастерим для театра «Наши игрушки» (настольные игрушки для настольного театра из природного материала).

Самостоятельная изобразительная деятельность: рисуем костюмы для героев любимой сказки.

Режимные моменты: беседы о театре (пастиж – парик; использование париков в театральных постановках)

Анкетирование родителей для изучения их представлений о художественно-эстетическом воспитании детей с целью обеспечения обратной связи с семьёй:

Проведение круглых столов с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания детей.

2-й этап:

ноябрь, декабрь.

Вводный.

Цель: планирование проектной деятельности.

Задачи: анализ проблемы.

Проектирование и создание развивающей среды в группе в соответствии с темой проекта.

Определение источников информации.

Определение задач развития детей в проектной деятельности. Распределение ролей в команде.

Формирование задач. Организация деятельности: обсуждение с детьми пошагового выполнения заданий.   Накопление информации. Подбор материала

Режимные моменты: беседы с детьми о театре (сценический костюм)

НОД: создание париков из разных материалов (верёвка, полоски поролона, полиэтиленовая плёнка, искусственная кожа, различные мягкие трубки, бумаги и т.д)

НОД и самостоятельная деятельность: создание сценических костюмов, в том числе шляп.

Режимные моменты: основы кукловождения (куклы пальчикового театра)

Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие);

Семинар-практикум «Кукольный театр в семье»

3-й этап:

март, апрель

Осуществление проекта.

Познавательная образовательная деятельность по ознакомлению детей с разными видами театров, театральными костюмами.

Работа в кружке «Оч.умелые ручки», мотивация родителей  для работы в кружке

Режимные моменты: беседы о театре (сценография)

НОД: создание импровизированных театральных площадок с последующем проигрыванием на них театрализованных постановок.

Игровая деятельность: игры-занятия (познакомить с атрибутами театрального представления.

Режимные моменты: беседа «Что такое этюд?»

НОД: создание кукол  к сказке «Репка»  для театра бибабо

Консультация «Играйте вместе с детьми»

Помощь в подборе материалов для создания костюмов и кукол.

Работа в кружке «Оч. умелые ручки»

4-й этап:

май

Заключительный.

Презентация проекта

Подготовка презентации. Организация мини-музея.

Организация и показ спектаклей, экскурсий по музею

Демонстрация сказок «Гуси-лебеди» и «Репка» для детей младших групп.

Помощь в оформлении декораций

Подведение итогов

Проведение семинара-практикума «Проектная деятельность в детском саду»

Отражение своих впечатлений в рисунках

Отражение своих впечатлений в анкете «обратной связи»

Заключение

Пройдя все этапы нашего проекта «Театр своими руками» дети, родители и воспитатели создали единое образовательно-культурное пространство детского сада и семьи, сделали для себя много открытий, многому научились.

У детей сформировалось творческое и познавательное мышление, они научились ставить цели и достигать их, получили опыт оформления своей роботы, научились рассказывать о ней, исполняя роль экскурсоводов по музею. Получили опыт восприятия театрального искусства, социальных навыков поведения, совместной деятельности. Благодаря театру дети познали мир не только умом, но сердцем, выражая собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Способность ребёнка идентификации с полюбившимся образом позволило нам с помощью театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на детей.

В процессе работы над выразительностью персонажей незаметно активизировался словарь детей, интонационный строй.

Дети усовершенствовали умение работать ножницами, бумагой, тканью и нитками.

Но самое главное, чтобы   научиться адаптироваться в постоянно усложняющем мире,  человек вынужден в течение всей жизни овладевать новыми знаниями, умениями и способами деятельности. Это требует высокой интеллектуальной подготовки, важнейшая составляющая  которой – способность к творчеству.

Литература

1. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие – М.: Центр педагогического образования. 2007

2. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 1. Рекомендации, планирование, разработки занятий / авт.сост. А.П. Шаповалова. – Волгоград: Учитель, 2009

3. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б. Никотинной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

4. Туфурео Р. А., Кудейко М.В. Коллекция идей. Методическое пособие. Приложение к журналу «Обруч»

5. Театральная палитра: Программа художественно -эстетического воспитания / под ред. О.В. Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Театр своими руками"

Краткосрочный творческий  проект в младшей группе детского сада...

Проект "Кукольный театр своими руками"

В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей. Существует множество форм обучения и воспитания, но театральная деятельность стоит в особом ряду. ...

Проект "Театр своими руками"

Формировать художестенно-эстетическое развитие дошкольников средствами театральной деятельности. Развивать творческое и познавательное мышление в совместной деятельности детей, педагогв и родителей, в...

Проект кукольный театр своими руками "Мы сказку создаем сами"

Создание кукольного домика и кукол своми руками для постановки...

Познавательно-творческий проект в условиях ДОУ «Кукольный театр своими руками»

Проект носит теоретический, практический и исследовательский характер, позволяет вовлечь детей в творческий и познавательный процесс. Данный  проект способствует реализации творческих сил и духов...

Презентация творческий проект "Настольный театр своими руками"

Презентация творческий проект "Настольный театр своими руками"...

творческий проект "Кукольный театр своими руками"

Проект о том, как изготовить кукольный театр своими руками....